"Её яркая звезда взошла на небосклон нашего самодеятельного искусства стремительно и неожиданно – неожиданно не только для окружающих её людей, но, пожалуй, и для неё самой. И так же внезапно и непредвиденно, как и зазвучал, вдруг оборвался и умолк когда-то покорявший весь мир, незабываемый раздольно – русский голос чертёжницы Горьковского автозавода Тамары Никитиной…"– так написал её земляк Анатолий Васильевич Вострилов в своей книге "Утоли моя печали".
Уроженка села Давыдова
Наша землячка Тамара Васильевна Никитина родилась в красивом старинном селе Давыдово Вачского района, в семье Василия Алексеевича и Елизаветы Григорьевны Никитиных, третьим ребёнком после сестры Валентины и брата Виктора.
Её мама не была певуньей, а вот отец Василий Алексеевич, как и его братья и сестры, имели красивые и сочные голоса от природы. Видимо, от рода Никитиных дочери Валентина, а особенно Тамара унаследовали эти голоса. Исполнение песен родственниками и односельчанами, особенно в годы Великой Отечественной войны, сопровождало Тамару с самого раннего детства. Она заучивала русские народные песни, а также задорные частушки и с удовольствием их пела.
В 1938 году юная певица поступает учиться в Давыдовскую семилетнюю школу. В 1944 году в городе Полоцк Витебской области (Белоруссия) был убит отец Тамары Никитиной. Без мужской поддержки тяжело жилось семье Никитиных в послевоенное время, но Елизавета Григорьевна растила детей как могла, и, поставив всех троих на ноги, так и не вышла больше замуж. Старшенькую, Валентину, просватали в Чеванино, в семью Герасимовых, а Виктор после женитьбы остался жить в Давыдове.
Тамару ждала другая судьба. Её детство, начало юности пришлись на суровые военные годы. Нелёгкий крестьянский труд она познала с малых лет. Кроме домашних дел по хозяйству, одновременно участвуя – наравне со взрослыми – во всех колхозных крестьянских делах, она по вечерам бежала петь на сцену родного сельского клуба под завораживающую игру местных гармонистов. И может, так бы и осталась Тамара в своём селе, если бы не случай.
Шел 1947 год. В районе шла уборочная сельскохозяйственная кампания. При Вачском доме культуры, по распоряжению районного комитета партии, была организована агитбригада в составе: директора дома культуры Константина Петровича Ремизова, секретарей комсомольской организации Владимира Горемыхина, Нины Семеновой, баяниста Федора Ивановича Архипова, художественного руководителя ДК Анатолия Ивановича Клюева, участника художественной самодеятельности Виктора Михайловича Баканова, преподавателя Петра Васильевича Вахромова, работников завода "Труд" Раисы Семеновой, Зои Сергеевны Горкиной, Марии Михайловны и Александра Васильевича Хомутовых, Таисии Васильевны Кочневой, пенсионера Ивана Ивановича Семикова.
Коллектив агитбригады ездил по району с концертными программами. Выступали практически в каждой деревне. Из родного дома приходилось уезжать на несколько дней, поэтому по приезде в какой-либо населённый пункт всех определяли на постой жителям деревень. Дав концерт в одной деревне, на следующий день переезжали в другую.
В один из вечеров, разместившись у жителей села Давыдово, коллектив агитбригады отдыхал у одного из домов на завалинке. "Сидим, смотрим, идёт девушка босиком, невысокого росточка, в светлом платьице. Волосы заправлены в тугую русую косу и поёт песню: "Помню, я ещё молодушкой была". Да так выводит, просто заслушаешься, точно трель соловьиная, – поделилась со мной в 2011 году Таисия Васильевна Кочнева. ‑ Константин Петрович окликнул Тамару. Пригласил на завалинку. Стал расспрашивать, кто она, где живёт, сколько времени поёт, и сможет ли она ездить по району с агитбригадой, участвуя в концертных программах". Тамара обрадовалась приглашению и согласилась выступать, а К.П. Ремизов попросил её переодеться в другое платье и обязательно надеть туфли. На следующий день в составе агитбригады Тамара уже ездила выступать по району. Она пела русские народные песни: "Рожь", "В поле, за околицей", "У меня под окном расцвела сирень" и дуэтом с Т.В. Кочневой. Благодарные зрители дарили им длительные и громкие аплодисменты.
Все агитбригадовцы умели многое. Они не только пели, но и плясали, читали стихи, сочиняли частушки на злободневные темы, особенно про лентяев, и как не работают магазины, потом их исполняли со сцены сельских клубов. На деньги, вырученные от концертов, самодеятельные артисты покупали реквизит к выступлениям, а также туфли, косынки, платья.
Новое место жительства певицы
Когда весь Вачский район был охвачен концертными выступлениями и последним населённым пунктом посещения агитбригады оставалось село Арефино, Тамара приняла решение в родное село не возвращаться, а переехать жить и работать в Вачу. К этому времени, благодаря стараниям директора Давыдовской школы Николая Николаевича Волкова, раньше других заметившего её необыкновенный талант, удалось Тамаре Никитиной получить паспорт. Он хорошо понимал, что, если одарённая девушка останется жить в Давыдове, её уникальный голос так и останется невостребованным.
Так, К.П. Ремизов устроил её жить на квартиру к Евдокии Федоровне Кузнецовой. Предложил работу в ДК на должности уборщицы. Пусть хоть небольшие, но живые деньги. Поворот в судьбе Тамары казался неслыханным счастьем, а самое главное– она могла петь сколько угодно по вечерам после трудовой смены. У неё появилась возможность участвовать в работе самодеятельного коллектива и выезжать в составе агитбригады на предприятия и колхозы. Она пела на всех концертах, проходивших в доме культуры. Свой голос молодая певица шлифовала на занятиях под мудрым взглядом художественного руководителя, профессионального знатока и ценителя вокального искусства Константина Петровича Ремизова. Кроме того, она успевала участвовать в дьяковском хоре (конец 1940-х, начало 1950-х годов), где руководителем был Осип Васильевич Сорокин, и при случае он приглашал её петь для усиления мощи хорового пения.
Зарплата уборщицы была очень низкой, а молодой девушке хотелось красиво одеваться, да и за жилье приходилось платить. Тамара стала проситься у Константина Петровича на другую работу. Вскоре её перевели в цех № 3 завода "Труд" присадчицей ножей. Довелось Тамаре поработать и шлифовщицей в цехе №2. Работая на заводе, она продолжала петь.
Агитбригада была в те 1950–1956 годы очень дружная. Когда не было возможности репетировать очередные концертные программы в здании ДК, то весь коллектив, в том числе и Тамара, собирался дома у Константина Петровича. За фортепиано играть садилась Надежда Николаевна Гущина (Бенедиктова), а все остальные пели. Кроме этого, все приносили пластинки и по ним учились танцевать вальс, фокстрот, лянсье, русские народные и другие танцы.
Большой удачей для Тамары стала встреча с замечательным баянистом Аркадием Александровичем Грошковым. Он слыл грамотным музыкантом. И пока Тамара жила в Ваче, они вместе выступали в концертных программах.
Ещё при жизни Василий Михайлович Воронин вспоминал: "Мы встретились с Тамарой Никитиной в доме моей будущей жены Валентины Михайловны Обшоловой. Сдружились. Часто разговаривали о жизни. Она признавалась, что переросла в своём творчестве подмостки сельского клуба и ей хотелось большей широты исполнения песен. Когда я работал в должности начальника цеха завода "Труд", то организовал заводской хор и сам пел. Тамара – это человек, отдавший себя полностью музыке. С ней можно было обо всём поговорить, а на критику она никогда не обижалась. Будучи секретарём партийной организации завода, я пригласил её поездить по всем заводским цехам в районе со своей концертной программой. Она согласилась. Приехала не одна, а с баянистом. Жили они у меня в квартире и целый месяц ездили по цехам, выступая с концертами. Пока она работала в заводе, то участвовала во многих районных и областных смотрах и конкурсах и всегда занимала первые места. Поэтому и выдвинули её как работника завода представлять Нижегородскую (Горьковскую) область на VI международном фестивале в Москве. Зарплата Тамары была настолько мала, что она не могла себе позволить купить вещи, как мы раньше говорили, "на выход", а тут фестиваль. Тогда мы, её друзья, сложились и купили ей пальто для поездки в Москву".
К большому сожалению, Валентина Михайловна ушла из жизни, поэтому воспоминаниями поделилась её сестра Римма Михайловна Миханова: "Тамара Никитина была очень простая и хорошая, причём озорная и шутливая девушка. С моей сестрой Валей они были с одного, 1930, года. Перед самой войной, в начале июня, у нас умер папа, и на маминых плечах осталось семеро детей, поэтому Валя, окончив 7 классов в 1947 году, поступила работать в завод "Труд", в цех №2, присадчицей ножей, а ещё она была участницей художественной самодеятельности. Здесь они и познакомились с Тамарой. Дружбу они пронесли через всю свою жизнь. Тамара в это время снимала квартиру у наших соседей Семеновых по улице Советской. Она часто бывала у нас, а я с удовольствием слушала их пение. Они придут домой, залезут обе на русскую печь и поют там, а я, как могла, им подпевала и так три года, пока я училась с 5 по 7 классы. Потом Валя и Тамара вышли замуж и стали дружить уже семьями. Позже у Тамары проявилась астма, и она не расставалась с ингалятором. Но пела она просто замечательно".
Татьяна Бакина,
специалист районного историко-краеведческого музея
(Продолжение в следующих номерах "ВГ")