Перед системой образования поставлено много задач, каждая из которых важна и требует ресурсов и контроля. На сегодняшний день главным приоритетом в образовании является качество образования. Все изменения, происходящие в системе образования: инфраструктура, стандарты, технологии– должны быть сориентированы на то, чтобы воспитанники и обучающиеся максимально реализовали свой потенциал и достигали высоких результатов.
Потребность населения
в образовательных услугах
удовлетворена в полной мере
Более 1249 обучающихся, из которых 126 первоклассников, и 539 воспитанников, придут в наши учреждения. И наша задача сделать всё, чтобы школьная жизнь была яркой и интересной, чтобы дети получили качественное образование.
Система образования Вачского муниципального района на начало 2020-2021 учебного года представлена образовательными организациями: 12 учреждений дошкольного образования (4 – город, 8 – село), на базе МБДОУ детский сад № 11 "Теремок" функционирует структурное подразделение семейный детский сад (с. Филинское), 10 учреждений общего образования (1– город, 9 – село), из них в 4-х 5 дошкольных групп; 3 учреждения дополнительного образования.
Структура системы образования позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения Вачского муниципального района в образовательных услугах.
Охват дошкольным образованием детей в 2020 году (по возрастам): от 0 до 3 лет – 37,2%; от 1 до 7 лет – 83,8%; от 1,5 до 7 лет – 82,9%; от 3 до 7 лет – 100%.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет составляет 100%. Фактическая потребность в местах в ДОО удовлетворена полностью. Актуальной очереди в районе нет.
В организациях функционируют 43 группы для детей дошкольного возраста, из них пять групп комбинированной направленности, которые посещают дети с ОВЗ. В дошкольных образовательных организациях работают 65 педагогических работников. 35 имеют высшее образование (53,8%), 29 среднее профессиональное образование (44,6%).
Дошкольные организации рассчитаны на 936 мест. По состоянию на август 2021 года количество воспитанников – 539. В общеобразовательных учреждениях будет обучаться 1249 учащихся.
Повышалась квалификация кадров
В течение года проводилась плановая работа по повышению квалификации кадров. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации. В учреждениях района на начало 2021 года работает 141 учитель. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет составляет 25% (30 человек), 20 учителей со стажем работы до пяти лет.
Доля педагогических кадров, прошедших курсы повышения квалификации в 2019-2021 годах, составляет 100%. Среднее значение по области 92,52%. Руководители образовательных организаций – 100%. Высшую категорию имеют 24% учителей, 1 квалификационную категорию – 68%. Средний возраст педагогов – 49 лет.
Результаты государственной
итоговой аттестации
Одним из показателей качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников девятых и одиннадцатых классов. К государственной итоговой аттестации выпускников одиннадцатых классов в 2021 году было допущено 42 ученика. В форме ЕГЭ сдавал 41 ученик; в форме ГВЭ – один ученик. Для получения документа о среднем общем образовании выпускникам, сдающим экзамен в форме ЕГЭ, обязательным предметом в 2021 году являлся русский язык, в форме ГВЭ – русский язык и математика. Экзамен в форме ГВЭ в 2021 году предусмотрен для тех, кто не планировал поступать в ВУЗ. Выпускник успешно справился: русский язык – 3: математика – 4. Выпускники сдавали экзамены по одиннадцати предметам. Количество выпускников текущего года по предметам: русский язык – 41; математика (профильный уровень) – 27; информатика и ИКТ – 14; физика – 14; биология – 4; география – 3; химия – 4; обществознание – 22; история – 6; литература – 1; английский язык – 4.
Самые популярные предметы по выбору: математика (профильный уровень) – 66%; обществознание – 54%; физика – 34%: информатика и ИКТ – 34%. Все выпускники успешно справились с экзаменами и получили аттестаты о среднем общем образовании.
Русский язык
Экзамен по русскому языку – обязательный для получения в 2021 году документа о среднем общем образовании, и сдавали его все выпускники (41 человек). Минимальное количество баллов – 24. Все выпускники успешно преодолели минимальный порог. Средний балл по району 74,6. Лучшие школы: Арефинская сош (средний балл 83,14) и Вачская сош (средний балл 75,25). Доля выпускников, результаты которых выше среднерайонных, – 48,78% (20 учащихся). Семь выпускников набрали от 90 баллов и выше.
Математика
(профильный
уровень)
Математику на профильном уровне сдавали 27 выпускников. В 2021 году предмет не является обязательным. Минимальный порог в 27 баллов преодолели все выпускники. Средний балл выполнения работы по району – 58,11, что выше уровня прошлого года. Лучшие результаты показали выпускники Арефинской сош (средний балл 72,28) и Вачская сош (средний балл 58,4). Доля выпускников, результаты которых выше среднерайонных, – 51,85% (14 человек). Пятеро выпускников имеют высокобалльные работы от 80 баллов и выше.
В 2021 году одна ученица Вачской сош получила 100 баллов по литературе. Высокобалльных работ (от 80 до 100 баллов) – 26. По предметам: русский язык – 7 работ (17,1%); математика – 5 работ (18,5%); обществознание – 3 работы (13,6%); история – 1 работа (14,3%); английский язык – 2 работы (50,0%); информатика – 4 работы (28,6%); биология – 1 работа (25%); физика – 2 работы (14,3%); литература – 1 работа (100%).
Количество выпускников, получивших высокие баллы, составило 12 человек (29,3%): в Арефинской сош – 4 выпускника, 10 работ; в Вачской сош – 5 выпускников, 9 работ; в Филинской сош – 1 выпускник, 3 работы; в Казаковской сош – 1 выпускник, 2 работы; в Новосельской сош – 1 выпускник, 2 работы.
В 2021 году семь выпускников награждены медалью "За особые успехи в учении" (в 2020 году – 6 выпускников). Условием получения медали являлись: отметки пять по всем предметам учебного плана за 10 и 11 классы, а также получение не менее 70 баллов по русскому языку и не ниже минимального порога по предметам по выбору. Все претенденты на медаль успешно справились с экзаменами. Школы, которые подготовили медалистов: Вачская сош – два ученика; Арефинская сош – три ученика; Филинская сош – два ученика.
Аттестаты об основном общем образовании с отличием получили семь выпускников девятых классов: трое из Вачской сош и четверо из Филинской.
Финансирование системы образования
В 2020 году затраты на обучение и содержание одного воспитанника в дошкольных образовательных организациях составили 151 599 рублей, что на 20 986 рублей больше, чем в 2019 году; в общеобразовательных школах – 103 572 рубля, что на 7 399 рублей больше, чем в 2019 году; в организациях дополнительного образования – 21 783 рубля, что на 6 364 рубля больше, чем в 2019 году.
Средняя зарплата составляет:
- педагогические работники дошкольных организаций – 31500 рублей;
- педагогических работников общеобразовательных учреждений – 34475 рублей, в том числе учителей – 35284 рубля;
- педагогические работники дополнительного образования – 35576 рублей.
Капитальный ремонт
В 2021 году продолжилась реализация государственной программы "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области, реализующих общеобразовательные программы". В рамках данной программы проведены ремонтные работы в 2021 году: Арефинская сош – комплексный капитальный ремонт, Новосельская сош – капитальный ремонт фасада, детский сад №1 "Березка" и детский сад №8 "Колосок" – ремонт системы электроснабжения. Общий объем финансирования составил 57 452 502,26 рублей.
Реализация федерального проекта
В рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" начал работу в 2020 году Центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Казаковская сош, который обеспечен современным оборудованием для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, а также созданы рабочие зоны по предметным областям "Технология", "Информатика", "ОБЖ" и зоны коворкинга, медиазона и Шахматная гостиная. В районе действует два таких Центра.
1 сентября 2021 года открылись Центры образования "Точка роста" в Вачской сош и Чулковской оош. Эти Центры будут другой направленности – Центры образования естественно-научной и технологической направленностей. Центры "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов создаются для формирования условий для повышения качества общего образования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ по предметам "Физика", "Химия", "Биология". В 2022 году планируется открытие Центра "Точка роста" в Алтунинской оош.
В 2020 году реализовался федеральный проект "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в Вачская СОШ. Были проведены мероприятия по монтажу системы контроля доступа, видеонаблюдения, высокоскоростного Интернета.
В районе реализуется федеральный проект "Успех каждого ребенка" по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В Вачской сош реализована модель "Школа полного дня" с охватом дополнительными общеразвивающими программами 648 учащихся.
В 2020 году охват дополнительным образованием по реализации проекта "Успех каждого ребенка" обучающихся от общего количества детей 5-18 лет составил 64 проц.
Число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Урок Цифры" или иных, аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию, – 545 участников.
Число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), в том числе по итогам участия в проекте "Билет в будущее", составляет 77 человек.
Охват детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительными программами, в том числе с использованием дистанционных технологий, составил 105 человек из 126.
Во всероссийском образовательном мероприятии "Урок Цифры" участвовало 1050 учащихся;
Доля детей, охваченных системой персонифицированного финансирования, – 30%.
В 2020 году в районе реализовался федеральный проект "Цифровая образовательная среда" в Вачской СОШ. В ЦОС входит несколько элементов: высокоскоростной интернет, обеспечение компьютерной техникой. Плюс широкий набор сервисов, которые помогают сделать обучение интерактивным. Этот проект в 2021 году продолжает осуществляться в рамках мероприятий по проведению эксперимента по модернизации начального, основного и среднего общего образования.
Реализация федерального проекта требует и совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений. В первую очередь, увеличение скорости Интернет. В 2021 году всем школам будет предоставлен доступ к единой сети передачи данных и сети "Интернет" и высокоскоростному Интернету. Пять общеобразовательных учреждений будут подключены к ЕСПД к 30 сентября 2021 года.
В 2021-2022 годах реализуется федеральный проект "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Данный проект реализуется во всех десяти общеобразовательных учреждениях.
Цель – оказание услуг по формированию IТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса.
С сентября 2020 года образовательные организации начали работу по разработке рабочих программ воспитания. С 1 сентября 2021 года внедрение рабочих программ станет обязательным. Программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы. Она содержит конкретное описание предстоящей работы с детьми. Рабочая программа разработана всеми образовательными учреждениями.
В Арефинской, Вачской и Филинской средних школах в рамках проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование" будут вводиться ставки советников по воспитанию.
В новом учебном году школьники начнут обучение в привычном формате — очно в школах. При этом в школах сохранятся все мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции: мобильное расписание, закрепление за каждым классом отдельного кабинета, утренняя термометрия. Во всех образовательных организациях установлено оборудование для обеззараживания воздуха, закуплены средства индивидуальной защиты.
В новом учебном году мы ставим задачи по достижению результатов и показателей при реализации национального проекта "Образование". Нам предстоит большая работа по формированию системы оценки качества образования.
Задачи на 2021-2022 учебный год
Дошкольное образование:
- сохранение достигнутого уровня – 100% обеспеченности детей с 3 до 7 лет местами в ДОУ;
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 100%;
- повышение качества дошкольных образовательных услуг;
- создание условий для включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в систему дошкольного образования, в т.ч. через организацию доступной среды;
- выполнение показателей реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".
Общее образование:
- повышение качества и доступности общего образования;
- реализация национального проекта "Образование";
- формирование муниципальной системы оценки качества образования;
- реализация государственной программы "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области, реализующих общеобразовательные программы".
Дополнительное образование:
- внедрение и реализация рабочей программы воспитания;
- включение обучающихся в новые модели организации дополнительного образования детей ("Школа полного дня", "Точка роста", "Кванториум");
- повышение качества и доступности услуг дополнительного образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.