По писцовым книгам
дворцовых вотчин
Ещё в 17 веке село Вача было дворцовым пашенным селом. В писцовых книгах дворцовых вотчин за 1676 год имеется описание церквей и населения села Вача, где говорится, что в Ваче было две церкви: одна была ветхая деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского, в которой служба уже не проводилась, а другая – деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, построенная в 1642 году.
"Из ветхой церкви Дмитрия Солунского было перенесено в церковь во имя Николая Чудотворца Деисусов 13 образов и образ Дмитрия на золоте, образ Пресвятой Богородицы Одигитрия на прозелени – прикладу гривна золоченая, образ Пресвятой Богородицы Одигитрия на золоте. Также были перенесены образы Пресвятой Богородицы Казанской, св. пророка Ильи в киоте, Архистратига Михаила, Николая Чудотворца и других. Перенесены были двери царские с евангелистами, образ Пресвятой Богородицы резной в серебре позолоченный, прикладу 11 копеек золоченых, образ Казанской Богородицы на золоте – у неё панагия да складни двойные. Сосуды деревянные – покров атлас цветной обложен миткалью, на покровах и на воздухе Крест шит шёлком с золотом, напрестольное Евангелие печатное обложено бархатом черным, евангелисты серебряные позолочены. Ризы были дорогие зеленые, оплечье бархатное. Перед местными образами поставлены 3 восковые свечи на красках. Книг было: полууставный октав, триодь цветная, Евангелие воскресное толковое, житиё Николая Чудотворца, Псалтырь со следованием".
На колокольне было четыре колокола. Церковь была огорожена забором, а в заборе имелись ворота створчатые с малыми тесовыми воротами. Строена та церковь на средства приходских людей. Приходских причастников во дворе было двое: поп Лука Иванов, да поп Андрей Григорьев. Имелись дворы, просвирни да пономарский двор. Были ещё – бобыльских шесть мест пустых дворовых. Под поповыми дворами было отведено 1,5 десятины и пол-пол-трети десятины; пашни пахотные церковные по приправочным писцовым книгам было 25 десятин и сена 45 копен.
В селе Вача на данный период было дворовое место приказчиков, 34 двора крестьянских, в которых проживало 37 человек, братьев – 12, детей – 43, племянников – 10, пасынков – 4, зятьев – 5, внучат – 17, 6 дворов бобыльских* , детей – 8, захребетников** – 3 человека, детей у них было 5 и один племянник.
Что касается состава Вачского прихода, то сведения об этом имеются в окладных книгах 1676 года. В селе Вача приходских дворов числилось 35 крестьянских и 6 бобыльских. В деревне Городищи было 27 дворов да четыре двора захребетников. Деревня Карбышево, в ней шесть дворов крестьянских. Деревня Попышово, в ней 20 дворов крестьянских и в трех дворах проживали захребетники. Деревня Сухарево, в ней 10 дворов крестьянских. Деревня Остуново, в ней 20 дворов крестьянских и один бобыльский. Две деревни Сурки, в них были 12 дворов крестьянских и один бобыльский. Деревня Талынское, в ней 17 дворов крестьянских и один бобыльский. Деревня Федурино, в ней 24 двора крестьянских и один захребетника. Деревня Дубровка, в ней 14 дворов крестьянских. Деревня Поповка, в ней 19 дворов крестьянских и один двор бобыльский.
Упомянутая в описи ветхая деревянная Дмитриевская церковь, в которой не было уже службы, просуществовала до начала 19 столетия. Итак, в селе Вача были две деревянные церкви (церковь во имя Дмитрия Солунского и церковь во имя Николая Чудотворца).
* бобыльский двор – двор, крестьянин которого не имел земельного участка
**захребетники – категория населения на Руси XV - XVII века, принадлежали к вольным или гулящим людям, не несшим ни государевой службы, ни государственного тягла. Были в основном наемными рабочими на чужих тяглах
В век беспрерывных войн
Однако заглянем в XVI век. По архивным документам видно, что вторая половина XVI века, после похода Ивана Грозного на Казань активизировала русское население правобережной части Муромского и Нижегородского уездов. В 1565 году, а затем с 1571 по 1576 годы проводились дозоры, описи населенных пунктов вышеуказанных уездов, но переписные материалы по Муромскому уезду того времени не сохранились (об этом писал наш краевед В. А. Воробьев).
В эти годы были беспрерывные войны, которые Иван Грозный вел с немцами, Литвой и шведами, а также опричнина успешно воевала с собственным народом. И всё это привело к разорению и запустению земель коренной России – междуречья Волги и Оки. Много деревень было покинуто населением, а в оставшихся деревнях не было и 3-5 хозяйств, да и в них население выглядело угнетенным и настороженным. А если говорить о наших местах, то к этому прибавились последствия "черемисских войн", охвативших огромную территорию Нижегородского края в конце 70-х и начале 80-х годов XVI века.
П. И. Мельников (Андрей Печерский) по этому поводу писал: "Дикие инородцы, подчиненные прежде всего Казани, старались свергнуть власть московского государя. Последовал ряд возмущений, известных под имением черемисских бунтов, продолжавшихся при Грозном. Мордва поднималась против русских, но её крещение и обрусение шло с успехом. Смотрим полное сочинение П. И. Мельникова (Андрея Печерского) издательство 2-е, т.7 Продолжение к журналу "Нива", г., Санкт - Петербург, 1909г. "Очерки мордвы", стр. 422.
Новый дозор Ивана Талызина
и Постника Степанова
После этих "бунтов" на территории современного Вачского района, Павловского, Сосновского, Богородского, Кстовского, Дальне - Константиновского уездов потребовалось провести новый дозор. И в 1588 году писец Иван Борисов, и подьячий Постник Степанов описали Муромский уезд.
Список дозорных книг Василия Борисова и Третьяка Абрамова опубликован в 1977 году Московским университетом в книге Анпилогова "Нижегородские документы 16 века 1588-1600 годы". В этих документах имеются сведения о селениях ныне Вачского района.
Дозорным Ивану Талызину и Постнику Степанову, прибывшим в нашу вотчину, предстала картина: горелые деревни и пустоши, обрушенные церкви, где ещё торчала свежая зелень; чернели развалины, которые резали глаза. Всё это повергло дозорщиков в горькую, как эта гарь, задумчивость.
В центре Вачи они увидели, прежде всего, церковку с серым деревянным чешуйчатым куполом. Погруженная в свои печали, она как бы напоминала о себе, звала к себе: приди, помолись о страданиях своих близких. Выражением безмерности беды жителей села и окружающих деревень были свежие деревянные кресты, стоящие на церковном кладбище, носившем название Стародубского. Время не успело покосить и почернить эти кресты. Под ними лежали горемыки русские, которым уже не о чем было печалиться, мучиться сердечно. Царь небесный их не защитил, как и царь земной.
Следует пояснить про Стародубское кладбище. В 14-15 веках многими землями нынешней нашей местности владели феодалы, братья Стародубовы. Скорее всего, это кладбище действовало с их времен.
Однако надо определить, какую деревянную церковь с чешуйчатым куполом увидели дозорные Иван Талызин и Постник Степанов в селе Вача в 1588 году. Судя по описанию выше изложенного, можно предположить, что это была церковь во имя Дмитрия Солунского, и там же было церковное кладбище, носившее название Стародубского.
Как вам уже известно, в Ваче было две церкви, одна из которых – ветхая деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского. Точной даты построения этого храма мы не имеем, но знаем, что храм во имя Дмитрия Солунского был ветхий, и службы в нем не было, поэтому отсчет берем с 1588 года (1676-1588 = 88 лет). Но скорее всего, он был построен раньше, то есть после уничтожения храма во имя Святителя Тихона Амафунтского, во время "черемисских войн" в конце 70-х годов 16 века. На каком земельном участке был построен деревянный храм во имя Святителя Тихона Амафунтского и его описание, на сегодня о нем нет никаких документов.
Нашим краеведом В. А. Воробьевым отмечается, что Дозорная книга 1588 года по Муромскомй уезду не сохранилась. В документах бывшего Центрального государственного архива (ЦГАДА СССР), хранится челобитная князя Ивана Куракина королю Владиславу 4 Вазе: о пожаловании ему с. Вачи, вместо отобранного у него поместья в Смоленском уезде. К этой челобитной приложена справка, составленная 14 декабря 1611 года в Поместном приказе. Эта справка содержит выписку из Дозорной книги Ивана Талызина и подьячего Постника Степанова по Муромскому уезду за 1588 год.
К 1588 году Вача была дворцовым пашенным селом – административным центром вотчины, в которую входило 2 сельца, 31 деревня и 10 пустошей. И до 1610 года они принадлежали младшему брату царя Василия Шуйского, Ивану Ивановичу Шуйскому.
Каменный храм во имя Дмитрия Солунского
В 1805 году на месте бывшей деревянной церкви во имя Дмитрия Солунского начато строительство нового каменного храма в честь Святого великомученика Дмитрия Солунского. Трапеза была освящена в 1812 году, а главный храм в 1825 году. В 1863 году трапеза была значительно расширена, а в 1876 году перестроена вновь колокольня.
Итак, престолов в церкви было три: главный – в честь великомученика Дмитрия Солунского; а в трапезе теплой – во имя святителя Тихона Амафунтского и во имя Николая Чудотворца. Следует добавить, что в храме было полностью обустроено два алтаря в честь Дмитрия Солунского и святителя Тихона Амафунтского. Поэтому с восточной стороны церкви стоят два креста, указывающие на расположения алтарей.
Церковь во имя Дмитрия Солунского огорожена металлической оградой с кирпичными столбами. Справа, с восточной стороны, показано церковное кладбище, обнесенное тесовой оградой с кирпичными столбами. Между церковной и кладбищенской оградой было расстояние. В кладбищенской ограде с западной стороны были обустроены ворота, куда заносили покойных на кладбище.
С восточной стороны в церковной ограде установлен крест, такой же крест установлен с противоположной стороны. Эти кресты указывают расположения алтарей: главный – предел во имя Дмитрия Солунского. В теплом пределе был обустроен алтарь во имя Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца (этот алтарь не был полностью обустроен, так как на это время действовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца).
Галина АРЕФЬЕВА