Лауреатом которого стала учитель русского языка и литературы Вачской средней школы Наталия Александровна Гарёва.
Сегодня она рассказывает нашему корреспонденту о том, как всё было.
– Наталия Александровна, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к заключительному этапу вышеназванного мероприятия?
– Подготовка к конкурсу началась полгода назад. Сначала надо было победить на региональном этапе этого значимого для профессиональной деятельности учителя конкурса, для того чтобы поучаствовать на всероссийском. Два месяца ежедневной, ежеминутной работы (май-июнь) ушло на выполнение заданий, заложенных в положении конкурса областного уровня: видеоролик продолжительностью три минуты, в котором основным аспектом стала демонстрация наиболее значимых направлений моей профессиональной деятельности и демонстрация педагогической индивидуальности в контексте этнокультурных особенностей региона и образовательной организации, в которой я работаю; презентация по теме "Методическая мастерская" с эффективными методическими практиками организации процесса обучения родному языку и воспитания обучающихся в соответствии с ценностными ориентирами и современными социокультурными тенденциями развития образования; конспект урока по учебному предмету родная (русская) литература. В представленном опыте работы региональное жюри отметило высокую профессиональную компетентность, практический опыт в работе с родителями (законными представителями) обучающихся; мастерство изложения материала (логичность, четкость, культура речи); оригинальность материалов.
Каждый член жюри регионального этапа (восемь человек с кафедры словесности Нижегородского института развития образования) оценил мою работу высшим баллом. Таким образом, мне представилась возможность защищать уже не свой район, а Нижегородскую область на Всероссийском профессиональном конкурсе, который прошёл на Ставропольской земле с 11 сентября по 18 сентября 2022 года.
–Какие испытания Вас ждали дальше?
– Следующие два летних месяца (июль-август) были посвящены (в прямом смысле этого слова) подготовке к заключительному этапу конкурса: здесь уже шла не ежеминутная, а ежесекундная работа днём и ночью. Сначала я снимала медиавизитку с представлением своей гражданской позиции по отношению к изучению родных языков и родных литератур, которую оценивало московское высокопрофессиональное жюри. 68 работ из 114 были допущены к очному этапу конкурса. Он состоял из двух очных туров: первый тур "Учитель-профессионал", включавший конкурсное испытание "Методическая мастерская" (обобщение и демонстрация конкурсантом методической компетентности, умения анализировать и представлять собственный опыт в области воспитания и обучения родным языкам и родным литературам) и конкурсное испытание "Урок" (урок на незнакомых детях в течение 35 минут с последующим самоанализам). Второй тур: "Классный час" и "Мастер-класс".
За четыре месяца изнурительной подготовки к конкурсу меня не покидало чувство ответственности перед школой, районом, областью. И сейчас я благодарю своих близких, которые разделили со мной это чувство, не заметив моего отпуска.
– Расскажите, пожалуйста, о самом конкурсе.
– 12 сентября 2022 года в Городском дворце культуры города Железноводска состоялась церемония открытия конкурса. Лучшие учителя родного языка из 68 регионов нашей большой страны съехались в гостеприимный Ставропольский край для участия в конкурсных мероприятиях очного тура. С приветственным адресом выступали губернаторы из шести субъектов РФ.
В этот же день в лицее 31 города Пятигорска прошла жеребьевка участников.
- Как проходили конкурсные испытания? Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о них.
- Все 68 участников, которые были допущены к первому очному туру, сначала представляли собственные методические практики обучения родному русскому языку и родной литературе. Я рассказала о технологии веб-квест и геокэшинг, о фольклорной экспедиции по селам нашего района с 11 "а" классом, в котором я являюсь классным руководителем, об издании сборника "Частушечное послевкусие", составленного детьми и их родителями. Высоким жюри была отмечена результативность работы; методическая грамотность в представлении своего педагогического опыта; информационная, коммуникативная и языковая культура. Вопросов было задано очень много, я старалась ответить на каждый, и, видимо, это получилось неплохо.
На следующий день я давала открытый урок по родной (русской) литературе на незнакомых детях. Его тема звучала так "Виртуальный тур "Литературное Золотое кольцо Нижегородской области". С детьми из Пятигорска мы путешествовали по нашей области и знакомились с литературными именами, связанными с ней: М. Горьким, А.С. Пушкиным, Н.А. Некрасовым и др.. Кроме того, играли на хохломских ложках, исполняли русскую народную песню "Валенки". Подарком для детей стали городецкие пряники, которые мне привезли из самого Городца, испеченные по традиционному рецепту и необычно оформленные.
Идею этого урока я вынашивала два месяца, мною подбирались каждая деталь, каждое слово. Он мне стал настолько родным, что я чувствовала: все должно получиться. Когда начался урок, на мгновение все стерлось из памяти, но я справилась с волнением, и работа пошла. Минут через 15 я почувствовала, что с детьми мы на одной волне, и, не кривя душой, скажу: в этот момент количество баллов, выставленных за урок профессорами и докторами, было неглавным. На первый план вышло общение с детьми, их живой интерес, горящие глаза. В конце урока такое же настроение я заметила и у членов жюри. Вопросов после самоанализа урока было еще больше, чем на "Методической мастерской", а мне даже нравилось на них отвечать. Один из членов жюри потом подошел ко мне и поблагодарил за мой труд. Я с трудом сдержала слезы от такой признательности.
Количество баллов, набранное за прошедшие конкурсные испытания, позволило мне выйти во второй тур конкурса, где я давала открытый классный час на тему "Живая история Нижегородского края в частушках". Здесь уже пришлось не только петь, но и приплясывать. Что не сделаешь на таком высоком конкурсе, соревнуясь с сильнейшими соперниками со всей России?!
По итогам всех конкурсных испытаний мне было присвоено звание Лауреата Всероссийского профессионального конкурса "Лучший учитель родного языка и родной литературы".
–Чем запомнился этот конкурс?
– В первую очередь, доброй атмосферой, которая царила между конкурсантами. Я увидела всю Россию в лице учителя, познакомилась с уникальным опытом моих коллег. Во-вторых, конкурс запомнился очень интересной встречей с министром просвещения С.С. Кравцовым, которой были удостоены только лауреаты. Беседа прошла легко и незаметно. Мне он показался очень приятным в общении человеком, искренне переживающим за образование. Подкупил его интерес к каждому присутствующему учителю: мы называли не только свою область или край, но и район, школу.
В-третьих, после конкурсных испытаний мною был сделан анализ своей профессиональной деятельности, своих личностных качеств. В-четвертых, за эти две недели я пообщалась с многими педагогами нашей страны и пришла к выводу, что школа, в которой я работаю, ничем не хуже, чем другие, а даже лучше, особенно по техническому оснащению.
– Кого бы Вам хотелось поблагодарить за поддержку?
– Хочу сказать слова благодарности начальнику управления образования Вачского района Сергею Николаевичу Сачкову. Если бы не его понимание большой значимости этого конкурса, я бы не смогла участвовать во всероссийском этапе. Когда я вышла во второй этап, то сразу этой радостью поделилась с ним, а Сергей Николаевич, как настоящий руководитель, сказал: "Какая помощь нужна?". Но в этот момент мне могла помочь только "Скорая помощь", потому что от радости трудно было не сойти с ума.
Я благодарю администрацию моей школы, педагогический коллектив, учителей словесности нашего района. Все конкурсные испытания можно было посмотреть в режиме онлайн, поэтому коллеги видели все мои выступления, а я на расстоянии чувствовала их поддержку.
Особые слова благодарности хочу сказать заведующей центром правовой информации Марине Викторовне Черствовой, доброе сердце и профессионализм которой являются неотъемлемой частью моего успеха.
Также я благодарна моим ученикам 11 "а" класса и их родителям. Они не только поддерживали меня, но и помогали в подготовке к конкурсу. И много-много самых добрых слов говорю моим близким и родным. Так, как переживали они, не переживал никто. Сначала четыре месяца они терпели мою подготовку к конкурсу, потом две недели вместе со мной проходили все испытания. Но… все имеет свойство заканчиваться. Закончился и конкурс, но в моих воспоминаниях он будет жить еще долго-долго!
– Я от всей души поздравляю Вас с такой значимой победой и желаю новых творческих и профессиональных успехов!
Беседовала
Надежда ДЕНИСОВА
Фото предоставлено Н.А.Гаревой