Село, конец
и середина
В период НЭПа, в 1926-1927 годах, в Ваче появилась еще одна улица с названием Новая линия, позднее ее назвали улицей Ленина.
Главную улицу Вачи называли Село. Жители ее, очевидно, для удобства разделили улицу на “конец” и “середину”. С тех пор и пошел по Ваче разговор:
- Ты где живешь?
- В “конце”.
- А ты?
- На “середке”.
Остальные шесть улиц назывались Сокол (в настоящее время улица Фабричная), Заулок (улица Больничная), Чупров порядок (улица Спортивная), которая получила название, вероятно, потому, что первые ее четыре дома принадлежали Чупровым, и выстроена она в один порядок. Следующая улица в народе называлась Пересечка (улица Садовая), она пересекает переулок, идущий в улицу, в народе именуемую Малое поле (улица Профсоюзная). Она получила название от переименования земельного угодья, называвшегося малым полем, где и была застроена улица. И, наконец, Подгорье, так называлась часть села, находящаяся под горой и примыкавшая к фабрикам Коробкова и Кондратовых.
Кроме Малого поля и Заулка, все улицы села были застроены в один порядок, другая ее сторона выстроена холодными постройками - амбарами, погребами, кирпичными палатками, где летом хранилось имущество от пожаров.
На главной улице села находились пять переулков: Горкин, Мамин, Попов, Миханов и Лялин. Переулки Попов и Лялин назывались прогонами, так как по ним обычно прогоняли табун скота.
Названия переулки получили по фамилиям жителей, от домов которых и начинался переулок. Большинство домов в Ваче были одноэтажные, деревянные, добротные и только 20 из них - в два этажа. Каменных и полукаменных домов было всего 12, и принадлежали они зажиточным хозяевам: Кондратовым, Коробкову, Горкину, Чернову, Голубеву, Золотову.
Дома и торговые лавки
В центре села, кроме церкви и Кондратовых домов, находилась двухэтажная деревянная больница, рядом с ней - пожарный сарай с двумя пожарными ручными машинами на конном ходу, где круглосуточно дежурили пожарные с двумя лошадьми, которых по очереди выделяли жители села (кто имел лошадей).
Здесь же, на другой стороне улицы, несколько выделяясь вперед от остальных домов, располагались дома церковных служителей: Миловидова, Успенского, Побединского и Поспеловых (Просвирни, прозвище одной из дочерей Поспеловых).
Дом священника Магнитского находился отдельно, против церкви, и назывался поповым домом.
В центре же находилось полукаменное здание четырехклассного училища и такое же здание "чайной", принадлежавшей Кирьянову из Городищ. В советское время, в одном из помещений этого здания, располагался сельский Совет.
В центре находились три торговые продовольственные лавки. Так их тогда называли. Принадлежали они частным лицам. Одной из них владел Мамин Иван Васильевич, уважаемый в селе торговец. Он многим жителям села товары отпускал в долг. Также лавки принадлежали Чупрову, Шадрину (Львовичу), Ефимке (фамилию не помню).
Был еще один торговец в селе - Иван Федорович Бородин. Жил он в Подгорье, в небольшой избушке, и торговал в своем чулане разной продуктовой мелочью, когда по воскресеньям другие лавки были закрыты.
В конце села находилась винная лавка-монополка, где торговали только водкой (от шкалика до четверти). Вино продавалось и в продовольственных лавках. Чтобы купить что-то из мануфактуры, нужно было ехать (идти) в волостное село Новоселки. В начале века был организован кооператив по торговле мануфактурой. Первыми продавцами в нем были житель Вачи Ф.И. Абрамов и житель Новоселок М.А. Егоров. На улицах села было много деревьев. Росли столетние вязы и дубы. До настоящего времени сохранились на Соколе, на территории акционерного общества “Труд”, два таких дерева, а в основном это были березы, липы, тополь, реже осина, черемуха. В палисадниках обычно сажали сирень, акацию (помните романс, где были такие строчки “белой акации гроздья душистые”). В весеннее время улицы села наполнялись запахами сирени, акации, липы, черемухи. Самыми чистыми считались улицы Малое поле (улица Профсоюзная), Пересечка (Садовая), Сокол (Фабричная) и Чупров порядок (Спортивная). Здесь все лето сохранялся травяной покров, чего нельзя сказать о центральной улице и заулке. Объясняется это просто: через эти улицы всегда было интенсивное движение грузового транспорта из сел и деревень, расположенных на пути в волостное село Новоселки, особенно в базарные дни, а также по ним ежедневно прогонялся большой сельский табун скота.
Борьба с пожарами
В основном деревья в селе росли на противоположной стороне от ее жилой части, но многие – непосредственно, у жилых построек, в целях защиты их от пожаров, а пожары в те годы были не редким явлением.
В моей памяти глубоко сохранилось два больших пожара. В 20 -м году в Заулке тогда сгорело пять домов. В 21-м году повторился пожар в начале села (“середке”), горело четыре дома: Иванов дом, два дома Чугуновых и дом Трусовых (сейчас напротив администрации). Это был страшный ночной пожар летом. Сильный ветер в сторону улицы Сокол нес большое количество искр и горящие головни через овраг и Заульскую гору. Жители Сокола, находясь на крышах домов, заливали водой падающие на строение горящие головни.
В ту ночь на пожар из церкви вынесли большую икону Божией Матери. Служили молебен. К счастью жителей улицы, невдалеке от пожара, возле здания больницы, находился большой бетонный водоем, построенный в свое время Кондратовым и всегда полностью наполненный водой. К тому же на пожар съехались жители села с лагунами (бочками) и обеспечили быстрый подвоз воды к месту пожара. Это позволило отстоять от огня соседние дома. Кроме Кондратовых фабрик с их ножевыми изделиями, бритвами, топорами, которые пользовались большой популярностью и спросом не только на рынках России, но и за ее пределами, славилась Вача и своей церковью.
Церковь Вачи
Вачская церковь была в числе лучших провинциальных церквей Муромского уезда. Красивая по своей архитектуре, бело-голубая, с высокой двухпролетной колокольней, обнесенная кругом фигурной металлической, на прочной каменной основе оградой. Внутри ограды находились памятники и склепы Кондратовых. Она, обнесенная липами, как бы создавала своеобразный оазис в центре села. Еще более красивым было ее внутреннее убранство с замечательной росписью, богатым иконостасом, огромным паникадилом и двумя боковыми приделами с малыми алтарями, где также проводились службы.
Жаль, что жители лишились такого богатого исторического памятника. Далеко известен был церковный хор под управлением жителя Вачи, регента Ивана Павловича Кузнецова. Он сумел отобрать самых одаренных, обладающих прекрасными голосами жителей села: Григория Хализова, Иванова (из Малого поля), П.Д.Морозова, К.Д. Абрамова, К.Д. Зайчикову, В.Г. Чернову и многих других. Послушать церковный хор и службу на Пасху приезжали в Вачу даже из Мурома.
В далеком прошлом был обычай ставить на перекрестках дорог и улиц небольшие часовни и кресты. Часовни, куда можно было войти и совершить обряд, были и в Ваче, одна - на кладбище, другая - в центре села, часовня меньшего размера стояла в Малом поле.
Трудовые будни вачкасов
Жители села в то время вели спокойный образ жизни, трудились на земле, работали на фабрике, растили детей, а их было в каждой семье от 5 до 10 человек, относились друг к другу уважительно, роднились, по праздникам семьями ходили друг к другу в гости. Раньше в домах стаканов не держали, пользовались чашками с блюдцами (блюдечками). Хмельное пили мужчины из лафетников, женщины - из рюмок. Характерно, что много пели песен старинных, протяжных, народных. Пели в гостях, на свадьбах, гулянках, ходя по улице и даже на работе. Вспоминается такое: на фабрике Кондратовых, в топорном цехе, точили лезвия топоров на огромных песчаных точилах. Работа тяжелая, сырая, рабочие всегда пели песни, говорили, что с песней легче работалось. В сенокос, ежедневно, идя с косьбы, косцы собирались вместе строем по четыре косы на плечо и с песней шли домой. Им вторили и женщины. После работы в лугах всегда возвращались домой с песней. Любимыми праздниками у вачкасов были Пасха и престольный праздник Тихон.
Празднование Пасхи
Ждали Пасху с нетерпением, ведь перед Пасхой был Великий Пост, в течение которого не разрешалось есть мясо - молочные продукты, яйца. Зато, когда наступал этот праздник, в каждой семье появлялись на столе куличи, масло, ватрушки, молоко, яйца и прочие яства. Первый день Пасхи, как и всюду, начинался с церковной службы и крестного хода. Под колокольный звон множество народа с зажженными свечами обходили церковь внутри ее ограды. Детям к этому дню родители делали из промасленной разноцветной бумаги фонарики, с горящей свечей внутри. После этой торжественной церемонии все расходились по домам разговляться. Пасха праздновалась целую неделю. В эти дни люди отдыхали от мирских забот. На улицах села устраивались различные игры: чижик, городки (чушки), мячом- буем. Сооружали качели, в центре села, обычно возле домов Германовых и Тюриных. Ежегодно сооружались на высоких треногах (8-10 метров) реи - это обычные качели на два человека, но только гораздо выше. Раскачиваться и взлетать до уровня перекладины - занятие не для трусливых.
Всю неделю не прекращался колокольный звон. В эти дни доступ на колокольню был свободен, и любителей позвонить в колокола было предостаточно. На верхнем пролете колокольни находилось четыре небольших колокола, в них звонили сразу во все и одновременно в средний колокол, находящийся в центре пролета. Кроме этих колоколов, здесь же находился набатный (тревожный) колокол, от него вниз спускалась веревка к церковной сторожке, и при необходимости через нее население оповещалось о пожарах. На первом пролете колокольни был подвешен огромный колокол, который назывался большим.
Но раскачать его было тяжело, чтобы колокол зазвонил, требовалось не менее десяти махов. Звон этого колокола был слышен далеко от Вачи, поэтому зимой, во время буранов и метелей, им пользовались, чтобы помочь всем, кто оказался в это время в пути. В пасхальные же дни многие жители села и их гости поднимались на верхний пролет колокольни, чтобы полюбоваться с 18-ти саженой высоты окрестностями села, распространяющимися на многие версты от Вачи.
Праздник Тихона
Другим уважаемым праздником был престольный праздник Тихон. Праздновался он в один и тот же день, 29 июня. К этому дню в Вачу съезжалось много гостей. Накануне из деревни Сергеева приезжали хозяева “самоката”, устанавливали его на одном и том же месте, в центре села. Появлялось в селе много китайцев. Праздник начинался после церковной службы, с открытия ярмарки. От церковной сторожки до “самоката” в два ряда располагались торговые места. Чем только здесь не торговали! Основными продавцами были китайцы. Торговали они различными игрушками из резины, полотна, цветной бумаги. Многие китайцы привозили с собой настольные игры - биксы, где можно было делать ставки 3-5 копеек, и выигрывать, если повезет, 10, 15 и 20 копеек. Здесь всегда находилось много не только любопытных, но и желающих попытать счастье. Особенно много собиралось народа у Сергеевского аттракциона. Желающих прокатиться на “самокате”, верхом на “коне” и сидя в” лодке” было предостаточно, особенно детей и подростков.
Гремела музыка, звенели бубенцы, крутился “самокат”, останавливаясь, чтобы принять следующую партию желающих прокатиться. Тут же, недалеко от “самоката”, на другой стороне улицы, на зеленой лужайке, собирались любители различных видов борьбы, чтобы показать свою силу. Иной год приезжали силачи-профессионалы. Здесь также было людно и шумно. А праздник продолжался. Улицы, забитые народом, шумели и гудели, всюду слышалась китайская игрушка “уйди - уйди”, и надо всем этим иногда появлялась голова в милицейской фуражке - это был местный милиционер Петя Калабанов, ростом куда больше двух метров и носивший всегда на боку шашку. Он спешил туда, где возникал подозрительный шум, с возгласом: "Разойдись, палчерепа снесу" (он был не местный и говорил на “а”). Справедливости ради следует сказать, больших скандалов в этот праздник не наблюдалось. Во второй половине дня ярмарка постепенно свертывалась, “самокат” продолжал некоторое время еще крутиться. Китайцы уезжали, а гости расходились по домам и продолжали праздновать до рассвета.
Интересные события
Весело проходили в Ваче и другие праздники, например, Рождество Христово. В этот день ребятишки группами ходили по домам и славили (пели) Рождество, получая за это денежную мелочь, славили и на Новый год. На Крещение святили воду в колодцах. Любители в этот день обливали себя холодной водой. На Троицу оконные наличники украшали кленовыми ветками, девушки завивали березку, а парни делали домашнее мороженое. В этот день водили хороводы, играли в летние игры. Любимым занятием у мужчин были городки - чушки (так раньше они назывались).
Зимой весело отмечалась Масленица. В селе устраивались конные соревнования - гонки. В Вачу съезжались из окрестных сел и деревень на рысаках любители этого вида спорта. Провожая праздник Масленицы, жгли костры и опять устраивали гулянья. Из памятных событий того времени запомнился летний день, когда на поле, близ Вачи, в сторону деревни Белогузово, налетела масса саранчи (говорили, явление небывалое), ее было так много, что все поле было сплошь покрыто саранчой. В связи с этим событием был крестный ход с иконой Божией Матери, отслужен молебен. И, что удивительно, а может, и объяснимо, вскоре на поле налетело множество крупных птиц, вроде дроздов, и вся саранча была уничтожена, но посевы погибли.
Другим значительным событием для вачкасов явился прилет в Вачу первого за все времена самолета. Это было в конце 20-х годов, зимой, в базарный день в Новоселках. Тогда в Горьковском крае проводилась летная агитационная эстафета имени Максима Горького (на фюзеляже самолета было написано “Максим Горький”). Самолет приземлился на поле между Вачей и Белогузовом. Жители села об этом были оповещены заранее, поэтому на дороге, выходящей из села, собралось множество народа, к нему добавились и едущие домой с новосельского базара. Когда самолет, сделав несколько кругов над Вачей, пошел на посадку (поперек дороги) и так низко пролетел над ней, что многие от испуга попадали в снег, а лошади бросились в сторону от дороги. Затем из самолета вышли на крыло летчик и его пассажир. Не спускаясь на землю, летчик обратился к собравшимся с речью. После выступления пилот предложил покатать на самолете двух пассажиров: самого старшего и почетного жителя и самого активного пионера. Такими оказались дед Кузнецов, по прозвищу Зуда, и пионер Саша Миханов, впоследствии учитель и директор вечерней школы -А.П.Миханов. Заняв место в самолете, вачские пассажиры улетели в сторону Новоселок. Они рассказывали, что самолет садился в районе д. Кошкино и еще кого-то катал. Но вернулся он на то же место, доставил пассажиров в целости и сохранности и улетел в сторону г. Горького.
Географические особенности
Географической особенностью Вачи является то, что она со всех сторон окружена оврагами и перелесками. Овраг, где в настоящее время находится парк, назывался "волчьей ямой". На другой его стороне, через речку-Вачку, гора называлась Тяпой, рядом - Ендовки, правее - Большой овраг. На склонах Большого оврага рос сосновый лес. Продолжение оврага, заросшее разнолесьем, называлось Перелесками. С восточной стороны Малого поля (ул.Профсоюзная) овраг (теперь застроен) назывался Убогим долом. Он выходит к речке - Вачке. Здесь, обычно в летнее время, устраивалась ночная пастьба лошадей. Это место было излюбленным у подростков. После дневных работ родители сажали подростков верхом на лошадей и отправляли в “ночное”. Многие из них оставались в ночном на всю ночь, слушая у костра рассказы бывалых людей.
Местность между Вачей и Деревнищами называли Глинищами, так как деревнищенская гора, в основном, состояла из глины. Там же находилось небольшое гончарное производство, вырабатывающее глиняную посуду. С восточной стороны села первый овраг называли Чертольем, далее, в сторону деревни Искусово, находились два оврага - Ближний и Дальний мордовщик. Там же, между ними, был большой сосновый лес, называемый Горкиной дачей. С южной стороны села, прилегая непосредственно к улице Сокол и территории фабрики, овраги назывались Ближними и Дальними Мочилками. Название Мочилки происходит от мокрого места. Раньше в дальних Мочилках были места, похожие на небольшие болота, где в течение всего лета не высыхала вода, так как близко к поверхности земли подходили грунтовые воды. Впоследствии они исчезли, когда начались большие оползни. В летнее время, особенно весной, Мочилки являлись лучшим местом отдыха жителей центральной части села и близлежащих улиц. Сюда отдохнуть и послушать соловьиные трели в воскресные дни приходили семьями. По берегу оврагов росли огромные дубы, склоны оврагов были покрыты труднопроходимым мелколесьем, орешником (лещиной), березняком, осинником. Поэтому два больших бугра в мочилках так и назывались – Березовый и Осиновый бугры. Для остальной части жителей села в летний период местом отдыха был Большой овраг, где часто проводились массовые гулянья.
Многих любителей порыбачить и в жаркие дни освежиться привлекал к себе Кондратов пруд. Здесь с малых лет ребятишки в “носке” (так называлось начало пруда) овладевали способностью не бояться воды, учились плавать. Вода в пруду была чистой, проточной. В центре пруда был небольшой зеленый остров, обнесенный красивой ажурной деревянной оградой. В центре его росли три больших дуба. Старожилы рассказывали, как здесь под тенью этих деревьев в беседке отдыхали Кондратовы со своими гостями.
За Мочилками находились овраги, так называемого Городка. Глубокие,с непроходимыми зарослями деревьев, они пугали своей неизвестностью, ходить туда боялись. Местное население рассказывало, что там скрывались беглые люди. Во время жнитва они выходили из леса и просили у жниц хлеба. На краю Городка, со стороны Попышева, на вачском поле находился большой сосновый лес. Называлось это место Черная грязь и еще Черновой дачей. Здесь в начале 20-х годов была убита и сожжена на костре молодая девушка, жительница Вачи - Ольга Голубева, там же, в Городке, в 30-е годы был убит первый стахановец завода “Труд”, житель с. Казаково, Шмырев. Последний из оврагов, окружающих Вачу, назывался Подрощей.
Здесь ежегодно отмечалось завершение сенокоса. Это был второй по важности, после жнитвы, деревенской страды, своеобразный праздник жителей села. Отсюда развозились последние потравы (сено) по домам. Затем устраивалось массовое гулянье с хороводами, песнями, плясками. Здесь же парни и девушки выбирали себе суженых.
Дары природы
Наличие такого количества оврагов, густо заросших деревьями, позволяло жителям села с успехом пользоваться лесными дарами. Из этих мест ежегодно на зиму заготавливалось много грибов, их засаливали бочонками, сушили так много, что торговали ими на базарах. То же самое было и с орехами. В оврагах, окружающих село, росло много орешника (лещины). Были годы, когда орехи заказывали, то есть до особого дня рвать их не разрешалось, а когда этот день наступал, то в лес за орехами шли семьями с заплечными корзинами. Близкое нахождение леса и перелесков разрешало проблему с топливом. Каждое лето жители села заготавливали из леса сухостой и валежник, которого хватало на весь отопительный сезон. Покупали пиленых дров немного - только на выпечку хлебов. Рассказывая о прошлом села, нельзя не напомнить о земельных угодьях, принадлежащих сельскому обществу, каждое из которых имело также своё название и назначение. Самым большим из них являлось так называемое Большое поле, оно простиралось от Большого оврага до границ земель д. Талынское и Польца, в районе Бутусов. Малым полем называлась земля, примыкавшая к северной части села. На него выходили переулки Попов и Лялин. Поле над Тяпой и Ендовками называлось Поповским (доходило до Поповского оврага). Вот, наверное, далеко не полные сведения о том, что из себя представляло село Вача к началу 20- х годов прошлого столетия.
(Из воспоминаний Морозова П.И.)