В России в 1802 году было создано министерство просвещения. Школьное дело стало неуклонно развиваться, шло увеличение уездных и приходских училищ. В 1864г. была проведена школьная реформа, согласно которой стало возможным открытие школ, называемых земскими. Было принято Положение о начальных народных училищах, целью которого было распространение первоначальных полезных знаний, обучение навыкам счета, письма и чтения.
Из истории просвещения
В наших местах в 1852 году первой была открыта церковно-приходская школа в с.Яковцево. Занятия с учениками проходили в церковной сторожке, вел их священник местной церкви, обучавший 44 мальчика. Через 10 лет, в 1862 г., в Арефине открылись сразу две школы – земская и церковно-приходская. В1864 г. открывается Жайская, еще через два года, в 1868 г. – школа грамоты в Красно, в 1868 г. начала работать земская школа в Новоселках, в 1878 г. – в Б.Загарине. В 1870-е годы были открыты две школы — Зяблицкая и Бежановская. В 1885г. – Белавинская и Дьяковская, в 1888г. – Кошелевская, в 1887г. – Александровская. В конце XIX века открытие новых школ пошло ускоренными темпами: в 1891г. – в Митине, 1892г. – в Казакове, в1893г. – Мещерах, Ваче, Городищах, Фофанове, Сергееве, Епифанове, Клину.
Согласно переписи населения 1897 года, в районе имелось уже 32 школы, в которых училось 1458 учеников, главным образом мальчики. В Яковцеве в этот период было две школы на 189 учеников, из них были 27 девочек, остальные – мальчики. В Арефине – две школы на 220 учеников (из них 47 девочек), в Ваче – две школы на 147 учеников, в Новоселках – одна, на 68 учеников.
В начале XX века развернулось строительство школьных зданий для земских школ. Были построены здания в Озябликове, Городищах, Лесникове, Алтухове, Горышове, Сергееве, Фофанове, Мещерах, Чулкове, в Ваче. Земские школы были лучше обеспечены оборудованием, наглядными пособиями. Благотворители жертвовали свои деньги на нужды этих школ, но часть средств выделялась и из бюджета. Занятия в земских школах были не всегда полноценными. Дети занимались в течение 80-90 дней в году, по 8-9 часов в неделю. Был большой отсев учеников, начиная с первого класса. Многие дети не учились в школе по разным причинам: из-за отсутствия мест, плохой одежды, отдаленности от места проживания. Одному учителю приходилось обучать до ста учеников начальным навыкам счета, письма и чтения. В основном учителя были выпускниками учительских семинарий, и их не хватало. Обучение в земских школах было бесплатным. Это давало больше возможности для получения 2-3 классного образования крестьянским детям. В 1914г. в районе насчитывалось 34 школы на 2854 ученика, их обучением занимались 55 учителей. Заметный след в просветительской деятельности в наших местах оставили педагоги: Губкин И.М.( Жайск), Ремизов П.И. и его сыновья (Вача), Русакова К.Ф. и династия учителей Валединских (Новоселки), Огурцов С.И. (Чулково), Провидохин Е.В.(Жайск,Кошелево), Магнитская М.А. (Клин),супруги Подолеские (Давыдово).
.
После Октябрьской революции
Школы становились центром просветительской работы среди населения. При сельских Советах создавались отделы по народному образованию. При активном участии жителей всех волостей шло открытие новых школ, подбор учителей. Для обучения привлекались дети от 9 до 15 лет. Школы открывались почти в каждой деревне, учеба стала важным делом всего общества.
В 1919-1920 годах было уже 47 школ,106 учителей занимались обучением более 5 тыс. крестьянских детей. Все учителя, работавшие в школах до революции, перешли на сторону советской власти и продолжали обучать детей в новых условиях. Вводились уроки пения, рисования, физкультуры, ручного труда. В старших классах преподавали физику, химию, географию, биологию, историю. В первые годы советской власти были открыты школы там, где их никогда не было до революции: в Зеленцове, Нершеве, Пертове, Пожоге, Верхополье, Турбеневе, Чеванине, Невадьеве и др.
С первых дней существования советской власти в стране постоянно проявлялась забота об учителях. Уже в январе 1918 года были повышены ставки оплаты учительского труда, и они повышались систематически в 1929, в 1932 годах. В 1932 году была закончена ликвидация неграмотности взрослого населения в районе. В 1936 году введены ставки учителей начальной школы, учителей средней школы, систематически проводилась учеба педагогов на курсах повышения квалификации. Выпускались методические пособия и журналы по предметам. Павловский педтехникум готовил учителей начальных классов. В начальных школах района работали выпускники этого техникума: Вершинин М.В., Жарков Н.В., Дружинина Е.Д., Сорокина А.Ф., Воронин С.А. К 1932 году в Вачском районе действовали уже 72 начальные школы.
Все последующие годы, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работа учителей и общественности района была подчинена выполнению постановлений правительства по подготовке высокообразованных, нравственно и идейно-политически закаленных, физически крепких работников для всех отраслей народного хозяйства и надежных защитников Родины. Об опасности войны никогда не забывали, и учителя готовили молодежь к защите Отечества.
В 1931 году был введен военно-спортивный комплекс ГТО. На всех спортплощадках шла работа по подготовке молодежи к сдаче норм ГТО. В 1935 году в школах работали 325 учителей, в 1939-1940 учебном году – 413 человек, из них с высшим образованием и незаконченным высшим – 119 человек.
В Новосельской средней школе директором с 1923 года бессменно работал Абрамычев С.В., физик по специальности, он был хорошим учителем и организатором школьного дела. Коллектив Вачской школы с 1927 года возглавлял Покровский К.В., родом он из Филинского, имел высшее образование, по специальности историк. Загаринскую школу возглавлял Покровский А.А. Его жена, Сокольская М.М., вела русский язык и литературу, оба супруга с дореволюционным стажем работы. Стало хорошей традицией, что ученики школ поступали в педагогические институты и техникумы и после их окончания возвращались в родные школы учителями.
В 1929 году, в год образования Вачского района, по всей стране был объявлен комсомольский поход за знаниями. Знания для советских людей становились потребностью и общественной необходимостью. Вачский район в эти годы шел впереди многих районов области по делам народного образования. Число обучающихся на начало 30-х годов возросло до 8268 человек, обучением занимались более 200 учителей.
Ольга Михеева
(для публикации
были использованы воспоминания Н.В.Перевезенцева)
Фотоматериалы из архивов Г.Прихуновой – Половинкиной, Ширшовой Н.Д.,
Сухаревой-Горской Н.Н.