Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вачского района Нижегородской области

606150, Нижегородская область, Вачский район, р.п.Вача, ул. Советская 7
телефон: +7 (83173) 6-11-40
e-mail: vacha-gazeta@yandex.ru

Берегите детей! Они — наше будущее!

На сегодняшний день проблема употребления детьми и подростками психоактивных веществ (ПАВ), к сожалению, стоит еще острее.

Как показывает практический опыт автора, за последние десять лет возраст употребления ПАВ существенно снизился до малолетнего. В настоящее время чрезвычайно высокий уровень зависимости от психоактивных веществ наблюдается у подростков. Как показывают наши исследования, данная ситуация обусловлена различными факторами.

Причина первая: изменения ПАВ

Кардинально изменились сами наркотические вещества. Обратившись в прошлое, нетрудно увидеть, что 20 лет назад среди наркотических средств преобладали опиоиды (героин, морфин, кодеин, фентанила, метадон, трамадол), последствиями употребления которых было привыкание, формирование аддикции, передозировка и смертельный исход.

На сегодняшний день основным наркотиком является синтетический (так называемая, "синтетика" – экстази, скорость, спайсы, соли, мефедрон, альфа, ЛСД, ПВП. В составе данных наркотиков от 6-14 химических компонентов, а некоторые из них до сих пор не исследованы, поскольку составляющие ПАВ постоянно меняются. Соответсвенно, воздействие наркотиков на личность и физиологию в целом требует постоянной диагностики.

По выборке автора, из 500 наблюдаемых подростков, употребляющих ПАВ:

• 24 проц. за время реабилитации купируют свое психологическое и физиологическое состояние в ближайшие 4 месяца;

• 61 проц. требуется от одного года для восстановления психологического и физиологического состояния;

• 15 проц. страдают психическими заболеваниями (шизофрения, биполярное расстройство, пограничное расстройство личности).

Тяга к современным наркотикам в короткий промежуток времени становится такой силы, что потребителей не останавливает "перспектива" ни тюрьмы, ни больницы, ни даже смерти. Более того, в каждом крупном городе, как в реальной жизни, так и через социальные сети, подростков мотивируют на продажу и распространение ПАВ путем создания "закладок". Мотивацией является хорошее финансовое вознаграждение, поскольку ребенок 13 лет может зарабатывать до 80 т.р. в месяц. По достижении возраста уголовной ответственности, лишь 6 проц. распространителей отказываются от такого вида деятельности, а остальные 94 проц. несут последствия в виде наказания в колонии для несовершеннолетних, наркологического учета и, конечно же, сломанной жизни.

Причина вторая: модели воспитания

Во-вторых, модели воспитания детей родителями остались прежними, несмотря на глобальные преобразования в социуме, прогресс цивилизации, изменения ценностей и идеалов у современной молодежи.

По результатам исследований, проведенных автором, несовершеннолетние воспитываются в семье по-прежнему по трем основным моделям:

1. Модель своеволия. "Я же мать", "Я же отец".

Данная модель воспитания основана на своевольных убеждениях родителей, где родитель не предпринимает никаких попыток к изучению вопроса воспитания детей, формирования здоровой личности ребенка, установления конструктивных моделей поведения. Весь процесс воспитания ребенка строится на ложном убеждении "Я же мать", "Я же отец".

Последствия такой модели поведения непредсказуемы, поскольку сам родитель не знает, не понимает, не осознает, что он делает и к чему он идет. Каждое решение в отношении ребенка предпринимается на импульсе, зависящем от эмоционального состояния родителя в данный момент ("здесь и сейчас"). При таких обстоятельствах ребенку приходится постоянно адаптироваться к сложившейся ситуации, не понимая, куда его ведут и зачем таким образом формируют девиантное поведение, основанное на "Я хочу".

2. Авторитарная модель с посылом: "Я буду воспитывать детей, как воспитывали меня. Я же вырос хорошим человеком".

Как правило, это весьма трагичная модель воспитания, в которой фокус внимания направлен на жесткий контроль при отсутствии у ребенка выбора. Данная модель не дает возможностей для роста и развития, так как воспитываемый (ребенок) находится в перманентном (постоянном) состоянии/ощущении страха ("Если я сделаю что-то не так, меня накажут, мне будет больно").

Соответственно, у ребенка тормозится гармоничное развитие его как личности, купируется сама возможность выбора линии поведения, и как следствие, "воспитывается" неспособность принятия на себя ответственности за свои действия и поступки. В таком состоянии подросток остается вплоть до деструктивной точки роста, когда он осознает другой микросоциум – школу, двор, секцию, где ему будет позволено все и более того аддиктивные модели поведения будут поощряться его новым ближайшим окружением. При таком развитии событий родственники станут врагами и как следствие – потеря у ребенка их авторитета, утрата у него семейных ценности и жизненных принципов.

3. Созависимая модель (проживание жизни ребенка за него самого) по типу: "Я дам своим детям все, поскольку у меня ничего не было".

Это по сути своей, эгоистичная модель воспитания личности, поскольку родитель преследует только свои интересы, основанные на его собственной боли. Сознательно или неосознанно, но взрослый регрессирует ребенка, задаривая его подарками, позволяя любое поведение и полностью купируя ответственность личности. Как правило, у таких детей отсутствуют ценности, все поощрения от родных воспринимаются как должное. Более того, вседозволенность прогрессирует и не знает границ. Родителю не менее тяжело выйти из данного порочного круга, поскольку при уменьшении уровня служения ребенку, родитель сталкивается с девиантным поведением (слезы, истерики, изоляция, игнорирование, угрозы, манипуляции).

В данной модели поведения родитель не учитывает прогресс социума. Если в 80-90 гг., ребенка невозможно было загнать домой с улицы и из игрушек была палка, лужа и гараж, то на сегодняшний день изобилие гаджетов, компьютеров, социальных сетей, развлекательного контента не знает границ. Соответственно, при таком патологизирующем стиле воспитания ребенок не способен ценить то, что имеет и уровень "хочу" стремительно растёт, вплоть до употребления ПАВ.

Автор в своей практике часто сталкивается с ситуациями, когда человек, находясь на скамье подсудимых, когда уже ему назначен срок наказания, а он так и не осознает, что это не шутки, поскольку всю сознательную жизнь ребенок не знал, как это взять ответственность за им же совершенное на себя.

Лучшее воспитание — личный пример

Поэтому, прежде чем говорить о конструктивных выходах из ситуации, нужно иметь четкое понимание о том, что зависимость у ребенка формируется внутри семьи, поскольку он идеально копирует деструктивные модели поведения родителей. Если ребенку на протяжении 14 лет внушать, что алкоголь – это зло и пропагандировать здоровый образ жизни внутри семьи, а в какой-то момент на празднике выпить на глазах у него со словами: "Ух, хорошо, но никогда так не делай!", то основной урок, который вынесет ребенок: выпивать – это что-то хорошее, и ему нужно срочно попробовать. Родитель не имеет права запрещать ребенку курить, если сам себе он это позволяет. Родитель не может сформировать у ребенка ответственный подход к жизни, если каждый день после работы он лежит на диване с пивом. Если родитель проводит свой досуг на природе с алкоголем, дома с алкоголем, позволяет нецензурно выражаться, то в большинстве случаев ребенок повторит его путь, поскольку единственное, что работает с ребенком – это личный пример, так как у детей формируется мнение: "Почему родителям можно, а мне нельзя". При ответе на вопрос: "Мы взрослые, нам можно" – ребенок стремится как можно быстрее стать взрослым и сидеть с пивом у телевизора, потому что в этом он видит счастливую жизнь.

Подведем итог. Большинство родителей мечтают, чтобы их дети были лучше, чем они. Для реализации данной цели, во-первых, необходимо выходить из своей зоны комфорта: любая конструктивная совместная деятельность и формирование общности "МЫ". Во-вторых, с ребенком надо договариваться, лишь поиск компромисса способствует принятию и руководству к действию конструктивной модели поведения ребенка; в-третьих, у ребенка необходимо взращивать уровень ответственности, при этом нагрузка должна быть достаточной, но не критичной. При максимальной занятости ребенка он может избежать деструктивного влияния социальных сетей, гаджетов, компьютеров. В-четвертых, при видимом регрессе ребенка не надо пытаться самостоятельно исправить ситуацию, ведь необходимо понимать, что проблема родилась внутри семьи, поэтому безопаснее и продуктивнее обратиться к специалисту для конструктивной коррекции внутреннего механизма семьи.

Берегите себя и своих детей, ведь они – наше будущее!

Владислав ВАСКЭ,

президент АНО "Рассвет",

магистр психологии,

клинический и кризисный психолог

Автор: Вачская газета

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 70

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика