Профессия педагога не всегда выбирается случайно: либо по призванию, либо по стечению обстоятельств и интересов. В некоторых случаях профессия педагога передается из одного поколения в другое, при этом формируя уникальное явление – педагогическую династию. Основателем такой династии в семье Савиных стала учитель немецкого языка Вачской средней школы Ирина Николаевна Савина. Выбрав свою будущую профессию еще в пятом классе, она, конечно же, не думала, что спустя много лет её дочь выберет профессиональный путь своей мамы. Но обо всем по порядку.
Старой закалки
Вот уже сорок второй год на одном и том же месте работает учителем немецкого языка Ирина Николаевна Савина. Это творческий, разносторонне развитый, общительный, внимательный, чуткий человек, но в то же время строгий и требовательный педагог. Знания, которые она дает своим ученикам, прочные и фундаментальные, а поэтому выпускники, после окончания школы поступив в ВУЗы, не перестают удивлять знаниями немецкого, которые они получили в сельской школе... Ирина Николаевна выбрала свою профессию еще в детском возрасте и с тех пор, все эти годы, всю себя отдает ей без остатка. "Глубокое впечатление в свое время на меня произвела мой учитель немецкого языка Шилова Галина Сергеевна. Она была для меня эталоном учителя и человека и всегда хотела, чтобы, когда она уйдет на заслуженный отдых, я пришла на её место. Так оно и вышло, – рассказывает Ирина Николаевна. – Когда я училась в пятом классе, к нам пришла на практику Плетнева Светлана Александровна, которая говорила нам: "Будете хорошо отвечать, а вам спою на немецком языке". Тогда я окончательно поняла, что я в будущем учитель немецкого языка, и тоже буду петь своим детям", – продолжает делиться воспоминаниями Ирина Николаевна.
И вот после успешного окончания Вачской средней школы, а затем Горьковского государственного института иностранных языков, 1 сентября 1983 года она переступила порог Вачской средней школы в качестве учителя немецкого языка.
Ученики
в надёжных руках
Как учителя Ирину Николаевну характеризует постоянное стремление уйти от обыденности и однообразия на уроках, она ведет уроки ярко и зажигательно, виртуозно владеет немецким языком, при этом использует современные методики. Сколько знаний, сколько побед и достижений было за эти годы! Скольким ученикам Ирина Николаевна дала путевку в жизнь!
Недаром говорят, что учитель красен своими учениками. Учащиеся И.Н. Савиной являются постоянными участниками конкурсов, олимпиад не только на уровне школы, округа, но и на региональном. Многие из ее выпускников после окончания школы поступали в Нижегородский государственный лингвистический университет, причем на каждом курсе были её ученики, и знание немецкого языка стало определяющим в их жизни. Больше десяти из них сейчас живут и работают в Германии. А в Вачской средней школе работает много бывших учеников, отличников, которые тоже стали учителями. Это Гарева (Васина) Наталия Александровна, Суханова (Антонова) Елена Владимировна, Соснихина (Тишкина) Любовь Николаевна и другие. Ирина Воробьева после окончания университета работает учителем иностранного языка в школе города Мурома.
Десять незабываемых лет, причем незабываемых и для школы, и для учеников, Ирина Николаевна сотрудничала с обществом российско-германских встреч, когда в Вачскую среднюю школу за опытом приезжала заместитель президента фрау Шмальтц. В рамках этого сотрудничества Ирина Николаевна, другие педагоги немецкого языка школы и лучшие ученики смогли побывать в Германии. А заметили Вачскую среднюю школу и педагога Ирину Николаевну Савину после того, как её дочь, тогда ученица десятого класса Вачской средней школы Мария одержала победу в областном конкурсе в рамках побратимости городов "Нижний Новгород — Эссен". К слову сказать, тогда все призовые места в области заняли ученицы Ирины Николаевны. Второе место заняла Екатерина Тартыжова, а третье — Анастасия Волкова. Именно из-за такого результата педагогом и школой заинтересовалась германская сторона. Им стало интересно, что это за школа, в которой немецкий язык знают лучше, чем в школах с углубленным изучением немецкого языка Нижнего Новгорода. В то время средствами обучения в кабинете немецкого были только мел, доска и слово учителя... Фрау Шмальтц приезжала каждый год в апреле на два дня. Она присутствовала на уроках Ирины Николаевны, смотрела кружковую работу и всегда привозила царские по тем временам подарки, которые помогали учителю в работе: книги, методические материалы, магнитофоны. К сожалению, это сотрудничество остановилось с преждевременной смертью фрау Шмальтц. Но её дело продолжил супруг, который до начала всем известных событий поддерживал тесное сотрудничество с Нижегородской государственной медицинской академией, в рамках которого еще одна бывшая ученица Ирины Николаевны, студентка академии Полина Малюгина также побывала в Германии.
Не случайно Ирина Николаевна Савина имеет звание "Почетный работник общего образования РФ", за свою многолетнюю работу награждена множеством грамот, в том числе почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, почетной грамотой министерства образования Нижегородской области.
А для меня Ирина Николаевна — классный руководитель. И хотя я изучала английский язык, с Ириной Николаевной мы общались как с классным руководителем, и я запомнила её как очень ответственного, в меру строгого, но при этом понимающего и доброго педагога. Кто-то побаивался её строгости, кто-то любил, как вторую маму, но при этом все уважали и ценили её и как учителя, и как классного руководителя.
Вопрос выбора профессии не стоял
"Когда мне в школе пришло время выбирать, какой иностранный язык учить, для меня вопрос выбора не стоял: однозначно, немецкий. Мы с мамой и папой впервые побывали в гостях в ГДР, когда мне не было еще и трех лет. Я тогда уже немного говорила на немецком, читала стишки и пела песенки, но, окунувшись в ту языковую среду, поняла, что хочу разговаривать на их языке. Тогда же была договоренность, что когда я вырасту, поступлю в университет, отучусь два курса, то приеду в Германию на стажировку. Спустя годы именно так всё и вышло, – рассказывает Мария Александровна. – В детстве я очень часто бывала у мамы на уроках, фактически каждую субботу, когда детский сад не работал и меня не с кем было оставить. Поэтому я волей-неволей напитывалась атмосферой и немецкого языка, и методикой его преподавания моей мамой. Выбрав в школе немецкий для изучения, я никогда не обращалась к маме за помощью, сама искала дополнительные источники, рылась в словарях, чтобы получить самую высокую оценку и мамину похвалу", – продолжает вспоминать начало своего пути в иностранном языке Мария.
Понятно, что после окончания Вачской средней школы вопрос о будущей профессии перед ней также не стоял — только в Нижегородский государственный лингвистический университет. После окончания второго курса Мария взяла академический отпуск и отправилась на стажировку в Германию, она поступила там на подготовительный курс института социальных наук. Целый год продолжалось обучение в интернациональной группе, где из русских была только она. Спустя год Мария поняла, что жить и работать она хочет на своей Родине, а потому приняла решение вернуться в Россию, где продолжила обучение в университете, параллельно совмещая учебу с преподаванием немецкого языка в НГТУ. По окончании университета Мария Александровна еще несколько лет работала учителем в одной из специальных школ Нижнего Новгорода с углубленным изучением немецкого языка и также преподавала в НГТУ, пока ей не поступило предложение прийти в Вачскую среднюю школу как молодому специалисту в качестве учителя английского языка. Было это четырнадцать лет назад.
Сейчас Мария Александровна уже педагог со стажем 19 лет, имеет высшую педагогическую категорию. В течение нескольких лет является руководителем школьного методического объединения учителей иностранных языков. Многие ее ученики сдают экзамены на "хорошо" и "отлично", набирая высокие баллы по результатам ЕГЭ, являются победителями и призерами школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку. В этом году году ее ученица Анна Лисина стала призером регионального этапа олимпиады. Хорошее знание английского языка, преподаваемого М.А.Савиной, оценено студентами в ВУЗах страны, в том числе Москвы. Её ученица Екатерина Торгушина с отличием закончила МГУ.
Мария Александровна постоянно обучается и развивается как педагог и находит возможности в повышении языковых компетенций для своих учеников. Они проходят образовательные интенсивы, курсы, за что получают не только новые навыки в английском языке, но и сертификаты, дипломы.
А еще Мария Александровна очень талантливый человек. Начиная со школьной скамьи, она пишет стихи, прекрасно играет на гитаре и исполняет песни, причем и собственного сочинения. Участвуя в поэтическом флешмобе, который проводила Академия минпросвещения России, Мария стала его победителем. Поэтический талант, как и талант педагога, у нее тоже от мамы. Мария не скрывает, что мама и как педагог, и как наставник, и как самый родной и близкий человек сыграла определяющую роль в её жизни. Сейчас она сама уже мама, воспитывает милую и талантливую девчушку-веселушку Афину, которая, как и Мария для своей мамы, является её гордостью. Несмотря на 5-летний возраст, Афина поет песенки на английском языке. И кто знает, быть может, она продолжит династию грамотных, творческих и профессиональных учителей иностранного языка семьи Савиных.
Надежда Денисова
Фото Евгения ЧЕСНОКОВА