Как театр начинается с вешалки, так работа пожарно-спасательной части начинается с диспетчерской. Диспетчер пожарной охраны-это первое звено в процессе деятельности пожарных при тушении пожаров
Андрей Николаевич Тарасов работает диспетчером в Медведевской пожарно-спасательной части №25 уже пять лет. Он - офицер пожарной охраны в запасе и, как никто другой, понимает важность своей профессии. С его помощью мы познакомим наших читателей с нюансами работы диспетчера.
- Дежурная смена начинается в восемь утра. Заступающий в караул диспетчер принимает все оборудование, находящееся в диспетчерской, документацию, проверяет работу средств связи, телефонов и радиостанций, заполняет строевую записку, в которой отражается вся информация о пожарных частях гарнизона, - рассказывает Андрей Николаевич. - Обязанности диспетчера пожарной охраны обширны и отражены в должностной инструкции, с которой работник знакомится под роспись. Занимать должность диспетчера может только специально обученный человек, прошедший специальную подготовку и сдавший экзамены по технике безопасности и организации тушения пожаров и ликвидации ЧС".
А еще в обязанности диспетчера входит немедленная реакция на каждый телефонный звонок: "Пожарно-спасательная служба Медведевского района….".
Кроме приёма телефонных звонков, у диспетчера пожарной охраны есть дополнительные обязанности. Он работает с данными медицинских и образовательных учреждений, а также с рядом других социальных объектов, оборудованных пожарной сигнализацией.
Диспетчер - координатор пожаротушения
Каждое сообщение о пожаре в обязательном порядке фиксируется в специальном журнале. Диспетчер должен уточнить фамилию звонившего, телефон, место, где точно обнаружено возгорание. Затем определить самые короткие пути подъезда и ближайшие водоисточники. После оперативного анализа сложившейся ситуации именно диспетчер принимает решение, какие пожарные расчёты должны выехать к месту пожара. Он должен очень хорошо ориентироваться на местности, точно знать, нет ли по близости с возникшим пожаром объектов повышенной опасности и решить какую именно технику и какое оборудование необходимо направить к месту пожара.
Диспетчер подписывает путёвку на выезд пожарного расчёта. После того, как команда выехала к месту возгорания, деятельность диспетчера пожарно-спасательной части не прекращается. Он продолжает работать с поступившей заявкой и постоянно находится на связи с пожарными, сообщая им об особенностях горящего объекта, о наличии близлежащих противопожарных водоисточников, о возможном изменении погодных условий, о наличии и возможном расположении рядом с местом пожара построек.
Диспетчер, как дирижер оркестра, координирует действия участников процесса пожаротушения. В случае необходимости вызывает дополнительные службы - сотрудников полиции, скорую помощь или работников газовой службы и электросетей.
Главное качество диспетчера - оперативность, и от его слаженных и своевременных действий зависит, порой, не только исход пожара, но и жизнь людей.
Очень важно уметь не только оперативно выполнять свою работу, но и оказывать психологическую помощь тем, у кого случилась беда. Несложно представить себе в каком состоянии находится человек, обнаруживший, что его дом горит! Порой в панике люди забывают свой адрес и фамилию, не говоря уже о какой-то дополнительной очень важной информации. В этот момент диспетчер должен найти нужные слова, попытаться максимально успокоить человека и принять сообщение.
Несуществующие пожары
Иногда в диспетчерскую службу поступают ложные звонки - случаи телефонного хулиганства, когда необходимо особенно быстро сориентироваться и принять нужное решение в соответствии с инструкцией. Андрей Николаевич человек опытный, его, как говорится "на мякине не проведешь", зачастую по телефонному разговору может определить шутников: "Чаще всего ложные вызовы бывают в каникулярное время, когда детям нечего делать. Собираются в компанию и балуются. Таких можно вычислить сразу, хихикают в телефонную трубку, подсказывают друг другу. Стоит только серьезным, строгим голосом сказать, чтобы оставались на месте, сейчас подъедут сотрудники полиции, сразу отключают телефон. Даже адрес не говорят. Но, бывает, что лишь прибывая на место, пожарные расчеты могут выяснить, ложным был вызов или нет".
Выезжая на несуществующие пожары, они могут не успеть во время отреагировать на реальную угрозу жизни и имуществу людей. Как сообщения диспетчера, так и информация, поступающая от пожарных, фиксируются в памяти сервера части, где хранится определенное время. Благодаря этим записям, сотрудники правоохранительных органов могут восстановить объективную картину произошедшего, если в огне погибнут люди или на действия пожарных поступят жалобы.
Очень часто у населения складывается не правильное мнение о пожарной службе. И сегодня вместе с сотрудниками 25 части мы развеем самые распространенные мифы.
Миф № 1. Пожарные приезжают без воды. Так часто говорят недовольные скоростью работы спасателей обыватели. На самом деле этот миф вполне можно аргументированно опровергнуть. Для тушения пожаров в 25 пожарно-спасательной части применяется автоцистерна на базе автомобиля Урал 5557, объем емкости для воды которого составляет 5,5 тонн. Если на пожаре будет работать хотя бы один пожарный ствол, при этом не самый мощный с расходом воды 7,4 литра в секунду, то вся вода из цистерны уйдет за 12-15 минут. Если же ручных стволов будет два или один лафетный, то привезенной воды хватит вообще на 5-6 минут для тушения пожара. Поэтому, как только заканчивается привезенный запас воды, автоцистерна должна встать на водоисточник (пожарный гидрант или водоем). А чтобы не было перебоев и заминок, учитывая время на развертывание сил и средств, при достаточном количестве автоцистерн, вторая прибывшая пожарная машина, как правило, сразу же становится на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды, а тушение продолжается от цистерны первого автомобиля. Также на вооружении пожарных подразделений есть техника, которая хоть внешне и схожа с пожарной цистерной, но по определению такой автомобиль воды не везет, например, автомобиль насосно-рукавный, предназначенный для доставки к месту пожара запаса пожарных рукавов и последующей установки на гидрант. Именно поэтому людям и кажется, что машина приехала без воды, сразу же отправившись на заправку. Но так думают те, кто просто не вникает в организацию работы пожарных. Заявления же о том, что пожарные едут на вызов без воды, не только оскорбляют представителей пожарно-спасательной службы, но и попросту дискредитируют ее.
Миф № 2. Пожарные могут ехать на пожар и полчаса. После сигнала тревоги, дежурный караул в течении одной минуты, в полном обмундировании уже выезжает на вызов. Существует "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в котором четко утверждены сроки прибытия пожарных подразделений к месту возгорания. Для городской черты — это до 10 минут, а для сельской – до 20 минут. Важно задать вопрос, а когда вообще сообщили о пожаре и сколько времени он развивался свободно. Известно, что в первые минуты огонь распространяется медленнее, именно поэтому на ранней стадии пожар потушить будет куда проще. А еще, часто бывают ситуации, когда огонь бушует в многоэтажном доме, нет свободного подъезда для пожарной АЦ, весь двор заставлен машинами. И огнеборцы вынуждены тянуть пожарные рукава и нести спец. оборудование на большое расстояние. На это тоже уходит много времени.
Миф № 3. Пожарные спят на работе. У этого мифа много разных вариантов - "спит, как пожарный", "пожарные проспали" и так далее. Актуальным такое мнение было, когда пожарные служили по 25 лет, а жили они прямо там же, где и работали - в пожарных частях. Там они и ели, и спали, воспитывали своих детей и вели хозяйство. Тогда пожарная служба была еще тяжелее, чем сегодня - работали в одну смену. Подъем был в 5 утра, а рабочий день длился по 15-16 часов. Утром пожарные читали молитву, потом чистили лошадей и убирали двор. А в перерывах между выездами на работу они отдыхали, находясь, по сути, у себя дома. Тогда то люди и заприметили заспанных усталых пожарных, что стало основой для мифа.
В настоящее время служба пожарных начинается примерно в 8-00 и длится целые сутки. После этого трое суток люди имеют право на отдых. Но если приходит вызов на пожар, или устанавливается особый противопожарный режим на территории района, то ни о каком отдыхе говорить не приходится. А ведь каждый день на номер "01" приходят десятки сообщений о пожарах, а то и просто о задымлениях, возгораниях. Каждый день пожарные учатся и тренируются, им приходится выезжать на горение травы, мусора, леса, даже на подгоревшие на плите продукты, да и просто ложные вызовы присутствуют. Так что говорить, что пожарные спят на работе, уже давно не приходится.