О поездке и первых впечатлениях
С Люльпанским детским домом я знакома давно. Еще студентами педучилища мы ездили туда с концертами и праздничными программами. Поэтому с большим удовольствием поехала в этот детдом по заданию редакции. В поездку отправились вместе с коллегой Татьяной, она ни разу не была в подобных учреждениях. Обе очень волновались, всю дорогу обсуждали, как себя вести с детьми, что можно, а что нельзя делать и говорить. Подъехав к учреждению, мы немного постояли и, наконец, собравшись с силами, поднялись по крыльцу.
К слову сказать, именно крыльцо произвело на меня первое, и, к сожалению, крайне удручающее впечатление. Полуразрушенные бетонные ступени наводили на мысль о заброшенном доме. Слава Богу, это оказалось не так, внутри нас встретили гостеприимные хозяева, радушная атмосфера и много мелочей, радующих глаз.
О проблемах и достижениях
Заместитель директора Надежда Северьяновна Петухова на наш вопрос о крыльце, горестно махнула рукой: "Нам бы детей накормить…". И переключила внимание на стеллажи, находящиеся в фойе. А там, действительно, было на что посмотреть. Грамоты, медали, кубки за спортивные заслуги и достижения, полученные воспитанниками. - Это еще половина того, что у нас есть, – с гордостью демонстрировала награды Надежда Северьяновна. – Остальное пришлось пока убрать, чтоб место для конкурсных работ освободить.
А на стенах оформлены другие выставки. Особенно нас поразили три профессионально выполненные картины. Я даже уточнила, детьми ли они написаны. На что завуч многообещающе сказала, что впереди нас ждет посещение студии "Город мастеров", где мы и не такое увидим.
О быте и помидорной рассаде
Наше волнение по поводу общения с детьми было напрасным. Приехали мы довольно рано, и оказалось, что воспитанники в это время находятся в школе. Оказывается, что учатся они в местной школе, вместе с домашними ребятами. - Проблемы в школе, конечно, бывают, иногда наши набедокурят и нас в школу вызывают. Но мы своих в обиду не даем, – рассказывает Надежда Северьяновна. – До серьезных конфликтов стараемся дело не доводить, решаем вопросы на месте. Совместное обучение – это вопрос очень тонкий и острый. И результат зависит от грамотного и правильного подхода нас, педагогов.
При подъеме по лестнице на второй этаж, нам навстречу выскочило нечто, завернутое в одеяло: "Здрассти…" - из-под одеяла с любопытством сверкнула пара глаз. Эта завернутая мумия оказалась мальчиком, который "болел, но уже выздоровел".
Подросток с удовольствием согласился показать нам свою комнату. В двухместной спальне разместились две кровати, кстати, аккуратно застеленные, тумбочки под личные вещи, диванчик и небольшой шкаф для одежды. Ничего лишнего, однако, красивые шторы, покрывала, цветы на подоконниках, какие-то картинки и фотографии создают уют. Нет ощущения казенщины, все по-домашнему.
В комнатах у девочек царит своя, "девичья" атмосфера. У малышей игрушки, книжки, расставленные на полках, у старших девочек - сумочки, косметика. И в каждой комнате картины и поделки, изготовленные собственноручно. И много цветов.
В одной из комнат на подоконнике мы увидели….помидорную рассаду. - Это у нас мальчик выращивает на продажу. Сам сажает, ухаживает, а потом за символическую плату продает, а кое- что у нас на огороде высаживает , – прокомментировала увиденное наш гид.
Сейчас в детском доме проживает чуть более сорока детей разного возраста. Для них созданы все условия. В комнатах светло, чисто, уютно. В каждой группе оборудована комната гигиены, где разместились душевые кабинки, установлены стиральные машинки, воспитанники по мере необходимости могут самостоятельно постирать свои вещи, просушить и погладить. В гостиных стоят телевизоры, у маленьких есть игровые зоны. В комнатах старших детей есть компьютеры с выходом в интернет. Вроде бы все хорошо, почти как дома, но сами дети чувствуют ли, что это они хозяева своих комнат, несут ли они ответственность за вещи, окружающие их?
О вторичном сиротстве
Пока мы ходили по комнатам, прошло время и воспитанники стали возвращаться из школы. В одной из гостиных застали группу подростков, которым предложили сфотографироваться для газеты. Девочки сразу стали прихорашиваться, а мальчишки поворчали и быстренько улизнули.
Чтобы не смущать "моделей", мы с Надеждой Северьяновной отправились дальше осматривать детский дом, а моя коллега Татьяна осталась пофотографировать и посекретничать с девчатами.
В одной из комнат реакция одного из юношей, на наше предложение пообщаться, мягко говоря, была грубой, поэтому, чтобы сгладить неловкость момента, и объяснить, почему так ребенок среагировал, завуч рассказала о проблеме вторичного сиротства. Когда ее слушала, испытала целый ряд чувств, от раздражения до обиды и бессилия. Оказывается, что родители этого мальчика лишены родительских прав, алкоголь и разгульный образ жизни стали для них важнее ребенка. Потом он попал в приемную семью, но тоже оказался, как говорят, "не ко двору" и его отдали обратно в детский дом. Этого ребенка ПРЕДАЛИ два раза. Мы, взрослые люди, просто убили в нем веру в хорошее, а сами ждем, что он вырастет благородным рыцарем. А ведь здесь большая часть воспитанников, так называемые "возвращенцы" или вторичные сироты.