Словами знаменитого российского поэта Андрея Дементьева "…Не жалейте своей доброты и участья" можно охарактеризовать отношение заведующей отделением, Надежды Аристарховой к своей работе.
Надежда Леонидовна всё своё время проводит на работе в отделении. Здесь её можно увидеть и после окончания рабочего дня, и в выходные. У неё особое отношение к молодым врачам, которым она передает не только навыки, но и прививает им сердечное отношение к пациентам, учит не пасовать перед трудностями.
Осознанный выбор, а не мечта с детства
Надежда Аристархова не относится к тем, кто с самого детства мечтал о карьере медработника. Да, девочка с безграничным уважением относилась к фельдшеру местного Верх-Ушнурского ФАПа, у которого лечилась сама. Восхищалась её корректностью, добротой, искренне считала, что жизнь сельского медработника, "спасающего людские жизни и судьбы" – настоящий подвиг. Но сама о врачебном поприще и не думала.
– Я мечтала стать учителем, хотя мой список профессий менялся постоянно.
Все члены моей семьи далеки от медицины, и примера мне брать было не с кого. Выбор профессии определился после окончания 10 класса, он был вполне осознан. Тогда, в моем сознании все поменялось на 360 градусов. Толчком к выбору профессии послужила моя семья, ужасно хотелось им помочь, ведь они частенько болели. Поверьте, любовь близких и общение с больными не менее важны, чем лекарства, – делится Надежда Леонидовна.
Теперь на ней белый халат. И она ни разу не пожалела о том, что стала медиком.
– Я поступила в Кировскую академию. Сразу поняла, как правы были те, кто говорил: в медвузе учиться тяжело. Нелегко приходилось, и самое сложное в таких ситуациях – сохранять уверенность в правильности выбора. Нет, меня не пугали учебные нагрузки, но долго мучила мысль: готова ли я к ответственности за чужие жизни, справлюсь ли со своими обязанностями.
Шесть лет изучала Надежда лечебное дело. Затем проходила интернатуру по специальности "терапия" и по распределению попала в Медведевскую ЦРБ.
– Начинала с обычного участкового врача в терапевтическом отделении, а теперь руковожу им. Ответственность, конечно, большая, но как сказала мне мой наставник Елена Бастракова: "С чего-то надо расти", – делится с нами терапевт.
Универсальной таблетки нет
"Непыльная работа. Провел прием – и получай зарплату", – с иронией считают некоторые. Но терапевты, врачи общей практики ежедневно спасают людей, предотвращая инсульты, инфаркты… И порою выгорают. Чужая боль, сопереживание забирают частицу души.
Конечно, Надежде Леонидовне попадаются разные пациенты: умные и не очень, добрые и злые, интеллигентные, грубые, застенчивые, самоуверенные, напористые…
Но, как отмечет сама врач, она им нужна, да и ей без них никуда.
– Каких-то забавных, веселых случаев из практики не припомню. А вот тяжелые моменты глубоко ложатся на сердце, надолго запоминаются, – рассказывает она, – Да, многие надеются получить универсальную таблетку от всех болезней. А коль такой нет в природе, то медик в том и виноват. И даже слышать не хотят, что врач не всемогущ, хоть и пропадает на работе круглые сутки.
Профессия сельского доктора имеет свою специфику – нужно видеть не только анализы, результаты диагностических исследований, но и хорошо знать каждого пациента. Ведь они приходят не только со своей болью, но и со своими жизненными ситуациями, бытовыми проблемами, семейными неурядицами и радостями.
– Каждого человека нужно уважать как личность, это моё правило, – говорит терапевт. – Естественно, возникают трудности. Порой их создаёт повальное увлечение людей просмотром всевозможных медицинских телепередач или имеющаяся сегодня у каждого возможность поставить самому себе диагноз с помощью Интернета. Есть категория пациентов, которые "хорошо подкованные" телевизором сами знают, как и чем им следует лечиться. Приходиться переубеждать и "переучивать".
После дежурства – на прием
Будни терапевта включают в себя прием больных в поликлинике и на дому – по вызову на участок, ночные и суточные дежурства. Причем, после них доктор отправляется не домой, чтобы отдохнуть, а снова на свое рабочее место.
Отдельно следует говорить о диспансеризации. Её проведение – одна из основных задач сельского терапевта. Надежда Леонидовна считает диспансеризацию замечательным проектом, помогающим в оптимальные сроки выявить скрытое, пока не дающее о себе знать заболевание, своевременно назначить лечение.
Однако люди не слишком-то торопятся пройти обследование, если пока их ничего не беспокоит.
– Особенно трудно с мужчинами, "затащить" сильный пол в больницу практически невозможно! Иногда за ними приходится основательно побегать, – отмечает Надежда Леонидовна.
Помимо проведения дополнительной диспансеризации по возрастам – углубленного медосмотра, который граждане проходят раз в три года, на плечи врача ложится и контроль над ситуацией с прохождением флюорографии.
Проводит Надежда Аристархова и разъяснительную работу по вакцинации населения, стараясь защитить своих подопечных от коклюша, столбняка, дифтерии, кори, краснухи, гепатита, гриппа.
Главная ценность и секрет успеха
Главная ценность любого отделения, это персонал – опытный, квалифицированный и отзывчивый. Сегодня в отделении работает 5 человек, в основном молодые специалисты, но есть и врачи с большим опытом. В коллективе есть взаимопонимание и согласие.
– Все привыкли видеть нас только в белых халатах, так как проводим в стенах больницы две трети своего времени, но бывает и так, что мы успеваем сменить их на спортивные костюмы – отмечает Надежда Леонидовна. – Отстаиваем честь больницы на спортивных мероприятиях. Медики у нас, люди разносторонние и талантливые!
На вопрос, что позволяет вам не растерять воодушевления, так сказать, горения в профессии, Надежда Аристархова смущенно говорит: – Это не так просто сформулировать… Вы слышали, конечно, что врачи, вступая на профессиональное поприще, дают так называемую современную клятву Гиппократа. В этих клятвах и присягах сказано о многом… Но в основном, это чувство нужности людям, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы.