Местные пейзажи
Тумер – последняя деревня по дороге от Шойбулака. Найти ее легко: едешь прямо, не сворачивая с пути. А лежит путь через лес, что, в общем-то, дело обычное для нашей республики. Да только чтобы добраться до Тумера, надо выйти на конечной автобусной станции и идти пешком километров пять. Пару лет назад еще были люди, которые каждый день совершали подобный марш-бросок. Сейчас таких уж нет. Одни обзавелись машинами, другие переехали (до города 30 км - особо не накатаешься). Да и косолапые, нет-нет да и выходящие навстречу путникам, помогли определиться с решением.
Дорога до деревни, кстати, вполне приличная, главное – проехать Цибикнур, где полотно разрушено донельзя. Завершается путь широким полем, на котором неподалеку друг от друга стоят две деревни, вторая – и есть Тумер. Места здесь живописные, вокруг тишина и покой, лишь изредка нарушаемый шумом машин. И главное, стоит деревня возле водоема – лучшего места для летнего отдыха. Все это и помогло деревне не погибнуть, как многим другим, расположенным вдали от города. Вот так Тумер стал летней резиденцией горожан. И более того, Тумер как место отдыха выбирают весьма непростые люди.
У старосты
Постоянных жителей можно пересчитать на пальцах, среди них и староста деревни Иван Семенович Москвин – человек, известный во всей округе. Да что в округе - в районе, да и в республике, пожалуй. К нему мы и направляемся.
Иван Семенович – крепкий невысокий мужчина. В прошлом декабре он отпраздновал 70 лет. Вроде и не молод, но не позволяет себе расслабиться, постоянно в делах и заботах. Да и не умеет иначе. В прошлом он – знатный лыжник, учитель и тренер, сейчас – опытный охотник и пчеловод.
Дом Ивана Семеновича стоит в самом начале. Деревянная изба в три окна с печкой (в деревне нет газа) выглядит просто среди коттеджей, построенных дачниками. Рядом с домом, как и положено по деревенской традиции, стоят высокие ворота, за которыми начинаются владения Москвина. Главным здесь, конечно, остается пасека в 50 ульев (пчеловодство – популярное занятие в этих тихих и чистых краях). А еще Иван Семенович держит двух лаек. Это его верные товарищи в другом не менее популярном занятии в здешней округе – охоте. Ну и порядка ради (все-таки в деревне живет) Москвин держит пеструшек.
Иван Семенович встречает нас у ворот, провожает к столу и рассказывает о прошлой и нынешней жизни деревни и о себе.
Иван Семенович Москвин
Он родился в семье простых колхозников, 4 класса окончил в родном Тумере, где тогда была начальная школа (позже ее разобрали и перевезли в Ошургу). В пятый класс вся детвора переходила в Кюшнурскую 8-летнюю школу, а те, кто хотел учиться дальше, отправлялись в Цибикнур, где для детей из дальних деревень был построен интернат. В 1967 году пришел в 9 класс и Иван Москвин, да быстро бросил. "Одевались мы плохо. Мне купили х/б штаны, а там сосновские-сенькинские парни хорошо одевались… Болтался, работал у калымщиков. А потом отправился в Куйбышевскую (сейчас Самарская – прим. ред.) область на заработки", - рассказывает он. Там, в совхозе им.Фрунзе, он начал работать скотником. И это в 17 лет.
Через год он решил учиться дальше, а на заработанные деньги купил велосипед, плащ, костюм, брюки, рубашку. Теперь ему было во что одеться.
Скворечники на ботинки
Именно в 9 классе Москвин и приобщился к спорту. Живя в интернате, бегал домой, а это 12 км утром и 12 вечером. Так и пошли достижения один за другим. В 1967 году в выпускном классе он стал чемпионом района по лыжным гонкам, три раза был чемпионом республики.
После школы Москвин пошел работать на 8 завод (ЗПП). Там и выполнил первый спортивный разряд. А через год, в ноябре 1968 года, пришел в родную Кюшнурскую школу физруком. (Хоть у него и не было профильного образования, зато имелись спортивные достижения. А в 1975-ом он заочно выучился на историка).
- Тогда в школе училось 220 детей. Не было ни одной пары лыж, ни ботинок. Ребята вообще не представляли, что такое спорт, - вспоминает Иван Семенович.
Как купить спортивное снаряжение в деревенской школе? Иван Семенович нашел выход. Вместе с учениками после уроков стал колотить скворечники, а потом сдал их. На полученные деньги купили 6 пар лыжных ботинок для "сборников" (тех, кто ездит на лыжные сборы). Уже на второй год такой работы появился результат. А в один год сразу четыре выпускника Кюшнурской школы выполнили первый взрослый разряд. Были среди них Эмма Короткова (тренер Медведевской спортшколы Эмма Михайловна Лобанова, погибла в ДТП) и Алик Мечтанов (Альберт Анатольевич Мечтанов – бывший судья Медведевского райсуда) и другие. "Это было большое достижение: в 8-летней деревенской школе без какой-либо базы подготовить сразу 4-х перворазрядников по лыжам. Воспитывал их с пятого класса, и к 8-му вот такого результата мы добились", - вспоминает Иван Москвин.
Дела и увлечения
Слушая Ивана Семеновича, замечаешь одну закономерность: стоило только появиться трудности, как Москвину хотелось ее преодолеть во что бы то ни стало. Этакий азарт спортсмена. Не могли родители купить одежду - сам решил вопрос. Не развивался в школе спорт – приобщил детей к лыжам. Не было при школе стадиона – построил. Да, Иван Семенович построил стадион в п.Лесной. Он сам вырубил деревья на трех гектарах, сделал футбольное поле и беговую дорожку! Поле и сейчас стоит, тихонько зарастая порослью деревьев.
В 1982 году Москвин стал директором Кюшнурской 8-летки. Потом в 90-м перевелся учителем истории в Цибикнур, а еще через пять лет ушел на пенсию. Но натура не позволяла ему сидеть на месте, он стал старшим егерем в Медведевском районе, а в 2004 году - председателем общества охотников и рыболовов. А еще Иван Москвин – основатель охотничьего биатлона в районе. "Когда я возглавил общество охотников, повез команду в Морки, и мы заняли предпоследнее место. Обидно было, и мы начали готовиться. На следующем слете стали первыми", - рассказывает Москвин.
Человеком Москвин слыл активным, открытым, часто горел за свои слова. Но его ценили за эту деловитость. Недаром дважды предлагали стать директором Люльпанского детдома, потом Юбилейной школы и Медведевского СПТУ, три раза - председателем общества "Урожай" (проще говоря - комитета физкультуры). Казалось бы, сколько возможностей для карьерного роста! А он от всего отказывался. Не смог оставить лес, охоту, родную деревню.
Деревня Тумер
Вместе с Иваном Семеновичем мы выходим на деревенскую улицу. Здесь чисто и прибрано, дорога устлана асфальтной крошкой.
- Крошку в этом году положили. Всего 9 машин по 30 тонн. Все дачники вышли. Даже не ожидал, что все отзовутся, - говорит Москвин.
Сейчас в деревне 54 дома, постоянно живут всего в 4-х. А когда-то она была многолюдной, недаром ее история начинается более двух столетий назад. Впервые деревня упоминается в 1795 году как выселок Кабаксола. В 1952 году ее переименовали в Тумер, что с марийского означает дубрава. И наверно это неспроста, ведь она окружена лесом.
У этой простой деревни богатая биография, чем Москвин очень гордится. "Именно в Тумере родился человек, написавший первую пьесу на марийском языке. Это Иван Тимофеевич - сельский учитель. С этой пьесы и берет начало история Марийского национального театра им.Шкетана. Так что Ивана Беляева можно считать его основоположником. И театр должен бы носить его имя", - говорит Иван Семенович. Но это не единственный человек, оставивший след в истории Тумера. Здесь родился агроном Архип Белков - один из первых кандидатов сельскохозяйственных наук в Марийском крае.
А еще раньше, в 1918 году во время гражданской войны здесь была настоящая перестрелка. "Когда правительство страны разрешило белочехам пройти через территорию России, они подняли мятеж. Здесь в Тумере красноармейцы взяли в плен одного латышского стрелка, увезли его до Шуйки, где тот сбежал. Потом мужчины с ним расправились".
Иван Москвин проводит экскурсию по деревне, показывает местный пруд и рассказывает о жителях:
-Когда-то здесь было бездорожье, многие уезжали. Потом появилась дорога, и когда земли стали раздавать, сюда хлынули начальники. Здесь построили дачи министр коммунального хозяйства Шинкарев, директор леспромхоза Лаптев, директор совхоза "Шойбулакский" Вдовин, заместитель министра экологии и природных ресурсов Фоминых, директор обувной фабрики Нина Демина, бывший ректор политеха Геннадий Ощепков… - рассказывает Иван Москвин. – Сейчас кто-то продал дачи, а кто-то отдал детям.
На обратном пути Иван Семенович делится планами: "Последняя моя задача – газ подвести. Мне это уже не надо, но деревня должна жить".