Конечным пунктом нашего небольшого путешествия стала деревня Юж-Толешево. А привлекала она своими часовенками, стоящими возле жилых домов. Когда они появились?
Традиция и вера
Стоит только заехать в деревню, как перед глазами возникает небольшая часовенка, уже довольно старая, но аккуратно покрашенная. Видно, что за ней следят. Около соседнего дома еще одна, а потом еще.
- Часовни эти стоят, пожалуй, с самого основания деревни, - вспоминает местная жительница Ирина Норкина. – Раньше, в моем детстве, они стояли в огромных вётлах (ивах). Прямо в дереве были углубления, в которых хранились иконы. Церкви в деревне не было, а ближайший храм находился в Мусерье (Кировская область), это километров семь по лесу. Чтобы быть ближе к Богу, люди придумали вот такие часовенки.
Сейчас тех деревьев уже не осталось. Но традиция не ушла в прошлое. С течением времени в деревне начали строить часовенки. Конечно, сначала они были деревянными, а затем уже каменными. Сейчас возле некоторых домов стоят уже современные часовни из декоративного кирпича. Значит, традиция все еще живет и передается от поколения к поколению.
К слову о традициях. В каждой местности имеются свои обряды. Есть они и в Юж-Толешево, и непосредственно связаны с этими часовнями.
- Раньше, когда несли покойника, то останавливались около каждой часовни. А еще одежду умершего надевали на его друга или подругу. Так, подруга выполняла роль ушедшей из жизни женщины. Ее провожали до конца деревни, все ей кланялись, просили прощения. А потом женщина забирала одежду себе. Этот обряд совершался до 80-х годов, сейчас уже его не соблюдают.
Жизнь деревни
Юж-Толешево - это по-настоящему лесной край. Вятская тайга начинается недалеко от огородов. Сейчас лес уже подступает к домам – поля зарастают порослью сосен. Пока это еще молодые деревья, но, пожалуй, пройдет еще немного времени, и лес обступит деревни. Из разговоров с местными жителями узнали, что нередко на дорогах встречаются лисы и зайцы. Про крупных хищников не говорят, может, умалчивают, а может, те действительно обходят жилье стороной.
Заезжая в Юж-Толешево (как в любую деревню этой округи) первое, что бросается в глаза – это большие поленницы. В округе нет газа, поэтому дрова здесь готовят впрок.
На деревенской улице мы встречаем нескольких женщин, одни спешат за водой на колонку, другие гуляют. Среди них и Надежда Кузнецова с внучкой Юлей.
- Вообще-то у меня квартира в городе, а в прошлом году купила здесь дом. Приехала сюда в мае и пока живу в деревне. Мне нравится. Я себя здесь хорошо чувствую, все болезни отступили. Погулял на свежем воздухе – хорошо, печку истопил – тепло.
И это не единичный случай. Местные говорят, что новоселы в деревне появляются нередко. Берут заброшенные участки и строят дома.
Юж-Толешево – деревня длинная, протянулась более чем на километр. Здесь стоит 102 дома, живет около 150 человек. В центре деревни – остановка для автобусов, которые ездят сюда 3 раза в день, и магазин. А еще не так давно в деревне работала почта, расположенная на самом конце Юж-Толешева в деревянном доме. Теперь, когда начальник отделения связи ушел на пенсию, работать стало некому, и почту закрыли.
Гуляя по деревне, мы дошли до противопожарного пруда. И он был расчищен! Оказалось, в Юж-Толешеве живут поклонники катания на коньках и юные хоккеисты. Детей здесь, по словам местных, немало.
Мудрость старожилов
Узнав, что в деревне корреспонденты, местные жители проводили нас до дома старожилов. Мол, им есть что рассказать. Так мы оказались в гостях у Зои Александровны Бусыгиной. И хотя мы были нежданными гостями в этом простом деревенском доме, нас встретили радушно.
Зое Александровне 82 года. Родилась наша героиня в соседнем Сапарово, в 18 лет сбежала замуж. С тех пор живет в деревне. Ей пришлось испытать тяжелую работу на ферме и валку леса, видеть соломенные крыши изб и ходить в лаптях. И, несмотря на все пережитые трудности и возраст, у нее светлый ум и твердая память. Говор у нее певучий, вятский, будто из прошлого.
- Отец неродной был, выганивал (выгонял – прим. ред.) нас с сестрой на мороз. Вот я и рано замуж вышла. А сестру забрали в Шапы, там дедушка жил. До 4 класса она там училась, а я так неученая и осталась. Мать принесла сына, и меня заставили водиться. Два класса я закончила, а третий не нашла. А потом я уж выросла, работать пошла с 12 лет, - рассказывает она.
От Зои Александровны мы узнаем, что самыми большими праздниками в деревне, по словам нашей героини, были спас, семик и масленица. На праздниках играли на балалайке, снимали лапти и пускались в пляс.
У Бусыгиной трое детей, есть взрослые внуки и правнуки. Когда-то давно, чувствуя упадок деревни, она отправила детей в город и сейчас весьма довольна своей предусмотрительностью. "Сколь ведь деревень нарушилось - без счету! До Санчурска было 100 деревень! Все ведь в город уехали! Я говорю ребятишкам: "Делать здесь нечего. Уходите все, чтобы и дух не пах. Потому что там хоть плохо поедите, да дольше поспите. А здесь спать некогда, надо то в лес идти, то делянки брать".
Сама же Зоя Александровна уезжать не хочет, поэтому сейчас за ней присматривает дочь. По выходным к ней приезжает большая семья и тогда Зоя Александровна берется их поучать: "Кто-то Бога признает, а кто-то нет. А я больно признаю. Мне надо каждый день молиться за всех. Я говорю всем: без Бога – не до порога. А чтобы 50 лет с мужем прожить, надо уступать. Он горяч, ты уступай. Ежели ты горячая, он должен уступить. Тогда проживете долго-долго".
К сожалению, газета не может передать звук. Но мы постарались привести слова Зои Александровны с минимальными поправками. Они передают неповторимый колорит деревни, что ни слово – то поговорка, в которой звучит народная мудрость.
Прощаясь с нами, Зоя Александровна не отпустила нас без гостинцев. И в этом – еще одна характерная черта жителей деревни.
***
Вообще, этот визит в отдаленные деревни немного поменял наше отношение к ним. Ведь как принято считать? Пижма и деревеньки, разбросанные вокруг нее, - это заброшенная и тихо угасающая жизнь. Все немного не так. Конечно, жителей здесь немного, с работой тоже туго, но вот темп жизни ничуть не размерен. Вот мимо нас быстрым шагом прошла женщина, сдавшая смену на ферме, здесь мужчины чинят трактор, а там чистят улицу от снега. К магазину то и дело подъезжают машины. Строятся дома (ну или хотя бы дачи)… И это обнадеживает.
История
Деревня Юж-Толешево (Кувервуй) находится в 6 км от д. Пижма. Она расположена на берегу р. Южовка, недалеко течет Кокшага.
Впервые деревня Юж-Толешево названа в списках селений Царевококшайского уезда 1859 г., в ней было 23 двора, 141 человек.
Деревня Юж-Толешево упомянута и в 1894 г. По административному делению она входила в Притыкинскую волость Яранского уезда Вятской губернии.
В 1920 году Юж-Толешевская округа полностью вошла в Марийский край.
В этой деревне родился известный партийный и государственный деятель Марий Эл Петр Афанасьевич Алмакаев.
Вскоре после революции 1917 г. крестьяне имели 3 водяные мельницы на р.Южовка, большую мельницу на Большой Кокшаге.
В 1930 г. молодежь организовала колхоз "Комсомолец". Летом крестьяне занимались сельским хозяйством, а зимой - лесозаготовками. Часть жителей промышляла рыболовством.
Имелись в деревне больница на 25 коек, библиотека, восьмилетняя школа.
В 1977-1978 гг. все хозяйства деревни входили в колхоз "Новый путь", имелось межколхозное лесничество.
В 1986 г. д. Юж-Толешево входило в совхоз "Южинский".