Старинные обряды села Рожок
Мое родное село Рожок находится в Засережье, крайней южной части Сосновского района. В давние времена это была одна из самых крупных деревень округи, входивших в Салавирскую вотчину графа Шереметева. В советские годы Рожок – центр сельсовета, а затем совхоза "Рожковский". Во все времена отличительной чертой жителей Рожка было бережное отношение к своим традициям и обычаям, которые они хранили, передавая из поколения в поколение, и донесли до нас. В последнее время в нашем обществе усилился интерес к истории малой Родины и ее традиционной культуре. Дошедшие до нашего времени уникальные обряды повышают интерес и стремление сохранить формы народной культуры, прошедшей многовековой путь.
Таусень
Интересный зимний обряд, который сохранился в Рожке, это Таусень. Об этом обряде оставили свои воспоминания старожилы села Е.М. Трифонова, А.И. Курнавина, Ф.И. Монастырская.
В ночь на Старый Новый год, 13 января в Рожке "таусили". Что означает это слово? В толковом словаре русского языка В.И. Даля слово "таусенить" означает "колядовать на Васильев вечер". Мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни". Но в Рожке по селу ходили не мальчики, а девушки. Все сельские девушки собирались в группы и ходили по домам, где жили парни. Они исполняли обрядовую песню-таусень "Как у месяца крутые рога". "Как у месяца крутые рога" - это святочная обходная обрядовая величальная песня. Как рассказывала А.И. Курнавина, "Каждая группа ходила по своему концу, одна на Оскочке и на Лысмановке, другая на Курмыше и Околице, третья в Серёдке и на Горе". Так в Рожке исторически назывались улицы, к сожалению, в наше время переименованные в Восточную, Центральную, Речную и т.п.
А.И. Курнавина: "Матери беспокоились, чтобы мы не замерзли, надевали на нас накрывные шали...Таусень пели не у крыльца или перед домом, а на "мосту", стужа была, мороз". "Мост" - диалектное название коридора в Рожке. Е.М. Трифонова: "Когда пели, дверь держали снаружи, чтобы хозяева не смогли открыть. Когда песня заканчивалась, девушки приговаривали: "Мы не песню поем, мы не песню поем, парню честь отдаем, парню честь отдаем", затем дружно топали ногами, а нам хозяева кричали: "Подите в избу…."". Девушки исполняли обрядовую песню, "пели только один вечер", а ребята должны были одаривать их гостинцами: пирогами, лепешками, кренделями. Чаще за них это делали их матери. Но бывало такое, что ребята забирались на "подоловку" (чердак) и обливали девушек водой. Так они шутили. Если среди девушек была невеста того или иного парня, к нему в дом она "таусить" не ходила.
На следующий день девушки собирались в одном доме, варили яичницу на молоке, готовили кое-какое угощение из свинины и сала, (к Рождеству многие хозяева забивали поросят) приглашали парней, тех, к кому "таусить" ходили. Е.М. Трифонова: "В доме, где собирались, развешивали полотенца вышитые, со всей деревни собирали, вдоль стен веревки развешивали и на них полотенца, чтобы красивше было". Сначала заставляли молодых людей выкупать "яишницу", после выкупа кормили их приготовленными блюдами, затем угощались сами. После угощения все шли на улицу. "Робята на гармошках или балалайках играли, а мы пели да плясали. Раньше было житье не такое, но жили веселей".
До сих пор традиция "таусить" продолжает жить в деревне, но проходит она не по тому сценарию, как раньше. "Таусить" ходят не только девушки, но и молодые женщины, просто для веселья и поддержания традиции.
История обряда "Таусень"
В Засережье обряд "Таусень" проходит только в Рожке, ни в одной из других деревень округи такого обряда нет. Это святочный обряд. Я пытался выяснить, почему так. В руки мне попал диск - мультимедийное методическое пособие для учреждений образования и культуры, выпущенное лабораторией аудиовизуальной антропологии (Н.Новгород 2010 г.) "Традиционно-культурное наследие Сосновского района. Старинные песни сел и деревень". Научный редактор Д.Ю. Доронин в своей статье писал, что обрядовые песни "Таусени" относятся к традиционной мордовской культуре". Подтверждение этому я нашел в книге П.И. Мельникова-Печерского "Очерки мордвы", где он пишет: "Обрядовую припевную формулу "Таусень" (тауси, баусень) выводят от имени мордовского бога, покровителя свиней Таусеня (Тауньсяй), а связанные с ним ритуальные действия были приурочены на время Васильева вечера (Старый Новый год)".
Также Д.Ю.Доронин пишет: "Таким образом, получается, что в традиционной культуре русских и части мордвы святочный Василий Великий - покровитель скота и сил плодородия. У мордвы и русских с Василием связано сакрально-значимое животное - свинья. Святочные таусени посвящены русскому Василию Великому и мордовскому Таусеню".
П.И. Мельников-Печерский: "Января 1-го православная церковь празднует Василию Великому, который в народе считается покровителем свиней; в северной и восточной России сохраняется обычай в этот день молиться своему богу свиней Таунь-oзаису и даже называют его в молитвах Василием (Вельки-Васяй). Вечером под Новый год у мордвы справляется таунсяй, что значит свиной (праздник). Отсюда, кажется, произошел и русский таусень, ... обряды которого очень сходны с обрядами мордовского таунсяя. Русский таусень едва ли не старинный мордовский обряд, перешедший к русским. По крайней мере, он справляется только в тех местностях Великой Руси, где издревле обитала мордва".
Почему в Рожке, русском селе, сохранился обряд, прославляющий мордовского бога Таусеня? Может быть, наши предки были из мордвы? Рожок находится на лесной речке Чаре, левом притоке реки Сережи. Существует интересная легенда о возникновении Рожка, рассказанная нам местным жителем В.М. Монастырским. "По реке Чаре (тогда она была ещё полноводной) приплыли несколько мордовских семей. Им понравилось открытое место в низовьях реки среди лесов, заливные луга. Здесь и основали поселение из домов, построенных в форме рога. Отсюда деревня получила свое название Рог или Рожок".
Эта легенда имеет и объяснение. Территория Засережья в древние времена была заселена мордвой, о чем говорят топонимы нашей округи, имеющее финно-угорское происхождение: Вилейка, Камышлейка, Вожепель, Вежать и другие. В 8 километрах от Рожка находится приток р. Сережи, Сырой Ирзяк. "Ирзяк" - этнический топоним, название которого связано с обитанием на этой территории мордовской народности эрзя. Таким образом, предположение о мордовских корнях жителей Рожка объяснимо.
Описывая этот обряд среди мордвы, Мельников-Печерский упоминает, что колядовать ходят и девушки и парни. И на следующий день они также все вместе собираются в каком-нибудь доме и празднуют. Также перед праздником режут поросят и готовят блюда из свиных ножек, мяса и сала.
Из книги А.В.Терещенко "История культуры русского народа" я узнал, что обряд Таусень еще называли Овсень, Усень, Баусень, и проходил он в разных российских губерниях. Всюду это святочный обряд, связанный с колядованием на Васильев вечер, под Старый новый год. Обряд Таусень описывает И.М.Снегирев в книге "Русские простонародные праздники и обряды 1837-38гг.". В его книге я нашел большее сходство обряда с таким же в Рязанской губернии: "…Молодые молодки и красные девицы приходят под окна, одна из них несет кошель для поклажи подарков, и поют под окнами или у двери…" В Муроме толпы молодых поют: "Таусень-таусень, дома ли хозяин?". В книге автор записал несколько обрядовых песен, среди них я нашел только одну, схожую с нашей "Как у месяца крутые рога…". Эта песня не такая длинная, состоит всего из трех куплетов.
В Святки в Рожке гадали, по деревне ходили ряженые, устраивали игры, шалили: разбирали поленницы дров, заваливали хламом чьи-нибудь ворота. Словом, веселились. В наше время тоже некоторые молодые люди рядятся и стучатся в двери к соседям, и "шалят". Но на следующий день исправляют свои шалости, иначе придется отвечать.
Обряд "Опахивание деревни"
Каждой весной в день "Отдание Пасхи" рожковские женщины собираются и опахивают деревню настоящей старинной сохой. В этом обряде принимают участие женщины, в том числе мои мама и бабушка. Существует поверье: если опахать деревню, то не будет пожаров и падежа скотины. Это значит, что этот обряд сакральный, т.е. священный, оберегающий от нечистой силы, от беды.
Этот обряд мы изучали в краеведческом кружке "Засережье". Мы встречались с местными старожилами Лобановой Евдокией Михайловной (1930 года рождения), Трифоновой Еленой Михайловной (1937 г.р.) и Курнавиной Анной Ивановной (1935 г.р.) - постоянными участницами опахивания, записывали их воспоминания и рассказы об этом обряде. Жительница села Евдокия Михайловна Лобанова вспоминала: "Обряд этот больно старинный. Я ходила опахивать деревню еще маленькой девчонкой вместе с мамой. И мама моя Лобанова Аграфена Семеновна (1889г.р.) тоже всё время ходила".
По словам старожилов, в 30-е годы XX века "Много народа ходило: и старые и малые. Но участвовали в нем только женщины, девушки, иногда, дети. Обряд проходил всегда весной, в день Отдания Пасхи (перед праздником Вознесение Господне)".
Как рассказывала А.И. Курнавина, в ходе обряда женщины обращались к Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, чтобы они помогли оградить село от всякой болезни, напасти, пожаров, напрасной смерти и от всякого зла. Поэтому в руках у участниц обряда иконы "Иисус – Вседержитель", "Неопалимая Купина", "Пресвятая Богородица". "Баяли старые люди, что защищает он от всяких несчастий, а самое главное – от пожара".
Обязательным и важным атрибутом обряда являлась соха, которой опахивали деревню наши предки. Соха хранилась у "дядёки Варюшкина и его жены Окулины" (1876г.р), старожилов деревни. Затем она переходила из дома в дом, последней держательницей сохи была А.И. Трифонова. Когда она умерла, ее дети передали соху в наш школьный краеведческий музей "Засережье", где она и находится. Но каждой весной женщины берут соху, чтобы исполнить обряд.
Как проходит обряд, я узнал из рассказов участниц опахивания и фотографий, сделанных моей мамой. Так как сам я не могу участвовать, то наблюдал со стороны за обрядом. Участницы собираются на краю села, точнее на том месте, где село начиналось. Из рассказа Е.М. Трифоновой: "В былые времена деревня была обнесена изгородью (околицей), а там, где был въезд в деревню, находились ворота. Они носили название – Грошевы ворота, т.к. рядом с ними жили Грошевы, которые следили за этими воротами. На ночь ворота запирались, и ночные сторожа охраняли деревню, ходили и стучали колотушкой".
Через ворота проходила дорога, по которой провожали односельчан на службу в армию, здесь расставались, здесь ждали возвращения домой, встречались. Вот в этом традиционном месте и собираются наши женщины, чтобы совершить обряд опахивания деревни.
Обряд начинается с общего молебна. Участницы, повернувшись на восток, совершают молебен. Затем начинается движение "по Солнцу". Выходят за ворота деревни: впереди несут иконы, несколько женщин "впрягаются" в соху, держат вожжи, управляют сохой. Во время движения процессии исполняется пасхальный тропарь:
"Христос воскресе из мертвых
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех Живот даровал".
Сохой стараются вспахать землю поглубже, чтобы было заметно очертание. Считается, что через глубокий след не пройдет никакая беда.
На перекрестках дорог чертят крест. Здесь женщины останавливаются и исполняют пасхальный канон полностью.
Из воспоминаний Е.М. Лобановой: "Многи были неграмотны, но памятливы, все молитвы знали наизусь, особенно "Пасху" пели хорошо, бывало, постоянно на лошадях ездили в Лесуновскую церковь".
В течение всего обряда женщины, когда не поют молитвы, стараются сохранять молчание. Хотя маршрут довольно длинный и нелегкий, по времени занимает около трех часов. "Это защита людям", - говорят старожилы. Одной из последних идет пожилая женщина (уже многие годы эту роль выполняет Евдокия Михайловна Лобанова, которая несет "падог" (палку) и этой палкой как бы отпугивает нечистую силу, стуча по заборам, воротам домов, огородам. Причем делает она крестообразные движения, приговаривая грозно: "Бей его! Колоти его!"
Заканчивается движение перед Грошевыми воротами (где и начинается) за селом. Здесь совершается благодарственный молебен. "Матушка Купина! Спаси наши хороминки! Святая хороминка! На святом месте поставленная, молитвой огорожена, аминем покрыта!"
Затем все присутствующие по очереди целуют иконы и проходят под ними. Два человека держат иконы и стараются дотронуться до спины проходящего, символизируя изгнания всякого зла и пожелания здравия.
Опахивание деревни в прошлом
Во время Великой Отечественной войны женщины усердно молились, чтобы не пришла в село беда. В это время вместе с матерями в обряде опахивания участвовало много детей. Вспоминает Е.М. Лобанова: "Многие девчонки и ребятишки приходили опахивать деревню в войну. Тетя Раиса Герасимова нам говорила: "Дети, а вы кричите: "Пресвятая Богородица! Спаси нас!", и мы старались кричать".
В послевоенное советское время женщины собирались тайно, "чтобы не узнали высокие начальники". Обычно договаривались начать опахивать деревню "после стада". Это примерно в 21-22 часа. И обряд совершался практически в темное ночное время.
В начале XXI века активных участниц "опахивания" оставалось мало. Уходили из жизни глубоко верующие люди, многие, в силу своего возраста, уже не имеют здоровья и сил, чтобы ходить опахивать. Как рассказывала Е.М. Трифонова: "Все меньше и меньше женщин выходили на опахивание, иногда собирались только 5-7 человек. А в 2008 году никто не пришел к Грошевым воротам. Вскоре после праздника Вознесения Господня оборвался провод высоковольтной линии, и током убило трех коров, произошло два пожара, за этот год в селе умерло около 30 человек. И уж не только верующие люди, но и многие, считавшие этот обряд бесполезным, начали просить тех же бабушек, чтобы они опахали деревню. Но время для совершения обряда уже прошло".
Из воспоминаний моей бабушки Т.И. Сидоровой: "На следующий год, в 2009-м, совершить обряд собрались около 20 женщин, причем половина пришли впервые, с трудом представляя, что им предстоит выполнить, но шли с чистым сердцем и добрыми намерениями".
История обряда
Когда же возник, где еще проводился такой обряд? В книге А.В. Терещенко "История культуры русского народа" я нашел описание подобного обряда. Здесь говорится, что в некоторых губерниях в России во время падежа скота или повальной болезни прибегают к опахиванию. В разных местах обряд происходит по разным сценариям, но везде он имеет сакральный характер, в нем участвуют женщины, и используется соха. Изучив материалы сайтов интернета, я нашел, что обряд опахивания существовал в разных губерниях России: в Орловской, Калужской, Смоленской, Костромской и других. Кстати, похожий обряд описан в повести С.А. Есенина "Яр", значит, он проводился и в Рязанской губернии.
Откуда же берет корни данный обряд? На сайте https://dommagii.com я нашел, что опахивание – это славянский охранительный обряд и один из самых интересных, и ведет начало от язычества.
На протяжении веков опахивание считалось надежным магическим способом оградить селение и его жителей от стихийных бедствий и эпидемий, угрожающих людям или животным. Мужчины к участию в опахивании, как правило, не допускались: в подобном тайном обряде могли участвовать только женщины. Значение обряда опахивания основано на магии замкнутого круга: круг выступает в роли границы, ограждающей охраняемое пространство от вторжения зла, опасностей, смерти. Магический круг служит в этом обряде мощным универсальным оберегом, а проведенная сохой борозда символизирует мистическую границу, которую недуги и смерть не смогут преодолеть.
С проникновением и распространением православия на Руси, в обряд были привнесены христианские атрибуты: зажженные лучины, свечи, ладан, иконы, молитвы и т.д.
Где еще в Нижегородской губернии существовал такой обряд? В статье Э.В. Померанцева "Роль слова в обряде опахивания", приведен пример: "Интересны два описания, сделанные в 1848г. П.Смирновым в Нижегородской губернии. "Прошлой зимой – пишет он - во время скотского падежа в селе Троицком (Воскресенский район) собраны были непорочные девки, которые, по настоянию стариков своих ночною порою, растрепав свои волосы и сбросивши с себя верхние платья, в одних белых рубахах…запряглись в легкую соху, и, не щадя ни здравия, ни огорожей полевых и садовых, прошли вокруг села снеговыми сугробами и провели борозду, не менее версты составляющую".
Различия проведения обрядов заключаются в следующем: в Рожке опахивание проводится в определенный день "Отдание Пасхи", накануне Вознесения. В другое время, даже если возникает потребность (как это было в 2008г.), обряд не проводят. В селениях других губерний он проводится в экстренных случаях, во время падежа скота, или эпидемий. Здесь больше проявляются черты язычества: крики, стуки, распущенные волосы. В книге А.В. Терещенко "История культуры русского народа" говорится, что, если опахивание проводилось для того, чтобы изгнать из села уже начавшуюся эпидемию, то женщины старались производить как можно больше шума, дабы напугать ее страшными криками, битьем в сковороды, громким пением обрядовых песен, содержавших угрозы в адрес демона болезни. Если же опахивание было направлено на профилактику эпидемии, то оно проходило, напротив, в глубокой тишине, чтобы не привлечь опасность к селу. Как видим, в Рожке опахивание проводится с целью предотвратить беды, поэтому оно проходит тихо. Только одна из бабушек стучит и ругает нечисть.
В Рожке обряд опахивания заменил жителям крестный ход вокруг села, так как в обряде участвуют только верующие православные женщины. Обряд сопровождается несением икон, молебном, пением пасхального канона. Я не нашел, где бы еще проводится похожий обряд и, думаю, что до наших дней этот обряд дошел только у нас в Рожке.
Душа народа
Обряды, сохранившиеся в Рожке, имеют свои особенности и отличительные черты от таких же обрядов в других местах. Каждый народ вносит свое в обычаи и обряды, так и жители Рожка внесли свои особенные черты, характерные для рожковской общины: фольклор, суеверия, орудия труда, которыми пользовались издревле, особенности кухни, одежда. В обрядах отражены жизнь, быт и занятия людей. Они связаны с традициями земледелия (опахивание сохой) и скотоводства (разведение свиней и птицы), прославление святых - покровителей этих занятий.
Но главное, в этих обрядах сохранилась душа нашего народа, уважение к традициям и истории своей малой Родины, памяти о своих предках.