Внеклассная работа по учебным предметам способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умению творчески подходить к решению различных задач. Хорошо организованная и подготовленная предметная декада помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, открывает широкие возможности для работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, справочным материалом и т.п.
Поэтому проведение Декады естественных и прикладных наук в нашей школе является комплексным систематическим мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: викторины, конкурсы, открытые интегрированные уроки, выставки, знакомства с различными энциклопедиями по предметам. Большое количество интересной и полезной информации по естественным наукам оформляется на стенде.
С 18 по 25 января целями проведения предметной Декады в нашей школе были:
- развитие познавательного интереса к химии, биологии, технологии, физической культуре через урочные и внеурочные формы работы;
- воспитание у учащихся экологической культуры и формирование интереса к здоровому образу жизни;
- пропаганда научных знаний, развитие у обучающихся интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений;
- развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;
- создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.
Организация Объединенных Наций назвала 2019 год годом Периодической таблицы химических элементов "в целях повышения осведомленности мировой общественности о фундаментальных науках и расширения образования в области фундаментальных наук". Решение было рекомендовано Генеральной ассамблее в докладе Второго комитета и принято по итогам голосования. Документ опубликован на сайте ООН. Поэтому уже в начале календарного года мы знакомим обучающихся нашей школы, в том числе в рамках проведения предметной недели, с основными моментами жизни Д.И. Менделеева, значением его "детища" - Периодической таблицы - и новыми открытиями и названиями элементов. Всё это и многое другое было размещено на стенде "Интересное за страницами учебников".
С предложением сделать 2019 год годом Периодической системы выступало несколько международных и национальных организаций, в том числе Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC), Российская академия наук, Объединенный институт ядерных исследований РАН и Русское химическое общество имени Д.И. Менделеева.
Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) утвердил названия четырех новых элементов, дополнивших таблицу Менделеева. Один из них назвали в честь академика РАН Юрия Оганесяна, другой - в честь Московской области. Более подробно с информацией можно ознакомиться на официальном сайте IUPAC.
Элементы 113, 115, 117 и 118 теперь официально называются нихоний (Nh), московий (Mc), теннессин (Ts) и оганессон (Og) соответственно. Международный союз теоретической и прикладной химии рассматривал имена, которые предложили для элементов их первооткрыватели. На рассмотрение вопроса ушло пять месяцев.
Элемент оганессон назвали в честь Юрия Оганесяна - российского ученого, академика РАН, который синтезировал такие химические элементы, как дубний, резерфордий, московий и оганессон. Это второй случай в истории, когда элементу дают имя живущего человека, первым таким был Глен Сиборг. 115-й элемент московий назвали в честь Московской области, так как он был получен в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.
Элемент нихоний получил свое название от японского слова "Нихон", которое буквально переводится как "Страна восходящего солнца". Теннессин получил свое название из-за большого вклада, который внесли американские ученые из штата Теннесси.
В начале Декады проводились викторины по биологии среди 5-7 классов "АЛФАВИТ", где все ответы начинаются с той буквы, напротив которой написаны вопросы-загадки, и для обучающихся 8-9 классов по биологии и химии "Хочу всё знать". Среди вопросов были каверзные, а также весёлые, которые вызывают у ребят живой интерес к поиску ответов, где они могут оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку.
Итоги викторин:
"АЛФАВИТ" - 1 место занял 6 класс, 2 место -7 класс, 3 место - 5 а класс;
"Хочу всё знать "- 1 место - 8 а класс, 2 место - 8 б класс, 3 место - 9 класс.
На подведении итогов Декады победители были награждены сладкими призами.
Традицией стало проводить мероприятия по учебным предметам с применением ЭСО. Современные технологии позволяют наглядно и интерактивно привлекать самую последнюю информацию по интересующим темам. Были подготовлены и проведены открытые уроки по технологии ( "Свойства тонколистового металла и проволоки" -учитель Шелевер О.И.; "Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитьё" - учитель Агапитова И.В.), биологии ("Значение растений в природе и жизни человека"- учитель биологии и химии Павлова М.Е.), физической культуре ("Повторение техники лыжных ходов попеременного - двухшажного хода физической культуры" и " Использование подвижных и народных игр для развития скорости, прыгучести и ловкости" - учителя физической культуры Шкапа С.П. и Величко С.М.).
В школьной библиотеке в течение Декады была организована выставка книг, энциклопедий по тематике "За страницами учебников - удивительное рядом" (педагог-библиотекарь школы Алешина И.М.). Прошел конкурс на самого читающего ученика, ими стали Карпова Дарина -7 класс, Депутат Полина и Алексеева Ярослава - 5 а класс. При подведении итогов девочки были награждены.
Нельзя не отметить участие классов школы №2 во Всероссийской акции "Покормите птиц зимой", тем более, что зима выдалась холодной и снежной.
Таким образом, своеобразие предметной Декады состоит в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предметам.
При организации и проведении предметной Декады нам, педагогам, очень важно, чтобы в эти дни учащиеся ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них. Все мероприятия Декады направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Каждый желающий ученик мог проявить фантазию, творчество и знания по предметам.
На сайте школы размещён фотоотчёт о Декаде естественных и прикладных наук.
М. ПАВЛОВА,
руководитель ШМО
естественно-географического цикла
МКОУ ООШ №2 г.Пудожа