Организаторами выступили Лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, Совет Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ РК, Карельский институт развития образования при поддержке Министерства образования РК и администрации Пудожского муниципального района. Ее участниками стали учителя и воспитатели дошкольных групп малокомплектных и малочисленных школ Пудожского района и Республики Карелия. Цель - поддержка инновационного и непрерывного характера системы образования в сельской местности Карелии. Начальником лагеря стала директор МКОУ ООШ д. Усть-Река Назарова Г.И.
Образовательной программой руководила кандидат педагогических наук (далее к. п. н.), руководитель Центра непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" Забродина И.Ю. Преподавателями летней школы стали Германова Е.Ю., методист отдела воспитания, поддержки семьи и детства Центра непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования", Ефлова З.Б, к.п.н., заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ РК, Смирнова С.И., к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и практики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ.
В день открытия летней школы с приветственным словом к участникам обратилась Тодераш О.В., заместитель главы администрации Пудожского муниципального района. Она поприветствовала гостей, отметила новизну такого опыта в районе, выразила надежду на творческую работу всех участников и скорейшее внедрение опыта, приобретенного в летней школе, в практику педагогов.
Преподавательский состав определил правила жизни летней школы, целевые установки, а предполагаемый результат необходимо было отразить на "древе ожиданий". Провели круг знакомства, постарались запомнить всех участников по имени. В каждом обнаружилась изюминка, стало понятно, что собрались интересные люди.
Первый блок лекций познакомил нас с поколением "зет", нашими детьми с гаджетами. Заметили ли вы, что школа меняется медленно, а мир вокруг ребенка быстро? Как сельским школам соответствовать требованиям этих двух условий? Мы согласились с тем, что знания, как и прежде, - база всего, а формы и методы должны быть новыми. Новыми должны стать и сельские школы, чтобы выжить, и варианты школ должны быть разными и интересными детям. "Будет детство где-то или здесь?" - это проблемный вопрос для сельских школ.
После занятий и ужина все направились на мини-экскурсию по Колодозеру, любовались видами озера, островов, Киверной горы, но комарики быстро загнали нас в местный КДЦ на встречу с женским клубом. Татьяна Зябкина познакомила с коллекцией Колодозерского музея. Самодеятельный коллектив "Русская песня" представил слушателям небольшую песенную программу о нашем селе. Галина Соколова и Людмила Солодяжникова провели развлекательную программу "Вечерочком да за чаёчком". Ночевать приезжие участники направились в школу-сад поселка Приречный, где радушная хозяйка Галина Данилова организовала тепло, уют и баньку. Прекрасные виды Колодозера покорили гостей, оставшихся у гостеприимных хозяек Елены Чусиной и Валентины Вавулинской.
Второй день начался с экскурсии в церковь Рождества Богородицы в Колодозеро. Участники школы были восхищены местом и храмом, о котором много слышали, а некоторые знали лично нашего духовника, отца Аркадия. Приобщившись к духовному, мы отправились на занятия. Этот день удивлял возможностями совмещенного обучения в разновозрастной группе. Обсуждали психологическое, гигиеническое, экономическое обоснования наполняемости классов, целесообразность классов-комплектов в начальной, основной и даже старшей школах. Обсудили существующие формы образовательных организаций (центры, школы, школы-агрофермы, корпорации, но не гимназии и лицеи). В ходе дискуссии высказывали предположения, делились опытом и выполняли практическую работу в группах учителей разных предметов. Каждый мог побывать в роли учителя, завуча, родителя, коллеги и (наше любимое) в роли ребенка, применив только что полученные теоретические знания.
Затем участвовали в тренинге "Профилактика эмоционального выгорания", переворачивая карандаш, рассматривали проблему с положительной и отрицательной стороны. Все вместе мы сможем решить любую задачу, активно действуя, и добиться необходимого результата.
Во второй половине дня к участникам школы в гости пришли ученики начальных классов и представили сказку "Курочка Ряба" на карельском языке с переводом. Ирина Белошеева и Людмила Солодяжникова рассказали о народном творчестве Пудожского района, особенностях пудожской вышивки и подарили участникам салфетки, вышитые своими руками.
Калитка - традиционный открытый пирожок, который выпекают везде в Карелии, но по-разному. Мастер-класс по выпечке показала учитель начальных классов Светлана Филиппова. Каждый желающий мог самостоятельно испечь калиточку. За увлекательным делом истинные карелы Светлана и Зинаида знакомили нас с особенностями быта, языка и традиций своего маленького, но крепкого народа. После все дружно пили чай и пели частушки о работе в школе-лагере.
12 июня, в День России, мы отправились в Архангельскую область РФ, в Кенозерский национальный парк. Здесь нам предстояло актуализировать знания о компетенциях учителя малокомплектной сельской школы. Наш маршрут начался в деревне Лекшмозеро (Морщихинская), где два молодых экскурсовода - школьницы провели нас тропой муравейников. Переехав через водораздел двух бассейнов океанов, мы продолжили наш маршрут в деревню "Кенозерские Бирюльки". Это комплекс мини-объектов деревянного зодчества на небольшой территории с экскурсоводами в костюмах прошлых веков и говорящими на местном диалекте. Пообедав в избе ремесел и рассмотрев объекты небольшого музея, мы перебрались в местное лесничество, где имеется современный и стильный конференц-зал для лекций. Мы уже смотрели фильм Кена Робертсона о системе образования заграницей. В этот день мы познакомились с видео-ответом российских специалистов о системе образования современной России, которая не отражает быструю смену реальной жизни. На дискуссионной площадке каждый мог выразить свое видение новой школы. Мы познакомились с неклассно-урочной системой обучения ЛЕНТА, которую успешно применяют в Беломорском районе, в Пушнинской СОШ. Педагоги Усть-Реки выезжали в эту школу и могли поделиться впечатлениями с теми учителями, которые увидели этот опыт впервые. Обсудили роль учителя в этой системе и возможные риски результатов обучения. Три часа лекций промчались незаметно, и делегация отправилась домой. Общее фото на границе Карелии завершило поездку.
В заключительный день мы предоставили площадку для взаимообучения "Коллега - Коллеге", где каждый желающий мог поделиться успешным опытом своей деятельности. Татьяна из Водлы организовала шуточную игру - драматизацию. Надежда из Кубово показала мастер-класс по изготовлению магистерских шапочек для детских конкурсов. Елена из Шокши показала фильм. Это совместная работа двух учителей и ученика "Традиции и наследие моей малой Родины. Вепсы", которая получила первое место на республиканском конкурсе. Анастасия из Красноборского быстро и умело научила из бросовых материалов изготовить гимнастическую палку и показала способы ее применения в игре и упражнениях. Особо была отмечена безопасность этого снаряда. Урок танца провела сборная команда педагогов Каршево, Подпорожья, Водлы и Суны. Весело сплясали "Кадриль" 16 человек.
Преподаватели летней школы представили участникам конкурсы и фестивали, в которых могли бы участвовать учителя и школьники Карелии, а также рассказали о деятельности Ассоциации сельских школ.
В этот день в школе проходило знаменательное событие: открытие мемориальной доски нашему земляку, Герою Советского Союза Александру Родионовичу Машакову. Совсем недавно наша школа отметила 105-летний юбилей Героя. Право открыть мемориальную доску было предоставлено нашим выпускницам, молодым учителям Ефремовой Диане и Лось Елене. Именно молодым мы доверяем сохранять и передавать память поколений. Школа на селе является хранителем истории и традиций, центром патриотического воспитания. Это значимое событие для жителей села подготовило Российское военно-историческое общество. Участие же в нем педагогов летней школы, преподавателей, общественных организаций и администрации района придало ему не только районное, но и республиканское значение.
На итоговом общем сборе обсудили свои ожидания от летних курсов нового формата. Тема курсов "Малокомплектная школа: подходы к организации образовательного процесса" актуальна в современных условиях развития российского образования. Была отмечена необходимость изучать позитивный опыт, создавать и применять новые перспективы в сельской школе, менять условия к лучшему. Здесь мы встретили настоящих энтузиастов - ученых и творческих педагогов. Они представили реальную, уникальную и инновационную картину состояния образования в Карелии. Сельская школа может создать качественную образовательную услугу при поддержке учредителя и научном сопровождении.
Преподавателям понравилась идея ежегодного проведения школы-лагеря для педагогов в разных и, порой, не самых идеальных образовательных организациях. В Усть-Реке, самой маленькой школе Пудожского муниципального района, удалось создать условия для обучения и отдыха участников курсов. В этом нам помогли наши постоянные партнеры, которые стали спонсорами: Терехов А.А. и Крышталева Л.Н., председатель Пудожского райпо, выпускница нашей школы. Все участники летней школы отметили вкусные обеды и ужины, спасибо Белошеевой И. и Леттиевой А.С.
Четыре дня учебной и досуговой деятельности были очень насыщены и плодотворны. Лекции и мастер-классы, практикумы и тренинги, инсценировки, прогулки, экскурсии, поездка в Кенозерский национальный парк, вечеринка в женском клубе Колодозера и много-много разговоров до ночи о школе и не только. Все участники сразу стали называть школу педагогов лагерем, как в юности, благодаря схожей атмосфере. Желаем творческих успехов! Приезжайте к нам в Колодозеро!
С. ЛОСЬ,
учитель МКОУ ООШ
д. Усть-Река