Его созданию посвятил свою жизнь Александр Федотович Кораблев - страстный краевед, знаток пудожской старины, настоящий патриот своей малой родины.
Он родился 28 августа 1906 года в д. Семеново Пудожского уезда в большой семье зажиточного крестьянина, рано осиротел. Александр с детских лет хорошо учился и уже в школьные годы проявлял интерес к краеведению. До 1932 года он занимался культпросветработой: работал библиотекарем, заведующим сельской библиотекой в д. Семеново, избой - читальней в с. Каршево и заведующим районным Домом культуры в г. Пудоже. Заочно окончил Ленинградский институт им. Н.К. Крупской по специальности "История", более 40 лет жизни отдал педагогической деятельности.
А.Ф. Кораблев прошел трудными дорогами Великой Отечественной войны. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, был рядовым солдатом, минометчиком, связистом. Награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией".
После демобилизации работал педагогом (учителем, завучем, директором школы, директором педучилища) и длительное время - с начала 50-х годов - вплоть до ухода из школы в 1970 году - педагогическую работу сочетал с подвижнической деятельностью по краеведению, сбором экспонатов для будущего музея.
Известный в Карелии историк Н.А. Кораблев, сын основателя Пудожского музея, в воспоминаниях об отце писал: "Начало своей собирательской деятельности он относил к 1952 г. Тогда во время рыбалки на берегу р. Водлы в 12 км выше Пудожа ему удалось обнаружить остатки глиняной посуды первобытного человека эпохи неолита (ново-каменного века). Для окончательного определения подлинности находки обратился к специалистам-археологам, которые дали положительное заключение и датировали керамику 2-3 тысячелетием до нашей эры. Эта древняя находка и послужила отправной точкой для целенаправленного поиска реликвий прошлого, который вскоре всецело увлек отца и которому посвящалось все свободное время. Постепенно стала складываться коллекция, материалы использовались на уроках в качестве наглядных пособий".
А. Ф. Кораблев сумел увлечь собирательством учеников, родственников и тех, кто бережно относился к истории своей малой родины. В районной газете "Знамя труда" 18 февраля 1961 года он обратился к землякам, к районной власти с предложением создать краеведческий музей: "На базе собранных сотен экспонатов усилиями всех трудящихся можно создать районный музей. Активное участие в сборе экспонатов могут принять пионеры, комсомольцы города и района, руководители предприятий и учреждений. Соберем и тщательно сохраним на века для будущих поколений эти бесценные материалы".
По-разному попадали предметы в музей. Известный писатель Даниил Гранин в рассказе "Сад камней" (1971) образ главного героя, учителя истории Николая Ивановича, писал с А.Ф. Кораблева, с которым встречался во время посещения Пудожа. Читаем в книге: "Я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера. Николай Иванович, учитель истории, повел меня в местный музей. Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. Музей был создан руками Николая Ивановича. Четверть века он собирал все, что относилось к истории края. Оружие времен гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. Но больше всего занимали его предметы быта. Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. Из старой деревни он притащил на себе фонарь, вывеску земской больницы. Чего тут только не было! Старая деревянная посуда, берестяные игрушки вплоть до берестяного мячика. Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи…".
Старинные предметы Кораблев сначала собирал дома, затем открыли музейную комнату в школе, а когда предметов стало много, районные власти, отремонтировав, выделили для музея отдельное здание (кстати, построенное в 1869 году пудожским купцом И. Малокрошечным для городской богадельни). 1 сентября 1970 года А.Ф. Кораблева официально приняли в штат государственного историко-краеведческого музея КАССР. Эта дата считается днем рождения музея. В начале 1970 года А.Ф. Кораблев произвел разработку и монтаж первой развернутой экспозиции, отражавшей все основные этапы истории края, и продолжал заниматься собирательством, принимая предметы и от дарителей.
"И люди все чаще и чаще откликались. Приносили лично, присылали по почте, передавали через знакомых и родственников старинные вещи, фотографии, документы. Так, супруги Ломовы из п. Шалуха прислали найденное ими в земле на глубине 1,5 метров каменное рубило; работник Кривецкого леспромхоза Н.И. Фомин - карту Пудожского уезда времен гражданской войны; пенсионерка из Пудожа А.А. Ушакова передала несколько редких старинных вышивок; журналист районной газеты В. Опарин и работник Дома культуры Л.Пронин доставили обнаруженные ими близ д. Бесов Нос остатки плавильного тигля стекольного завода конца XVIII в. Героем целой научной сенсации стал учетчик дорожно-строительного участка, ученик Александра Федотовича по вечерней школе Валентин Грюнейзин, привезший в марте 1961 г. из Колодозера найденный им в карьере "Киверна" и показавшийся необычным костяной предмет весом 1750 граммов. Внимательно осмотрев предмет, отец квалифицировал его как обломок бивня мамонта, что затем подтвердила и научная экспертиза. Этот первый и единственный в Карелии экземпляр бивня мамонта был впоследствии передан на хранение в республиканский историко-краеведческий музей. Как сообщалось в прессе в 1964 г., только за первых три года создания районного музея в формировании его фондов приняли добровольное и бескорыстное участие свыше 400 человек", - вспоминает сын основателя музея Н.А. Кораблев.
При А.Ф.Кораблеве в фондах музея насчитывалось около 7 тысяч музейных предметов. Много интересных, редких предметов в фондах и экспозиции музея. Но один из самых ценных и необычных - самовар-"петух", изготовленный в Туле предположительно по эскизам художника В.Васнецова. Вот как историю его появления в музее, со слов самого А.Ф. Кораблева, описывает его сын: "Во всей России сохранилось лишь несколько экземпляров таких самоваров, изготовленных в 1873 году небольшой партией специально для Всемирной выставки в Вене. Узнав, что в одной цыганской семье, жившей в Пудоже, имеется столь редкая и представляющая значительный исторический интерес вещь, отец в течение нескольких лет вел переговоры с главой семьи - старым цыганом Иваном о ее передаче в музей, предлагал заплатить деньги, но все попытки были безуспешными. И вот однажды, осенью 1965 года, во время очередного тура переговоров о судьбе самовара - "петуха" Ивану чем-то приглянулся новый шерстяной свитер отца. Пришлось пожертвовать свитером в обмен на редкостный экспонат".
О музее стали говорить, его посещали школьники, любители старины, историки, геологи, фольклористы, писатели. А.Ф. Кораблев поражал их своей увлеченностью, знанием истории родного края, подвижничеством. Философ Юрий Линник в письме Г.В. Сергеевой, продолжателю дела А.Ф. Кораблева, писал: "Пудожский музей уникален: можно сказать, что у него нет аналогов. Тут все своеобразно, все неповторимо. И это своеобычье обусловлено тем, что музей создан одним человеком - он хранит напечатление его живой личности.
Вспоминаю свое посещение музея в 1972 году. Экспозиция его тогда могла показаться хаотичной; оформление экспонатов было чисто любительским. Это могло не понравиться профессиональному музейному работнику. Но зато какое романтическое чувство охватывало всех при осмотре музея! История была рядом. Ее не отделяли от вас витринные стекла и оградительные веревки. Расположение экспонатов словно отражало ту непосредственность и случайность, какими полна живая, еще не замузеенная реальность. Это и придавало ему высшую ценность.
Плоть от плоти своих земляков, Кораблев был удивительным человеком. Жила в нем настоящая народная мудрость. Сколько интересных мыслей он высказывал о крестьянском искусстве! Никогда не забуду бесед с Кораблевым о теме космоса в народном искусстве. Александр Федотович увлеченно говорил мне о Древе жизни на северных вышивках; о движении солнца по небесному кругу, которое передавали кенозерские прялки; о сложных космологических смыслах, заложенных в символику крестьянского дома".
Созданный А. Ф. Кораблевым музей продолжает жить и развиваться. "В 1983 году, учитывая значительные масштабы, разнообразие и ценность фондов Пудожского музея, ему был присвоен статус государственного. В 1986 году музей, возглавляемый ученицей отца Г.В. Сергеевой, работает в новом, более просторном и удобном здании по ул. К. Маркса, где ранее размещался райисполком. Здесь была с помощью специалистов из Петрозаводска создана новая экспозиция, более полно отражающая содержание фондов. Продолжают пополняться коллекции. А каждый день сюда приходят люди, чтобы прикоснуться к своим источникам, глубже понять историю родного края", - пишет Н.А. Кораблев.
В настоящее время коллектив продолжает дело, начатое А.Ф. Кораблевым. Постоянно пополняются фонды. Прав был А.Ф.Кораблев, говоря, что это нужное и интересное дело.
Более 20 лет наши земляки с удовольствием участвовали в занятиях клуба "Старый граммофон". Идею Г.В. Сергеевой о его создании поддержали известные творческие люди города. Пудожские краеведы Е.Г.Нилов, Б.П.Фофанов, Н.В.Черникович, Л.П.Глазачева, Н.П. Бычкова, А.Г. Костин, В.Н. Смирнов, знатоки народных традиций А.П. Кочнева, О.В. Касьяненкова и другие делились и продолжают делиться своими знаниями и умениями во время встреч, мероприятий, мастер-классов.
С 2005 года проводятся Кораблевские чтения, в которых принимают участие не только пудожане, но и специалисты Музея-заповедника "Кижи", Национального музея, Академии Наук. В 2020 году впервые прошел конкурс "Юный экскурсовод". Учащиеся показали знание истории родного края и умение интересно донести ее до слушателей. Стало новой традицией собираться в августе на Медовый Спас. Зрители не только слушают рассказы молодых пчеловодов Павла Ильина и Алексея Кульбашного о разведении пчел, но и знакомятся с историей пчеловодства в Пудожском уезде.
Студия декоративно-прикладного творчества "Традиция" (руководитель О.А. Коквина ) передала нам макет зимней Никольской ярмарки, ставшей основой для проведения интерактивных экскурсий. Большой популярностью пользуются выставки, на которых свое разнообразное творчество представляют наши земляки. Богатый исторический фонд самого музея, начало которому положил А.Ф. Кораблев, не оставляет равнодушными взрослых и детей, пудожан и туристов.
В 2018 году Павел Гашков выковал и подарил скульптуру пудожского налима, который стал своеобразной визитной карточкой музея.
А .Ф. Кораблев еще в 1960-е годы писал о необходимости создания краеведческого музея и верил: "Пудожскому музею - быть!"