Версия для слабовидящих |

телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

Золотая пора Хибин

В предисловии к книге "Три года за полярным кругом" (1923 г.) академик Ферсман сформулировал призыв к путешествиям в Хибины и Ловозерские тундры:

"Мне хотелось бы привлечь этой книжкой в прекрасные горы нашего севера, туда - за полярный круг, за границу еловых лесов, к прекрасным горным вершинам Хибинских массивов Кольского полуострова. Мне хотелось бы зажечь огнем скитания и бродяжничества, порывом научных исканий нашу усталую молодежь, в столь тяжелых условиях борющуюся за знание, за право учиться… По нашим стопам, по стопам скитаний пойдут другие, и пусть Хибинский массив, гордо вздымающийся по середине лесного покрова, озер и болот Кольского полуострова, сделается центром русского туризма, школою науки и жизни".

Пожалуй, нигде нельзя найти такого разнообразия природных условий. Просторы тундры и чащи лесов, белые ночи, полярные сияния, быстрые порожистые реки и бесчисленные озера - все это оставляет массу впечатлений у человека, попавшего сюда, и, как правило, большинство туристов стремятся снова побывать на Кольском. Так тянет туда и меня.

Горы Кольского полуострова представляют собой отдельные массивы, возвышающиеся среди низменной равнины. Каждый такой массив - маленькая горная страна с хребтами, ущельями, цирками, перевалами. Ходить там - интересно, заманчиво.

Массив Хибин делится на западную и восточную. Данный поход мы готовили в западную часть. Западная часть Хибин представляет собой цепь горных массивов: Путелличорр, Индичвумчорр, Часначорр, Поачвумчорр, Тахтарвумчорр, Вудъявчорр. Эти массивы сплошные, крупных долин в них нет, текущие в глубоких ущельях ручьи часто начинаются из крутых цирков.Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр (переводится как "Гудящая гора") и Часначорр ("Гора дятла").

Массив Часначорр является узлом западной части Хибин. Именно здесь - наивысшая точка Хибин (1191 м) и во все стороны от нее отходят хребты. Каждый раз - новые открытия, новые тропы.

Собираясь в этот поход, я ощущал двоякое чувство. Стоит ли идти? Прогноз на тот период был удручающим. В горах выпал первый снег, дожди вот уже неделю не перестают лить, и поход обещает быть трудным по сложности прохождения. Но все же собрался.

Поход был намечен с 23 по 27 сентября. Приехал в Мурманск накануне. Позвонил Игорю Ульныреву, руководителю, он настроен оптимистически, это меня порадовало. Договорились о встрече в областном Совете ветеранов, где я должен забрать часть продуктов для всей группы. Поговорили с Михаилом Григорьевичем Орешетой, который пожелал нам удачи и легких рюкзаков.

23 сентября собрал рюкзак, поезд в 19.45 со станции Мурманск до станции Хибины - это начало маршрута. Наша группа: Игорь Юрьевич Ульнырев - руководитель, Кирилл Сергеевич Алёшин (Мурманск), Михаил Михайлович Кливанский (Карелия, Пудож) и Юлия Александровна Шишкина (Липецк). Трое в прошлом году ходили в то же время в Хибины. Новичок в группе Юля. Остальная часть группы должна к нам присоединиться 25 сентября в районе реки Гольцовки.

Поезд прибыл на станцию Хибины в 23.30, стоянка минута. Темнота, не видно ни зги. Включили налобные фонарики, переодели обувь, достали палки. Идем в направлении реки Малой Белой (Лутнермайок). Остановка, решаем разбить лагерь на песчаной косе реки, завтра предстоит ее форсировать. Поставив палатки, легли спать.

Утро 24 сентября. Зарядка, завтрак. Обошли местность. Наметили участок для брода, здесь будем переходить реку. Сверились с навигатором. Определили точку нашей стоянки. Пока группа собиралась, я сделал попытку перейти вброд с рюкзаком на ту сторону. Разделся по пояс, снял обувь. Вода холодно-обжигающая, камни скользкие, течение на середине реки быстрое, палки как опору сносит... Перейдя, отнес рюкзак на дорогу. Жду ребят. Когда они подошли я показал место, где переправлялся. Игорь, подняв бродовые сапоги, перенес свой рюкзак и рюкзак Юли. Затем он принимает решение перенести девушку на ту сторону. Эта операция ему далась нелегко: балансируя между камней, чуть не упал, зачерпнув воды в сапоги. Последним переправлялся Кирилл, вполне успешно: он высокий, ему было легче, чем нам. На этом операция "переправа" была закончена. Отдыхаем.

Выйдя на высоковольтку, идем по ней, через 5 километров сворачиваем по Безымянному ручью вверх. Останавливаемся, оставляем рюкзаки, берем самое необходимое для перекуса и экстренных ситуаций (фонарики обязательно), фотоаппаратуру.

Вначале идем по тропе, далее траверсом (без существенного набора высоты, вдоль склона хребта) по левой стороне ручья. Поднялись выше лесной зоны. Впереди видны три ущелья - цель нашего восхождения. Игорь поднимается по камням, они сыплются вперемежку с песком. Мы с Юлей спустились вниз до поворота ручья с отрогом горы. Игорь был уже в ущелье, и мы, развернувшись, двинулись к нему, траверсируя склон высоты 690,2 м. Поднявшись в ущелье Медвежий III, проходим по нему. Стены отвесные, проход несквозной. В конце вертикальная стена, здесь требуются альпинистская подготовка и спецснаряжение (веревки, карабины, блоки и т.д.).

Отдыхаем. Кирилл, Юля и я фотографируем красоту, нас окружающую. Осень в лесной зоне, насколько все красиво! Приходилось снимать в движении или останавливаться, потом догонять. Кирилл снимает фильм на свой сюжет (мистический). Когда проходили лесную зону, открылся изумительный вид на озеро Имандра. Кирилл обратил внимание на то, как туча, нависшая над озером, вдруг расступилась, и сквозь просвет прорвался солнечный луч, который отразился на поверхности водной глади озера. Это было похоже на НЛО - корабль, который прожектором осветил озеро для приземления. Длилось это недолго, как появилось внезапно, так и исчезло. Погода стоит замечательная, солнечная, мы не нарадуемся. Хотя прогноз был совершенно другой.

Ущелья - Медвежий I и II - проходимые, но мы на них не пошли, начали спуск вниз. Спускаться ничуть не легче, ноги постоянно в напряжении, скользят по ягелю, камням, песку. В лесной зоне очень много грибов: красноголовиков, волнух, груздей, ягод - черники, брусники, голубики, по дороге собираем, едим. Спустившись с перевала, остановились на полянке, набрали черники для ужина. Уже поздно, надо спешить. Что мы и сделали, ускорили шаг, по дороге я потерял фотоаппарат, он выскочил из футляра. Пришлось задержаться в поисках его: с Кириллом мы прошли по навигатору, но камеру так и не обнаружили. Позже фотоаппарат нашла Юля. Поиски доставили мне много волнений. Большое спасибо Юле. Спустились по ручью, где оставили свои вещи, упаковав рюкзаки, вышли на дорогу. Темнеет очень быстро, доходим до ручья Медвежий и принимаем решение разбить лагерь на правом берегу, тем более, что поляна позволяет это сделать. Натягиваем брезент над костром, устанавливаем палатки. Готовим ужин.

Судя по навигатору, в этот день мы прошли 24 км. Для первого дня, я думаю, что неплохо.

25 сентября. Поднялись как всегда в 7.00. Завтрак - каша с черникой - и в путь. Рюкзаки оставили в лагере, большую палатку и костровое не стали разбирать. Поднимаемся вверх по ручью, сворачиваем вправо, доходим до безлесой зоны, подходим к ущелью "Парящий камень". Спускаемся немного вниз, чтобы зайти в него. Кроме восторга, других эмоций не испытываю. Такое впечатление, что сюда не ступала нога человека. Внутри ущелье покрыто зеленым мягким ковром, начинаем подниматься вверх, и вот он - "Парящий камень", он висит внутри над ущельем, зрелище фантастическое. Сам проход по нему очень узок, ширина где-то метр-полтора. С рюкзаками проход в отдельных частях был бы невозможен. Помогаем друг другу в преодолении внутренних отвесных камней. Делаем много фотоснимков - это невозможно не заснять.

На выходе поворачиваем направо, где расположено еще одно из ущелий горного хребта - Хибинпахкчорр. Спускаемся по крутому склону в долину притока ручья Медвежьего, к водопадам. Вдали виден перевал Арсентьева (980 м) и высота Юмечорр (1098 м) - узловая вершина Хибин.

Водопад многоступенчатый, довольно длинный, он как бы переходит из одного в другой. Смотришь и не можешь оторвать взгляда от этой завораживающей красоты. Переходим на правую сторону ручья Медвежьего. Остановка, на газовой горелке готовим перекус. Ходим вокруг, ищем объекты для своих съемок. Рядом со стоянкой - дерево в форме глухаря, здесь много причудливых деревьев. Грибы забавной формы.

Осень - золотая пора в Хибинских тундрах. Отдохнув, двигаемся по ручью вниз к месту нашего лагеря. Прибыв на место, собираем рюкзаки, путь предстоит долгий и трудный. Вторая половина дня. Идем в направлении реки Гольцовки, там нас ждут ребята из клуба бардовской песни "Гравицапа". Расстояние где-то в пределах 12 км. Мы должны проходить в среднем 3 км за 40-50 минут, и это с полной выкладкой. Проходим Нефелиновый ручей. Предпоследняя стоянка. Я не стал ждать, ушел вперед с разрешения Игоря. Иду, темно, фонарик слабенький, одному идти жутковато. На повороте у озера Каменного решил дождаться ребят, где-то через минут 40 они появились. Навстречу нам со спуска двигаются какие-то люди, фонари их видно далеко. Дождавшись незнакомцев, а это были девушка и молодой человек, поговорили с ними: они делают остановку на озере Каменном, дальше их маршрут идет на Звездочку (ущелье Аку-Аку) - ущелье Мертвых (Юмикорр) - ущелье Ферсмана и на Кировск.

Чувствую усталость, Кирилл впереди, мы за ним, последний переход до лагеря. Спускаясь вниз, на одной из горок обернулся назад и увидел два светящихся глаза, нас сопровождающих. До этого Кирилл говорил что кто-то идет сзади, но я как-то на это не обратил внимания. Стало не по себе. Идти последним не очень-то комфортно. Прибавляем шагу. Сворачиваем на тропу, идущую к стоянке, нас ждут, вышли навстречу нам. Теплые приветствия, объятия. Выбираем место для палаток. Игорь занялся ужином, костер слабоватый, прибавили дров из сухостоя, и он быстро разгорелся.

Кирилл вместе с Юлей пошли снимать северное сияние, я так устал, что мне было не до этого. О чем потом пожалел.

Игорь с руководителями клуба Надеждой Германовной Ишкуловой и Татьяной Николаевной Кожиной обсудили маршрут завтрашнего дня. Ребята сидели у костра и пели песни. В этот день мы прошли 28 км. Погода была солнечная, теплая, мы еще раз порадовались, что нам повезло с погодой. Ноги устали и дают о себе знать. Что день грядущий нам готовит?

Предпоследний день нашего увлекательного путешествия. Подъем в 7.00. Дежурные у ребят поднялись вовремя, суетятся вокруг костра. Игорь встал и взялся за завтрак. Не знаю, как поведут себя ребята в походе. Все они старшеклассники, учащиеся школ города Мурманска. Это Андрей Сенецкий, Александр Шведов, Евгений Орешкин, Никита Рахимов и Виктор Корнаков. Физически они готовы по-разному, на все вопросы даст ответ сегодняшний поход. Вся группа живет в шатре, места достаточно, внутри есть печка, которая обогревает их жилище.

Построение, инструктаж Игоря Юрьевича по движению группы и технике безопасности. Взяли с собой бутерброды, чай, кофе, фонарики и другие необходимые вещи для радиального похода. Выход группы на маршрут состоялся вовремя. Первые полчаса разогрев, после чего снимаем лишнее с себя, подгоняем облегченные рюкзаки и идем по тропе вверх к ручью Рябиновому в район горного массива Хибинпахкчорр.

Игорь поставил меня вместе с Надеждой Германовной замыкающими. Пришли к водопаду Рябиновому. Чай, и снова в путь. Оказалось, что Никита Рахимов на привале забыл свой телефон. Придется потом кому-то возвращаться. Лесная зона заканчивается, впереди широкая долина к высоте Хибинпахкчорру. Чем выше поднимаешься, тем сложнее идти. Устал идти замыкающим, попросил Игоря, чтобы меня заменил Кирилл. Темп, предложенный руководителем, меня устраивает, ребята идут, не отставая, двигаясь за инструктором.

Подходим к мемориальной доске Андрея Михайловича Шемякина, делаем общее фото. Тут же перевал Хибинпахкчорр - перевал седло (750 м), расположен западнее вершины Хибинпахкчорр в ее западном отроге. Спустившись с перевала, попадаем под начало перевального взлета перевала Юмъе-корр. Отсюда пологий спуск по долине ручья Юмъе-корр-уай до станции Нефелиновые пески.

Хочу привести цитату из книги "Путеводитель по Хибинским тундрам" (под ред.акад. А.Е.Ферсмана) Владимира Юрьевича Фридолина, биолога, профессора (его в шутку прозвали комариным королем): "Достаточно в любое время совершить восхождение на какой-нибудь из высоких хребтов центральной части Хибинских гор, чтобы увидеть, что растительность по склонам гор наверху - совершенно иная, чем та, которую мы здесь видим на дне долин, у подножия хребтов.

На горах - особенно на хорошо освещенных и согретых солнцем южных склонах их - подушечки - коврики маленьких, приземистых и стелющихся растений, с мелкими листиками и многочисленными яркими и пахучими цветами, на совершенно открытых каменных россыпях. Внизу - лес: деревья и пышная травяная растительность, совершенно другие цветы. Это - два разных мира, разного происхождения, принадлежащие разным эпохам развития жизни в этой стране.

К высокогорному (альпийскому) миру принадлежат самые древние обители этих гор, явившиеся сюда первыми, когда к концу ледникового периода начала освобождаться ото льда, снега и воды поверхность каменных склонов. Этот мир частью и возник в ледниковое время, а частью составился из еще более древних (третичного времени) обителей открытых солнечных мест. Лес, с его особым миром совершенно других растений, появился гораздо позже - именно тогда, когда на дне долин накопился уже довольно заметный почвенный слой, и самый климат стал мягче… Только первобытный лопин пас здесь - может быть, уже несколько тысяч лет тому назад - своих оленей и ловил рыбу в озерах - таких же оленей и такую же рыбу, как и сейчас…".

Поднимаемся на господствующую высоту Гольцовку, здесь находится треангуляционный знак - пирамида - хребта Хибинпахкчорра. Слева и справа отвесные скалы. Смотреть с такой высоты неприятно, тянет вниз, становится не по себе. Делаем снимки, отсюда видно Хибинпахкчорр, хребет Юмьечорр, Путеличорр, перевал Северный и Южный Чорргор, Индичвумчорр, Часночорр, перевал Ферсмана, Юдычвумчорр, долины реки Гольцовки, ручей Меридиональный и, конечно, ущелье Юмъекорр, куда и держим мы свой путь.

Спускаемся вниз по хребту Хибинпахчорр, появляются облака - низкая облачность, это не к добру. Будет дождь, которого мы не ждали. Спуск в ущелье. Крутой, идем осторожно, ноги на гравии порой катят сами. Напряжение большое, от этого устаешь. Вот и вход в ущелье со стороны долины ручья Меридионального.

Ущелье Мертвых, Яммей-мертвый - с данным местом связано предание о гибели шведов, нападавших на Екостровских саами в конце XVI века.

Идти на перевал со стороны озера Имандра удобнее от ст. Нефелиновые пески. Чтобы сориентироваться, надо от станции пройти на север вдоль железной дороги примерно 2 км, пока не будет видно ущелье. Путь по долине вверх до ущелья прост, но интересен: горные отроги, ограничивающие долину, в нескольких местах рассечены глубокими тектоническими трещинами - ущельями со скалами причудливой формы. Сам перевал невысок (700 м), подъем от него пологий. Ущелье Юмъекорр мрачным видом огромных черных скал производит сильное впечатление. Оно, пожалуй, даже красивее знаменитого ущелья Рамзая.

Мы избрали второй путь. Попасть в ущелье Юмъекорр со станции Имандра можно и другим более трудным, но интересным путем. Для этого надо пройдя немного по Иидичйоку (Гольцовке), свернуть на юг по притоку, долина которого рассекает Хибинпахкчорр на две части. Долина ручья Рябинового узкая, в верховьях крутая, выводит в небольшое меридиональное ущелье, южный конец которого открыт в верховья долины Юмъекорруая. Спуск из ущелья короткий, но тоже крутой.

Привал в ущелье, перекус. Как и предполагали, начался дождь. Ущелье длинное и красивое. Спуск вниз пологий. Захромал Андрей Сенецкий, пришлось отдать ему свои палки, сразу преобразился, вдоль ручья шел впереди всех. Обед намечен в ущелье Аку-Аку в районе Звездочки, на ручье Юмъе-корр-уай. Дождь усиливается. Отдохнув, отправляемся вниз по ручью на дорогу. Времени много, скоро будет темнеть. Достаем фонарики. Фотоаппарат отдаю Игорю в рюкзак, снимать невозможно.

Ущелье Аку-Аку - расщелина в Западных Хибинах. Протянулась на 6 км вдоль западных склонов вершины Хибинпахкчорр с севера-востока на юго-запад. Соединяет долины нижнего левого притока реки Гольцовки и ручья Юмъе-корр-уай. Аку-Аку представляет собой неширокое ущелье с местами отвесными высокими скальными стенами. Здесь несколько взлетов и спусков, на них много открытых камней.

Добираться до расщелины Аку-Аку следует от ст. Имандра. По дороге переходим на левый берег Гольцовки и вдоль нее поднимаемся к левому берегу ручья Рябинового. По долине ручья движемся вверх. Справа остается щель Крест.

Вышли на дорогу, путь предстоит длинный до лагеря. Устала молодежь, но и мы не меньше. В ущелье Юмъекорр встретили молодых людей, идущих в сторону ущелья Ферсмана на Кировск. Пообщавшись, разошлись, пожелав друг другу счастливого пути. Иду с Игорем впереди группы, на мне нет уже сухого места, по дороге еще упал, правда, не я один. Скользко, глина, переправы через ручьи. Расстояние до лагеря 10 км, пришли в 21.30. Не снимая одежды, занялись костром, ужин надо готовить. Потом, переодевшись, не пошел на ужин. Знобило. Игорь принес еду в палатку. Спасибо ему за внимательное отношение не только ко мне, но и ко всем, с кем бы он ни общался. В этот день прошли 37 км. За три дня мы преодолели 89 км. Лег спать.

Проспал до 8.00. Пишу дневник, это удается редко. Игорь с Кириллом собираются идти за телефоном, оставленным на привале Никитой. Его тоже берут с собой. Позавтракав, они отправляются в путь, дал палки Никите. Получив задание от Игоря, мы с Юлей остались. Идем вместе с клубом "Гравицапа" на Имандровскую косу. Я на ней никогда не был. Переходим навесной мост, перебираемся на ту сторону железнодорожного полотна, еще 500 метров и выходим на косу.

Озеро Имандра. На географических картах впервые появляется в конце XVI в. Крупнейший внутренний водоем на грани полуостровной и материковой частей Мурманской области, со стоком по р. Ниве в Кандалакшский залив. С давних пор и до проведения Мурманской (Кировской) железной дороги Имандра служила основным путем сообщения в летнее и в зимнее время на маршруте Кандалакша-Кола и составляла часть одноименного почтового тракта. Сейчас Имандра - станция Октябрьской железной дороги, 148 км от г. Мурманска.

Коса очень красивая в своем осеннем наряде. Тишина на озере. Длина ее примерно около одного километра. С нее открывается красивый вид на Хибинские тундры, Монче тундры. Виден город Мончегорск. Прогулка наша заняла 2 часа. Возвращаемся, готовим обед, собираем лагерь. Звоним Игорю, задерживаются,телефон нашли. Группа вернулась, ужинают, собирают рюкзаки, а мы отправляемся на станцию Имандра. Поезд в 18.40.

Подошел Игорь с ребятами все в сборе, ждем поезда. Вот и он, погрузившись, отправляемся в Мурманск. В дороге говорим о прошедшем походе, строим планы на будущее. Ребята взяли в руки гитару - песни, песни, песни. Настроение у всех отличное. Прощаюсь с группой, приглашаю к себе в гости в Пудож. Моя станция "Выходной". Меня встретили родные - Маша с Андреем и Настя. Все хорошо.

1 октября, в День пожилого человека, я уже был в Пудоже. Думаю, что я достойно отметил этот праздник, побывав в Хибинах и пройдя 100,7 км. Таков итог моего пребывания в горах.

Благодарность всем, кто принимал участие и достойно показал себя в этом нелегком испытании: в первую очередь, И. Ю. Ульныреву, К.С. Алешину, Ю.А. Шишкиной, Н.Г. Ишкуловой, Т.Н. Кожиной и моим молодым коллегам, учащимся школ г. Мурманска - Андрею Сенецкому, Александру Шведову, Евгению Орешкину, Никите Рахимову, Виктору Корнакову. А также моим родным - дочери Маше, ее мужу Андрею, жене Э.П. Кливанской. Т. А. Андрукиеву - отдельная благодарность. Я всех вас люблю. До новых встреч на туристских тропах нашей необъятной Родины.