До 1930 года сплавные работы проводились бригадным методом при аккордной оплате труда. При наличии излишней рабочей силы отбор в сплавную бригаду проводился с учетом строгой дисциплины, крепкого здоровья и сноровки при плавающих бревнах. Надо было, стоя на одном бревне с багром в руке, проплыть по реке 500 метров и уверенно держаться при переходе по плавающим бревнам. При слаженной работе бригады заработок был хороший и распределялся согласно заранее оговоренного коэффициента для каждого сплавщика. Хорошая слава ходила о храбрости и отваге бригадира Павлова Михаила из деревни Кузьостров. Однажды во время сплава по реке Вама лодка с запасами еды и сплавным оборудованием в речном пороге перевернулась. Коряга на дне реки зацепила Павлова за рубаху, а сильное течение не позволило ему отцепиться от коряги.
Хорошие заработки на лесосеке и на сплавных работах позволили жителям Маткалахты накопить деньги для перестройки старых домов в добротные избы.
Замкнутый круг натурального хозяйства сопровождался плохой дорогой в летнее время до Пудожа. Мой дедушка Николай Харламович говорил о том, что приходилось ему в молодости ездить в Пудож на волокушах по извилистой лесной дороге. Волокуши представляли из себя две изогнутые еловые жерди, на концах которых была устроена небольшая площадка для груза. Так как концы волокуши скользили по земле, то груз на волокуше был малым. За один рейс до Пудожа и обратно концы волокуши стирались полностью. Зимой дорога прокладывалась по озеру через Маткалахту по ровной болотистой местности в лесном массиве. До Сердечкиной Избы дорога на Пудож становилась на 8 километров короче. Отсюда и название: маткасса - путь, лахта - залив озера. Выходит, финское название Маткалахта в переводе на русский язык означает "путь по заливу озера".
Есть удивительная публикация о путешествии по этой дороге из Пудожа до Водлозера великого князя Константина Александровича - родственника царя Николая II. Он пишет, что из Пудожа его повезли на двух жердях с площадкой на концах жердей. Это сооружение называли волокушей, которую тащила одна лошадь. Ехали медленно, а мошкара тучами нападала на лошадь и на ездоков. После двух дней по лесной дороге его повезли по озеру на весельной лодке. Пишет, что на веслах сидели три женщины и гребли так, что голова тряслась после каждого гребка.
В годы советской власти был такой налог по отработке на строительстве дороги по 5 дней для каждого трудоспособного гражданина. В 1934 году по этой дороге даже проходил грузовой автомобиль рыбопункта, а зимой приходили трактора с грузом в несколько мешков муки, расположенных на санях за трактором. Мощность первых тракторов была от 15 до 25 лошадиных сил, а поэтому перевозимый груз был малым. Однажды приходил необычный трактор, который называли сигарным. У него вместо колес или гусениц был бесконечный винт на заостренных пустотелых цилиндрах. Ввинчиваясь в снег, он передвигался по снежному бездорожью со скоростью 3 километра в час. Он дошел до Водлозера, а потом был использован в мотоботе с водяными колесами по бокам. Этот мотобот транспортировал заготовленный лес в кошелях по озеру от деревни Пога до истока реки Вама. Позже в журнале "Техника - молодежи" я прочитал, что Кировский завод в Ленинграде выпустил три таких пятнадцатисильных трактора для освоения районов Крайнего Севера.
В царское время волости управлялись волостным старшиной, который избирался выборщиками от деревень. Бессменным волостным старостой был Иона Каламаев, который имел 4 класса образования и очень красиво писал.
При советской власти в Водлозере было сначала 3 сельсовета, а потом выделился еще Чуяльский сельсовет. В каждой деревне был свой сельский исполнитель, у которого имелся особый медный знак от сельсовета. Если в деревне проводилось собрание, то оно проходило в доме сельского исполнителя, который оповещал жителей деревни о собрании и отвечал за сбор на собрание. Эмблема сельского исполнителя переходила от одной семьи к другой по кругу и выполняла обязанность исполнителя один месяц.
Самые массовые народные гулянья были в период престольных религиозных праздников. На Пречистинский погост съезжались в день Троицы, а на Ильинском погосте основной праздник был 2 августа в Ильин день. В Маткалахте 17 декабря в день Варвары великомученицы принимали гостей. К празднику готовились заранее: накапливали запасы еды и из Пудожа привозили водку. Только в Пудоже можно было купить вино в казенке (государственной лавке). Молодые парни и девчата деревни арендовали на эти дни у кого-нибудь более просторную избу для своих развлечений и плясок. В крайнем случае использовали сарай. В летнее время молодежные гуляния проводились на гумне, где был ровный пол. В хорошую погоду хороводы водили в середине деревни, где дубрава была заранее подметена метлами и очищена от всякой грязи и щепок. Только при советской власти стали открывать клубы в деревнях с большой численностью населения. Почту в Куганаволок стали привозить 2 раза в неделю. Первая телефонная линия соединила Пудож с Куганаволоком в 1927 году, а в Чуялу провели телефон в 1932 году через Маткалахту.
В стране заканчивался период НЭПа. Наша небольшая деревушка Маткалахта почти полностью обновилась добротными домами, каждый из которых соответствовал материальной возможности хозяина и его хозяйственного взгляда к обустройству своего жилья и двора для домашнего скота. Из девяти домов деревни только один так и остался курной избой. В этом просторном доме большую часть жилой площади занимала печь, сложенная из камней и глины. Дым от нее выходил в помещение избы и через открывающееся отверстие в потолке по деревянной трубе выходил наружу. Удивительно то, что в то время, когда топилась печь, дым ничуть не мешал жителям этой избы заниматься своим делом. Дети спокойно спали на кровати в прилубе, а хозяйка готовила завтрак. Прилубом называлось пространство между печью и стеной, где не наблюдалось сквозняка при открывании двери. Дым в помещении располагался только в верхней части избы на расстоянии приблизительно полутора метров от пола. Дым как бы разделял внутренний объем дома на две равные части, заполняя верхнюю часть помещения равномерно по всему периметру, и спокойно выходил через деревянный дымоход от потолка вертикально выше крыши дома. Верхние бревна стен и потолок от дыма за долгие годы становились ослепительно черными, как будто отполированные и покрытые черным лаком. Дом этот так и жил своей жизнью до 1940 года, пока старший сын хозяина - Епишин Дмитрий Никифорович - работая учителем начальной школы, не накопил денег и с помощью односельчан не перестроил эту избу. Надо сказать, что в курной избе никогда не водились ни тараканы, ни клопы.
Древесина стен и потолка со временем становилась все крепче и не поддавалась разрушению. Этот дом был построен так давно, что мой дедушка не помнил года постройки. А когда разделывали эту избу на дрова в 1975 году, то только бензопилой можно было распилить бревна на чурки.
Небольшие деревни Водлозера располагались в основном на островах и полуостровах озера и имели малые посевные площади. Жители занимались рыболовством. Богатое рыбой озеро давало возможность не только кормить свою семью разнообразием рыбных блюд, но и торговать рыбой в хлебородном Каргопольском районе Архангельской области. По первому санному пути обозы с сущиком и соленой рыбой отправлялись в торговый путь. В селах Каргопольского района обменивали рыбную продукцию на зерно. В среднем за один фунт сущика из ерша получали в обмен 2 фунта ржи или ячменя. Были и более удачные сделки. Сущик из ерша пользовался большей популярностью нежели сущик из снетка.
Недостаток посевных площадей для выращивания зерна восполнялся также подсочным земледелием. Для этого в лесу подбирался участок земли. На ровном пригорке вырубали и сжигали лес, а потом специальной сохой по возможности вспахивали участок и засевали рожью. Обработанный и засеянный участок в лесу назывался нивой. Урожай на ниве собирали только один раз и редко два года подряд. Потом эта нива вновь зарастала лесом, а очередную ниву разрабатывали на другом участке. Подсочное земледелие требовало больших физических затрат и было не по силам каждой семье. Поэтому товарообмен рыбы на зерно в Каргополье был более выгодным.