Будучи отделённым от больших населённых пунктов, он, сам того не ведая, сохраняет свою самобытность, начиная от самых первых упоминаний в берестяной грамоте, обнаруженной в Великом Новгороде и написанной во второй половине 14 века.
Находясь в Ростове-на-Дону, хочу поприветствовать земляков и сразу отвечаю на вопрос, часто появляющийся в сообщениях. Да, родилась я прямо в пудожском роддоме! И жила в Пудоже до 29 лет.
Вспоминать о Пудоже - значит вспоминать о людях, повлиявших на всю мою жизнь, потому что самую великую ценность города представляют именно они. Разумеется, если по-хорошему, то о каждом из них нужно писать свою статью. Но здесь я хотя бы их перечислю. Самыми главными людьми для меня, как и у всех, являются мама, папа и бабушка. Кроме родителей, неоценимый след в моей душе оставил мамин брат - мой дядя Серёжа Борщёв. Он много времени проводил со мной, когда я жила у бабушки в Кошуково. Помню, как в детстве залезла под грузовик и игрушки взяла с собой, потому что на улице начинался дождь. Обеденный перерыв закончился, дядя Серёжа сел за руль и проехал по моим домикам из песка, прервав мою игру на самом интересном месте. Я - в рёв! Он выскочил из машины, думал, что мне по ноге или руке проехал. На крик выбежала бабушка. Они не сразу поняли, что меня совсем не задело, а реву я из-за песочных построек. И меня за это никто не ругал. Просто объяснили, что тут играть опасно.
Кошуково - это отдельная страница в моей жизни. Там я жила у своей бабушки, но долго думала, что и бабушка Вера Тетёркина, и тётя Аня, её дочь, тоже наши родственники. Мне только в 15 лет объяснили, что это не так. Но эта информация ничего не изменила, потому что не только они, да и все кошуковские всегда поддерживали друг друга. Были словно одной семьёй. Да и сейчас они ближе, чем родственники.
Училась я в школе №1. Класс у нас был очень дружный. Фактически мы все были из одного гнезда. Но особенно хочется отметить самых близких мне одноклассниц: Наталью Соколову, Ольгу Ефремову, Елену Рыбак, Валентину Голякову, Светлану Тимонину, Татьяну Мошникову и одноклассников - Илью Антошкова, Сергея Сорокина, Виталия Зайцева. Вспоминая юность, нельзя обойти вниманием хозяина школьной радиорубки и бога школьных дискотек Володю Егорова, миротворца Александра Мошникова и несравненно танцующего рок-н-ролл Игоря Кожевникова.
В этом году 6 июня должна была состояться наша юбилейная встреча выпускников - 30 лет после школы. Ни на одной предыдущей я не была - не получалось. Поэтому приехать на эту планировала заранее, разрушая все преграды, встающие на пути. И даже несмотря на то, что встречу отменили из-за пандемии, приехать смогла. И так было приятно наступать на тот же самый старый асфальт перед окнами школы. Я прямо на физическом уровне ощущала прикосновение к истории. Словно перемещалась во времени в свою юность. Как же это здорово, что его оставили таким, как он и был тогда, 30 лет назад.
И, конечно же, я побывала внутри. Прикоснулась к перилам, дверным ручкам. Да каждый элемент, несмотря на то, что поменял цвет после ремонтов, пробуждал в памяти целый вихрь событий, эмоций. Невозможно было сдержать слёзы!
И хотя встретиться не удалось, хочется сейчас поблагодарить всех учителей. А тем, кто вкладывал в нас не только знания, но и свою душу, уча нас в любых обстоятельствах оставаться людьми, кланяемся в пояс до земли.
Это первая учительница Валентина Петровна Рысева. Классный руководитель и учитель немецкого языка Евгений Александрович Струнин. Он на каждом уроке устраивал потрясающие диалоги с куклами Моникой и Буратино на немецком языке. Даже на классных часах старался общаться с нами на немецком, так что язык знали даже троечники. Его дочь Ольга Евгеньевна Струнина продолжила дело своего папы. После смерти Евгения Александровича она стала нашим классным руководителем и учителем немецкого. Потом немецкий вела Александра Владимировна Пентёшина.
Это Галина Ивановна Игнашова - учитель физики и астрономии и классный руководитель последних двух школьных лет, которая знала обо всех нас гораздо больше, чем наши родители. Нина Васильевна Минеева - организатор и учитель русского языка и литературы, идейная, энергичная, тонко чувствующая все прекрасное и волшебное. Она сама являлась для нас своего рода доброй феей. Любовь Николаевна Колыхалова - учитель истории и обществознания, которая помогла понять, принять и разобраться в той политической обстановке, которая была в стране (мы выпускались в 90 году). В то время не только юные выпускники, но и взрослые не могли понять, что в конце концов происходит.
Это Юлия Константиновна Титова - учитель химии, настолько творчески подходившая к преподаванию своего предмета, что химию любили все. А некоторые химические фокусы вспоминают до сих пор.
Анатолий Фёдорович Пчёлин, учитель физики, так мог заразить своим энтузиазмом, что все мечтали попасть на его кружок, но он не всех брал. Все остальные, и я в том числе, пытались за пределами кружка изобретать вечный двигатель, рассказывали на переменах ему свои идеи. Он ни от кого не отмахивался, ни одного не прогнал, не уставая, объяснял, в чём же проблема с этой идеей, почему это будет обычным двигателем, а не вечным.
Алексей Филиппович Карпиченков - учитель алгебры и геометрии. С такими историями и прибаутками математику в моей жизни преподавать не мог никто. Любовь Васильевна Лашинина,учитель алгебры и геометрии, удивительно, но даже самые сложные темы ей удавалось объяснить нам так легко, что мы даже не понимали, что они сложные для всех остальных. Это нужно обладать талантом.
Маргарита Александровна Алексахина,учитель биологии, ей действительно важно знать, кем мы выросли. Она интересуется не только нашими судьбами,но и знает по именам наших детей. С ней всегда можно поговорить о жизни.
Много лет умело руководили школой Альбина Николаевна Щекинова и Галина Васильевна Богданова. Лидия Александровна Тумаш вела у нас математику в 6 классе, но мне больше запомнилась совместная работа с ней, когда она была организатором школы. Это было круто! Ещё Вера Масленникова тогда вожатой была. А еще вожатыми были Игорь Захаров и Татьяна Лебедева. Школьные годы незабываемы...
(Продолжение следует)