- Наталья Александровна, Вы относительно недавно возглавили этот коллектив. Что Вы можете сказать о школе сегодня?
- В школе работает коллектив единомышленников, стабильный, работоспособный, высококвалифицированный. Каждый учебный год отмечен тем или иным интересным событием.
- Какие перемены могут ожидать школу в следующем учебном году?
- В 2020 году наша школа вступила в федеральные проекты "Цифровая образовательная среда", "Успех каждого ребёнка" и "Современная школа". На базе школы был создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
"Точка роста" - это современное образовательное пространство, созданное для уроков ОБЖ, технологии и информатики, внеурочной деятельности. Уже сегодня в этих современных классах проводятся уроки, реализуются программы дополнительного образования "Робототехника", " Лаборатория Arduino". Оборудование, полученное в рамках проектов, используется на уроках. В трёх новых кабинетах педагоги используют AktivPanel - современный гаджет, необходимый для конструирования интересных уроков.
Конечно, самая главная наша задача - повышение качества образования. В 2021 году школа вошла в список образовательных организаций России, включённых в Федеральный проект "500+". Сейчас ведётся активная работа по разработке дорожной карты. Название проекта "500+" отражает задачу достижения каждой школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA. Проект PISA - это международная программа по оценке образовательных достижений 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности.
В следующем учебном году мы планируем расширить спектр образовательных услуг. В учебном плане средней школы появится новый учебный предмет - "Основы финансовой грамотности", будут запущены новые программы дополнительного образования и внеурочной деятельности ("3D моделирование", "Робототехника" для учащихся 2-3 классов, "Шахматный клуб"). Есть идея провести образовательный лагерь для малышей, будущих первоклассников.
В следующем учебном году впервые учащиеся 11 классов будут защищать "Индивидуальный проект" выпускника. Если позволит эпидемиологическая ситуация, мы планируем провести на базе школы районную научную конференцию "Мы в науке" при поддержке наших партнёров.
В планах на следующий учебный год - оборудование комнаты психологической разгрузки и релаксации.
Мы с уверенностью смотрим в будущее нашей школы.
- На Ваш взгляд, отличаются ли сегодняшние школьники от вчерашних?
- Современные школьники, конечно, отличаются от сверстников предыдущих лет. Это дети поколения Z - активные, самоуверенные, креативно мыслящие. Сегодня мир меняется стремительно, и мы, взрослые, не всегда успеваем следовать тенденциям. Школьники же - другое дело. У них особый способ воспринимать информацию. На уроке им уже недостаточно лекционного материала и устных ответов на вопросы, им нужно видеть, предлагать, работать в группе. Только тогда урок будет интересен и, главное, эффективен.
В огромном потоке информации большая трудность для детей - сосредоточиться на ряде сложных школьных предметов. Для этого необходимо повышать мотивацию школьников.
В истории по-разному складывалось отношение к мотивации. С одной стороны, мостом к новой жизни часто становится не только образование. И школа, и университет не гарантируют успеха, а дают лишь возможность. У ребенка всегда есть шанс найти свою формулу жизни. И этому школа должна способствовать: чтобы ученик смог себя найти, реализовать себя, понять себя.
На своих уроках педагоги стараются использовать современные образовательные технологии и оборудование. Важно опираться на навыки работы детей. Сегодня учитель на уроке становится не просто источником знаний, а куратором, направляющим детей на сбор и работу с информацией индивидуально или в группе.
- Каким, по Вашему мнению, должен быть учитель?
- Во-первых, педагог должен быть всесторонне развитым, постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию, владеть современными образовательными технологиями. Конечно, этот человек должен любить работать с детьми, вести за собой.
Учитель должен понимать основную задачу школы - дать обучающимся качественное образование. Миссия школы - наделить учеников определенным багажом знаний, умений и навыков, в том числе, навыков XXI века: работа в команде, управление своим временем, развитие лидерских качеств.
В 2020 году по программе "Земский учитель" в нашу школу приехала Колокольникова Елена Анатольевна, учитель математики из Волгограда. Это творческий, креативный педагог. С первого рабочего дня Елена Анатольевна активно включилась в работу, нашла контакт с педагогическим коллективом, родителями и детьми. Мы очень благодарны программе "Земский учитель" за такого педагога и ждем новых учителей в нашу команду.
- Чем Вы уже со своим коллективом педагогов и учеников можете гордиться в своей школе - школе №3?
- Повторюсь, самое главное в функционировании школы - это кадры. Сегодня со мной работает административная команда единомышленников. Это грамотные специалисты, мобильно реагирующие на все нововведения и изменения. В школе доброжелательная обстановка. Все возникающие вопросы решаются в режиме диалога.
Мы гордимся успехами наших педагогов. В сложных условиях пандемии и дистанционного обучения мои коллеги не переставали учиться, проходили аттестационные процедуры, участвовали в конкурсах профессионального мастерства и готовили обучающихся к участию в конкурсах разных уровней. В апреле педагоги нашей школы Захарова Светлана Борисовна, Павленко Ульяна Михайловна, Калушевская Алина Сергеевна примут участие в муниципальном конкурсе "Педагог-2021". Желаем им успехов!
Мы гордимся успехами школьников. В 2020 году обучающиеся 7 класса Вольская Ульяна и Боровлева Лилиана стали стипендиатами республиканской премии "За особые успехи в интеллектуальной, художественно-творческой, спортивной и общественной деятельности".
Обучающиеся школы Вартиайнен Владислава и Федотова Ксения из 11В стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Владислава представляла Пудожский муниципальный район на республиканском этапе олимпиады, который в этом году прошел в дистанционном формате. Лауреатами 2021 г. муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" стали Тарасова Яна (7Б), Супрун Оксана (11А) классы.
Конечно, это далеко не полный список наших достижений, успехов учеников.
- Какой должна быть школа, чтобы родители хотели приводить детей именно в Вашу школу?
- Школа должна быть безопасной и комфортной для ребенка, кабинеты - соответствовать требованиям, доброжелательный и квалифицированный персонал. Чтобы была возможность получения дополнительного образования. Важный аспект - питание обучающихся, подвоз ребят из поселков. Хорошо, если в штате предусмотрены единицы узких специалистов - логопед, психолог, дефектолог, способные оказывать психолого-педагогическую помощь обучающим и родителям.
- Наталья Александровна, а Вы откуда родом? Что для Вас малая родина?
- У каждого из нас малая родина- место, которое больше всего любишь, считаешь родным. Для меня - деревня Семеново в Пудожском районе. Малая Родина играет важную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. Оно призвано способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды, социально-экономического развития региона. Реализация регионального компонента государственного стандарта в нашей школе организована через учебные предметы "Моя Карелия" в 5- 9 классах, "История Карелии" в 10-11 классах; изучение регионального содержания через внеурочную деятельность ("Край, в котором ты живешь" во 2-4 классах); органичное включение регионального содержания в базовое содержание учебных предметов; изучение через дополнительное образование; сотрудничество школы с музеем, библиотекой; проведение целенаправленной воспитательной работы.
Если вы зайдете в нашу школу, то увидите, чем живет школа: поделки, рисунки на краеведческие темы... Вы сразу почувствуете атмосферу Пудожья, Карелии.
Научить ребенка любить, беречь родину, все, что нас окружает, - наша задача. И чтобы мы гордились родиной, нужно ее развивать, беречь. Считаю, что современный учитель должен побудить каждого ученика посмотреть на мир глазами хозяина нашей большой планеты.
- Сегодня часто возникают споры, кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе: дом или всё-таки школа. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
- Кто всё-таки должен воспитывать ребёнка - семья или школа? Я уверена, что в этом процессе участвуют и родители, и школа. Главное - это сотрудничество. Родители не могут родить ребёнка и не воспитывать его, а ждать, пока он пойдет в первый класс. Педагоги же не могут рассчитывать на то, что к ним пришёл первоклассник - полностью сформированная семьёй личность.
И семья, и школа должны быть включенными в процесс воспитания: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
- Почти все ученики помнят свою школу, своих учителей. А Вы помните своих наставников?
- Моей первой учительницей была Коробова Клавдия Михайловна в Семеновской неполной средней школе. Клавдия Михайловна была учителем по призванию. Главное ее качество - любовь к детям. Она была доброй и отзывчивой, никогда не повышала голос, понятно объясняла материал, а мы были послушными и ответственными учениками. Каждый день она дарила нам радость познания и помогала поверить в себя.
На ступени основного образования нас окружали педагоги, преданные своему делу и своим ученикам: Логиновы Александр Тимофеевич и Тамара Анатольевна, Медведева Клавдия Васильевна, Теплова Людмила Павловна, Фалина Любовь Сергеевна, Макачева Людмила Петровна, Карабанина Нина Павловна.
Школьная жизнь была насыщенной и интересной. Работая в школе, я часто рассказываю ученикам о незабываемых походах на природу, песнях и играх у костра, школьных представлениях к Новому году, Дню Победы, Празднике урожая (у нас был пришкольный участок) и других мероприятиях. Мы были счастливыми детьми.
Еще в школе я была уверена, что буду работать учителем. Я благодарна моим педагогам за знания и опыт, которые они мне передали, за ответственность и трудолюбие, которые в нас прививали в школьные годы. По сегодняшний день мы поддерживаем связь, вместе празднуем дни рождения.
Хотелось бы, чтобы и о нашей школе ученики вспоминали с теплом и благодарностью.
- Наталья Александровна, спасибо за беседу.