Отличник народного просвещения, почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель районного и участник регионального конкурсов педагогического мастерства "Учитель года". Общий педагогический стаж - 35 лет.
ТВОРЧЕСТВО ТРЕБУЕТ СМЕЛОСТИ
С.Б.Захарова - творческий учитель, с нестандартным мышлением, целеустремленная. А творчество требует смелости. И участие в таких конкурсах профессионального мастерства дает ей многое.
- Такие конкурсы дают силы, новые эмоции, новый опыт, - делится С.Б. Захарова. - И в этом году я решила еще раз проверить себя и посмотреть на других. Опыт и стаж у меня немалый, но новизны все равно хочется.
Уровень мастерства у участников высокий. Молодежи много - смелой, творческой. Молодые сегодня другие. Я помню себя, когда пришла в школу. Тогда нас нагружали солидно. И считалось, что так и должно быть. Везде нужно успевать. А сейчас молодые с самого начала уже ограничивают свое пространство, придерживаются должностных обязанностей, ценят время, предназначенное для саморазвития,творчества, размышлений, накопления сил. А мы много работали на энтузиазме, так и привыкли. Энтузиазм и ответственность, воспитанная обществом и временем. Это у нас в крови.
Участие в профессиональных конкурсах - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны и возможность показать, что ты конкурентоспособен и можешь в атмосфере интеллектуального напряжения, сотворчества выполнять различные задания.
- И задания были непростые, - говорит Светлана Борисовна. - Например, "Лихое кино 90-х". Нужно было без длительной подготовки построить диалог со старшеклассниками. Но мне понравилось: и урок в целом, и то, как говорили, рассуждали ученики. Конкурсы рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. Ты чувствуешь себя в одном строю с успешными, креативными, неординарными людьми.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
- Каждый день для меня как искра, открытие нового, - делится С.Б.Захарова. - На уроках искусства мы знакомимся с мировой художественной культурой. После уроков посещаем музеи, выставки, участвуем в конкурсах и реализуем проекты. Всё для того чтобы расширить кругозор, развить самостоятельность, научиться творчески мыслить, ориентироваться в потоке информации и превращать её в знания, а знания применять в жизни.
Время быстротечно, мы многое не замечаем, не успеваем анализировать, уловить главное, а тем для осмысления и творчества - много: от школьной моды до первого полета человека в космос… Разные события - едва заметные и вселенского масштаба. Задача учителя - вместе с детьми осмыслить это. А у юного исследователя всегда своя точка зрения. Это и есть формирование жизненной позиции. И тогда каждый из них сможет быть благодарным прошлому, уважать будущее, оценить свой личный вклад и приобрести собственный опыт.
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках ИЗО позволяет С. Б. Захаровой учитывать индивидуальность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания. На уроках ребята работают индивидуально, в парах, в группах от 3 до 5 человек. Важен и процесс, и результат. Иногда, уже после урока, у ребят возникают новые вопросы, неожиданные творческие идеи и желание узнать ещё что-то.
Так, например, в 5 классе тема "Древние образы в народном искусстве". Дети сами выбирают, над каким образом они будут работать: "Древо жизни", "Мать-берегиня", "Конь", "Птица" и выбирают себе роль: одни исследователи, другие реставраторы, художники, хранители. Урок прошёл, а ребята продолжают приносить фотографии, иллюстрации, вышитые когда-то бабушками полотенца, подзоры, делятся рассказами и впечатлениями.
- В 6 классе на нескольких уроках я знакомлю ребят с темой "Портрет", - рассказывает собеседница. - Тема сложная, требующая наблюдательности, внимания и усердия. Сначала они учатся изображать лицо человека, затем рисуют графический портрет, делают аппликацию, пишут живописный портрет. Ребята разделились на несколько групп. Уличные художники создавали портреты с натуры. "Мультипликаторам" пришлось поработать над мимикой лица. "Визажистам" предлагалось создать эскиз макияжа для маскарада. А вот "реставраторам" пришлось дорабатывать портреты кисти известных мастеров.
Самое главное - это поддержать познавательный интерес и творческую активность, признать индивидуальность, особенно у тех, кто не видит в себе творческие навыки. С. Б. Захарова отмечает, что урок ИЗО бывает сложным для детей, которые умеют мыслить точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге, в таких случаях помогает индивидуальный подход. Дети все разные, и она это учитывает.
КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ, ДИСТАНЦИОНКА
- Мы живём в замечательное время, в век цифровых технологий, когда можно учить и обучаться, заявлять о себе и знакомиться, работать, путешествовать по миру, не выходя из дома, - считает С. Б. Захарова . - Даже дошкольникам не надо объяснять, что такое Интернет. На уроках искусства можно не только побывать в музеях, театрах, но и путешествовать во времени. Таким образом, введение компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса, развивает творчество учащихся.
2020 год внёс свои коррективы, и актуальным стало дистанционное обучение. С этого момента С. Б. Захарова уроки проводила с использованием платформы Zoom. Учиться приходилось на ходу. В школе были созданы все условия работы в новом формате, получили оборудование по федеральным программам "Цифровая образовательная среда", "Успех каждого ребенка". И несмотря на трудности, коллектив оценил преимущества дистанционного обучения. Педагоги освоили онлайн-сервисы, начали применять современные образовательные технологии.
- В период дистанционного обучения появилась необходимость повышения квалификации - я прошла курсы в Карельском институте развития образования,- рассказывает Светлана Борисовна. - Не осталась без внимания внеурочная и методическая работа. Я, являясь руководителем школьного МО учителей искусства и технологии, организовала работу с коллегами дистанционно.
На Учи.ру мною зарегистрирован весь класс, он активно занимается, принимает участие в образовательных марафонах. По итогам ноября- декабря 2020 г. я заняла 1 место в школе по программе "Активный учитель" за организацию учебной работы на этой платформе.
С. Б. Захарова считает, что у дистанционного обучения много плюсов. К примеру, решение кадровых проблем. Заболел учитель, уехал срочно, дистанционно его может быстро заменить учитель из любой точки страны. По ее словам, сделать урок современным немыслимо без использования новых ИК технологий. И проектная технология позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы облегчить и ускорить овладение знаниями, обучать школьников приемам самостоятельной работы.
В ПОСТОЯННОМ ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Интернет-ресурсы, проектная деятельность - неотъемлемая часть ежедневной работы педагога Захаровой. Вместе с детьми она познает новое, не боится пробовать. В процессе работы над проектом дети самостоятельно занимаются поиском информации, применяя разные формы работы, при минимальной помощи педагога.
- Вот материал, которым горжусь не только я, но и детско-родительские команды, которые принимали участие в подготовке уроков-проектов и мастерских, - рассказывает Светлана Борисовна. - Проектная технология "Москва 30-х годов XX века: отражение истории в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Скажу вам честно, в 50 лет я открыла для себя Булгакова. Мы учились анализировать сложный материал вместе с детьми. Проект "Русский авангард. Шаг в будущее" - это мой шедевр, как квадрат Малевича. Что стоит за черным квадратом? Какова судьба русского авангарда? Урок "Нужна ли классика молодым?" был чудным! Мы дискутировали, спорили.
В процессе такой деятельности я не только учу размышлять, прогнозировать и реализовывать интересные проекты, но и сама учусь у моих учеников, пытаюсь понять, что им интересно и необходимо в жизни.
НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ
Моя собеседница рассказывает:
- Хочу поделиться с вами последней находкой - кроссенс. Этот прием интересен детям и оказался эффективным при постановке целей, выводов, задач. Подборка материала по данной технологии требует затрат времени и работы с источниками, но оправдывает себя интересом учеников и результативностью. Успех урока зависит от вопроса, поставленного в его начале. На уроках уже звучали такие вопросы: Вы бывали в космосе? Почему люди рисуют? Кто любит смотреть кино? Кто хочет научиться учиться? Если бы у вас было 62 миллиона долларов, на что бы вы их потратили? В ходе беседы, куда бы можно потратить такую сумму, ребята узнали интересную историю о самой большой в мире картине из рисунков детей, которую продали за $62 млн. Автор британец Саша Джафри работал над картиной семь месяцев, пока сидел на карантине в отеле в Дубае. Площадь полотна "The Journey of Humanity" ("Путешествие человечества") составила почти 1600 кв. м.
Джафри написал полотно на основе рисунков детей из 140 стран, использовав 1065 кистей и 6300 литров краски.
Холст разделен на 70 фрагментов: изначально художник планировал продать картину по частям и выручить за это $30 млн. Однако бизнесмен из Франции Андре Абдун предложил сумму вдвое больше за целую работу. Деньги будут переданы на благотворительность в Детские фонды.
Все уроки С. Б. Захаровой интересны. Она находит неожиданные факты из сферы искусства, которые имеют огромный воспитательный смысл, чтобы ученики могли задумываться о жизни, своих поступках, рассуждать, доказывать, мыслить.
На уроке изобразительного искусства, как ни на каком другом, учитель может прикоснуться к очень личному - к душе ребенка. Дети мечтают, придумывают, фантазируют, хотят быть свободными. На уроке ИЗО все это можно запросто осуществить. Учитель - не только источник новых знаний, но и веры в то, что "у меня все получится".
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ УСПЕШНЫМ
Хочется перечислить хотя бы несколько успешных начинаний педагога С.Б.Захаровой. Создание школьного музея. Основатель художественно-графического отделения при Школе искусств. Награждена памятной медалью "Патриот России". Участие в проекте ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ: юные исследователи истории Отечества. Создание мультипликационных фильмов, социальных роликов, рабочей программы курса внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для школьной изостудии "Декор" и т. д. Успешность педагога заключается и в том, что есть продолжатели ее дела.
А лучшая оценка - слова благодарности учеников.
"Это было так давно, но так живо в памяти, 1996-1998 гг.- поступление, учеба, выпускной в художественной школе г. Пудожа, первая учительница - Светлана Борисовна. Благодаря ей в Пудоже появилась художественная школа. Было много интересных поездок, пленэров, конкурсов. Все бежали в художку, как к себе домой, потому что там была наша любимая, понимающая, задорная Светлана Борисовна. С ней можно посекретничать, рассказать о наболевшем, просто посмеяться от души. И, конечно, узнать и научиться многому. Она воспитала и привила любовь к рисованию многим детям. И я не исключение. Закончив художку, я решила тоже стать учителем. И уже много лет преподаю рисование в Петрозаводской детской школе искусств им. М.А. Балакирева. Спасибо дорогой моей Светлане Борисовне за знания, умения, благодаря которым я теперь тоже для кого-то первая учительница. Галина Игнатьева"
"Это великий педагог с замечательным чувством юмора, отличным вкусом! Я проводила в художке почти все свободное время, так как было интересно, благодаря Светлане Борисовне. Ольга Степанова (Шибаева), графический дизайнер, г. Санкт.-Петербург".
"У Светланы Борисовны большой творческий потенциал, огромные организаторские способности. А моей сестре-пятикласснице она нравится как классный руководитель. Полина Ишкова".
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ НЕ МЕНЯЮТСЯ
"Учить легко, приятно и основательно" - слова известного педагога Я.А.Каменского считает Светлана Борисовна своим девизом. А сделать это можно только с помощью действия: двигаться вперёд, учиться и развиваться. В процессе творчества можно научить детей делать открытия, быть самостоятельными и успешными.
По словам С. Б. Захаровой, современный ученик должен стремиться к знаниям. Пусть дети пробуют себя везде, ищут, участвуют. Чтобы родители не переживали, если ребенок постоянно меняет сферы деятельности, он быстрее найдет себя. В семье и в школе нужно учить доброте, человеколюбию.
Сейчас у С. Б. Захаровой классное руководство в 5 классе: "Живчики, двигатели. Спортивные, активные, развитые, не боятся компьютерной техники, стремятся все успеть. В классе много отличников".
С НЕЙ НИКОГДА НЕ БУДЕТ СКУЧНО
С. Б. Захарова - разносторонняя личность. Она каждый день раскрывает себя неожиданно. Перед встречей с ней мне казалось, что я ее хорошо знаю. Но в частной беседе увидела ее с новой стороны, она по-прежнему интересна, растет, меняется, и делаешь вывод, что завтра с ней тоже будет интересно.
Нескучно с ней и ее родным, которых она очень любит. Говорит так: "Все талантливые в семье, каждый мастер в своем деле - мама, сваты, дочь, муж, зять. И дом строят, и в технике разбираются, и с творчеством дружат. Золотые руки у всей семьи". Помогают, заботятся, не навязывают своего образа жизни, а уважают самобытность друг друга. В таком мире любви и согласия воспитываются внучки Валерия, Варвара и Владислава.
Знания лишними не бывают, считает Светлана Борисовна. Она параллельно получила высшее экономическое образование. Как совместить творчество с финансами? А вот и можно! И это помогает в жизни. Помогла дочери Юлии бизнес-план написать, когда она открыла творческую студию "Классики".
А лето С. Б. Захарова мечтает провести в Приречном на пленере. Дом стоит на высоком месте, река протекает с трёх сторон - красота! Однажды она уже жила там целый месяц и писала всё, что радовало глаз. Возможно, в скором будущем мы увидим выставку ее работ... С ней опять будет ново, неожиданно, свежо, современно.
С. Б. Захарова будет удивлять, потому что ей самой интересно учиться, познавать новое.