В школе №3 я работаю уже шесть лет, являюсь учителем русского языка и литературы и классным руководителем 9 "В" класса. В этом классе в качестве классного руководителя я работаю первый год. У наших ребят две классных мамы: Галина Михайловна Ковина, которая вела их с 5 класса, и я.
Решение участвовать в муниципальном конкурсе "Учитель года" в номинации "Классный руководитель" не было спонтанным, я долго думала и сомневалась, но, как оказалось, мои страхи были напрасны. Хочу поблагодарить Нину Васильевну Минееву и Валентину Григорьевну Резник за помощь и нужные слова поддержки, которые стали решающими в трудный для меня момент выбора.
На муниципальном конкурсе оценивался личный сайт учителя, где размещаются педагогические разработки, приемы, технологии, которые учитель использует в своей деятельности. По итогам конкурса я стала лауреатом и предстояло принять участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства "Учитель года - 2021" в г. Петрозаводске.
19 - 20 апреля на платформе zoom ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" прошел установочный вебинар, в котором участвовали 29 учителей из разных уголков нашей республики. По итогам участия в вебинаре и конкурсе все педагоги получили удостоверения о повышении квалификации по программе "Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации педагогических работников в логике регионального проекта "Современная школа".
Заочным этапом конкурса стала медиавизитка - самопрезентация, нужно было записать видео, где участники представляли себя. Обо мне рассказал мой 9 "В" класс. Получилось искренне и душевно.
28 апреля состоялось торжественное открытие республиканского конкурса "Учитель года Карелии - 2021". Была подчеркнута особая актуальность и важность темы конкурса - "Формирование функциональной грамотности: от школы знаний к школе жизни".
Первое конкурсное испытание - "Методический пролог", целью которого является демонстрация участниками методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания, своей педагогической самобытности, индивидуального подхода к организации практической образовательной деятельности.
Выступление на методическом прологе строго регламентировано. За 15 минут нужно было представить жюри свою методику преподавания и воспитания. Я постаралась уделить внимание каждому аспекту работы классного руководителя, которые считаю важными. Я стремлюсь опираться на сильные стороны детей и родительского сообщества, работать вместе, несмотря ни на что. Воспитательная система также построена на исследовательской деятельности, очень важно гражданско-патриотическое воспитание и этнокультурное образование.
Особое внимание уделяю учебной деятельности: по итогам года Кульбашная Дарина и Панезерова Дарья окончили год с отличием, 8 обучающихся - на "4" и "5": Никифоров К., Павленко Е., Киршеева Д., Анхимова Е., Воеводина Э.,Сазонов В., Карпин Д., Самусенко Д. Всем ученикам желаю успешно сдать экзамены.
Ребята из нашего класса регулярно участвуют и побеждают в различных конкурсах: "Кенгуру", "Русский медвежонок", "КИТ", "Живая классика" и др. Они успешны и в спорте, как в школьных, так и в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, ежегодно участвуют в кроссе "Золотая осень", в "Кроссе Наций".
Предыдущий свой выпуск называю "олимпийским". Ребята становились победителями районных, республиканских, региональных и всероссийских соревнований. В классе были и спортивные семьи - Пахомовы и Копытовы. Гордость класса - Копытов Никита, обучающийся сейчас в Школе олимпийского резерва в городе Кондопога.
Второй год подряд я являюсь классным руководителем выпускных 9-х классов.
Что самое важное для родителей выпускника? Конечно, получение аттестата. Вопросов всегда много, поэтому я провожу тематические родительские собрания. Мы встречаемся с родителями очно и онлайн, постоянно общаемся в социальной сети. Я - мама девятиклассницы, и как никто другой понимаю родителей, переживающих за своих детей-выпускников.
Следующим аспектом моей работы является проектная деятельность. Я работаю с индивидуальными проектами выпускника уже второй год, обучающиеся выбирают темы по литературе. В исследовательской деятельности уделяю внимание этнокультурному компоненту: изучаем произведения карельских писателей. На основе рассказа Надежды Васильевой, работавшей учителем в Пудожской средней школе, ребята писали проекты по темам: "Жизненные ценности в рассказе Н. Васильевой "По прозвищу Гуманоид", "Изображение подростков в современной русской и зарубежной литературе (на примере произведений Надежды Васильевой и Шарон Крич). Девятиклассникам интересна и военная тематика: если в прошлом году увлечены этой темой были только 3 ученика, то в этом году - 6. Проекты были посвящены творчеству О.Берггольц, Ю.Друниной, ребята изучали фронтовые письма и военные плакаты. Вот названия некоторых проектов: "Люди, падающие на улицах, страшнее падающих бомб". О. Берггольц", "Я родом не из детства - из войны". Ю. Друнина", "Вставай, страна огромная!". Плакаты Второй мировой войны", "Фронтовые письма как исторический источник периода Великой Отечественной войны", "Летопись Победы в истории моей семьи". Каждый обучающийся получил высокие баллы на защите индивидуального проекта.
Особое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: "Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее зависит от действий каждого из нас". Мы ежегодно участвуем в военно-патриотической игре "Зарница", в этом году заняли первое место. Сотрудничаем с районным ДК, посещаем различные мероприятия. Участвуем в акциях, приуроченных 9 Мая: "Окна Памяти", "Бессмертный полк". Ребята из нашего класса каждый год несут Вахту Памяти на площади Павших Борцов, активно участвуют в конкурсах чтецов, как школьных, так и районных.
Педагог - профессия творческая. Считаю, что мотивировать на что-то можно только личным примером, вдохновляя и расширяя свои горизонты. Еще будучи студенткой университета, я поняла: никто не сможет мотивировать тебя на что-то, если деятельность этого человека тебе непонятна. Моими "мотиваторами" и наставниками были мои классные руководители Вшивкова Светлана Валерьевна и Анкудинова Любовь Николаевна. Благодаря им я пришла в эту профессию и не жалею о своем выборе.
Учитель - вечный ученик, который всегда находится в творческом поиске и совершенствуется. Учитель учится вместе с детьми, он увлечен своим делом и увлекает школьников, мотивирует совместно преодолевать трудности и побеждать.
Задача классного руководителя - на примере личного опыта сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию. Я участвую в конкурсах, форумах, фестивалях (образовательный семинар молодых педагогов в г.Медвежьегорске, форум молодых педагогов "Карьяла нуорус" г.Петрозаводск, международный семинар "Реализация прав коренных народов на муниципальном уровне"), вдохновляю учеников на подготовку и проведение различных мероприятий, совместную творческую деятельность. С 2017 года являюсь членом Совета уполномоченных карелов от Пудожского района. 5 лет занималась танцами в студии "Интизар-денс" (руководитель Чуркина И.Н.), выступали на концертах, городских и районных конкурсах и фестивалях.
Популяризация карельской культуры среди современных подростков - ведущая концепция этнокультурного направления моей воспитательной деятельности. Я знакомлю ребят с особенностями карельского языка, говорю о том, что карельский язык - это не язык бабушек и дедушек, а вполне современный и живой. Мы принимаем активное участие в мероприятиях, посвященных Году карельских рун, участвуем и побеждаем в школьных и муниципальных конкурсах. Панезерова Дарья победила в муниципальном конкурсе рисунков "Дети рисуют Калевалу". С классом заняли первое место в фестивале национальных культур в номинациях "Национальная сказка" и "Национальная игра". Представили постановку по мотивам сказки пудожской сказительницы Н.Левиной "Заработанный рубль" (худ.руководитель Снытникова Т.А). Готовились в период дистанционного обучения, ребята с удовольствием учили роли, выступали на сцене. Жюри конкурса особо отметило, что они мастерски передали истинный пудожский диалект.
Мы любим путешествовать и изучать родной край. В сентябре ездили на двухдневную экскурсию на мыс Бесов Нос, познакомились с петроглифами в заповеднике Муромский. Но прежде была проведена подготовительная работа: ходили на экскурсию в музей по теме "Онежские петроглифы", провели родительское собрание, инструктажи по технике безопасности.
Также участвовали в республиканском конкурсе турслетов, заняли 1 место.
Ребята воплощают в жизнь самые смелые идеи. На открытом классном часе, посвященном карельской культуре, Лиукконен Данил, вдохновившийся творчеством Ондрия Горшкова, актера Национального театра, единственного в мире исполняющего рэп на карельском языке, прочитал руну в рэп - стиле. Он сам сочинил музыку, мастерски рэп исполнил, записал необычный клип.
Обо всем этом я рассказала в методическом прологе.
Первый конкурсный день завершился мастер-классом, на котором я представила для учителей средней школы №8 прием фишбоун ("Рыбный скелет"). Использую его на уроках и во внеурочной деятельности.
Второй день прошел в Специализированной школе искусств. Классный час я провела в 9 классе. Самым волнительным было прийти в чужую школу, в чужой класс. Я боялась, что ребята не пойдут на контакт. Но быстро нашла общий язык с девятиклассниками. Классный час прошел легко и непринужденно. Жюри высоко оценило занятие.
"Я прикасаюсь к будущему. Я учу", - так говорит американская учительница, астронавт Криста Макколиф. Дети - это наше будущее, и каким оно будет, какими они вырастут, зависит от нас, взрослых, только своим примером мы можем вдохновлять, увлекать, сможем научить, если будем учиться сами.
Хочу поблагодарить свой класс - 9 "В", 15 мальчишек и 9 девчонок, "озорной и дружный класс", как поется в песне "Последний звонок" Алсу, это про них, - за творчество, активность, за волю и желание развиваться. Вы всегда в движении, ну, а я вместе с вами. Без вашей помощи и поддержки ваших родителей не было бы моего участия в столь важном мероприятии.
Конкурсные дни выдались сложными, волнительными, но яркими и незабываемыми. Чувствовалась творческая атмосфера.
Конкурс профессионального мастерства дает возможность заявить о своих достижениях, найти вдохновение для новых побед. Участие в конкурсе - это и есть победа, в первую очередь, над собой. Это возможность посмотреть на работу коллег, узнать что-то новое, поделиться своим опытом, завести интересные знакомства с такими же, как и ты, влюбленными в свою профессию людьми.