Версия для слабовидящих |
6+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Пудожского района Республики Карелия

186150, Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Комсомольская, д.5
телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

Мир сделать добрее и светлее

Музыка - величайшее изобретение человечества, существующее на земле многие тысячи лет. Музыка способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполняя их ощущениями и эмоциями.

Неудивительно, что у этого поистине уникального языка культуры существует свой праздник - Международный день музыки. Во всем мире, в том числе и в России, его ежегодно отмечают 1 октября.

И сегодня наш собеседник - композитор, заслуженный работник культуры Республики Карелия, лауреат премии "Сампо" Главы Республики Карелия, Человек года Пудожского района в 2007 году, преподаватель высшей квалификационной категории Школы искусств г. Пудож Наталья Анатольевна ЖЕМОЙТУК.

- Наталья Анатольевна, вчера я слушала Ваши песни. Альбом за альбомом… Они такие разные, но все наполнены светом, добром, любовью. А как к Вам пришла музыка? Откуда? Как в детстве интерес к музыке проявился? Заметили ли родители способности дочери?

- Мои музыкальные способности заметили в детском саду. Музыкальный руководитель - Валентина Александровна Лукашевич - обратила внимание и посоветовала родителям отдать меня в музыкальную школу. Я помню, что в детском саду мы играли на металлофонах, и мне это очень нравилось.

У нас дома, конечно же, звучала музыка, раньше ни один праздник с гостями не обходился без совместного пения. Моя мама знала много песен и любила петь, у нее был красивый голос. К тому же она очень любила слушать классическую музыку, благо в те времена её часто передавали по радио и телевидению. Многие люди выключали телевизор, когда шла опера или концерт классической музыки, а мама, наоборот, включала приемник и с удовольствием слушала. Наверное, все это с детства проникало и в меня.

- А что было дальше? Уроки пения, музыкальная школа? Кто Вас ввел в этот мир музыки? О чем мечтали? Кто помог советами? А если бы не музыка, то что бы Вы выбрали в жизни?

- Я стала посещать занятия в музыкальной школе, но не помню, чтобы в начале обучения чем-то себя проявляла. Все изменилось с того момента, когда моим учителем стал Сергей Сергееевич Суэтов. Он вместе со своей супругой Ольгой приехал в Пудож по распределению после музыкального училища. Я открыла для себя музыку. Помню, что могла долго играть понравившееся мне произведение и погружаться в него, забывая обо всем вокруг.

Однажды Сергей Сергеевич сказал мне: "Наташа, я думаю, что ты сочиняешь музыку, давай попробуем её записывать". Я до сих пор не знаю, откуда он это взял, я не сочиняла, наверное, он почувствовал, что у меня есть к этому способности.

Начались наши занятия. Постепенно я увлеклась этим. Мой учитель все время показывал мне что-то новое, мы пробовали разные формы, жанры, но больше всего мне нравилось сочинять песни. Конечно, тогда я не думала, что музыка станет моей профессией. В школе я всегда училась на "отлично", мне очень нравились математика и английский язык, я думала, что свяжу свою будущую профессию с каким-то из этих любимых школьных предметов. Но сейчас, по прошествии времени, я думаю, что уже тогда было ясно: музыка - это мое призвание.

Вспоминаю, как я организовала дома свою детскую музыкальную школу, по подобию той, в которой училась. В этой домашней школе я была преподавателем, а учениками были мои одноклассницы (из моего класса в музыкальной школе училась только я одна). Я составила расписание, по которому девочки приходили ко мне на занятия, завела журнал, выставляла им оценки, писала задания в дневники, которые тоже сделала для них сама. Я была приятно удивлена, когда недавно встретились со своей одноклассницей, и она мне сыграла мелодию, которую я выучила с ней в детстве. Мои подруги детства помнят и мои детские песни.

Три моих песни - "Шоколадная медаль" на слова О.Дриза, "Рояль" на слова Я.Акима и "Чудак" на слова шотландских поэтов - были исполнены на заключительном концерте Дней культуры Пудожского района в Петрозаводске в мае 1976 года. Помню свое огромное волнение при выходе на сцену Финского театра. Я маленькая, а сцена, как мне тогда казалось, большущая. Аплодисменты были оглушительные.

После концерта Сергей Сергеевич повёл меня в Союз композиторов Карельской АССР и представил на суд профессиональных композиторов мои сочинения. Воспоминания об этой встрече стерлись, наверняка мне задавали вопросы, я играла свои сочинения. Запомнился лишь впечатляющий облик композитора Г.Синисало. Тогда я еще не понимала, что в эти минуты решается моя судьба.

Беззаботно прошли летние каникулы. В начале сентября раздался звонок из Министерства культуры. Моим родителям сообщили, что мне выделено целевое направление на учебу в Ленинградскую специальную музыкальную школу при консерватории.

- Наталья Анатольевна, Вы уехали из дома, будучи семиклассницей. Расскажите об учебе в Ленинграде.

- Начало учебы в Ленинграде круто повернуло мою жизнь. Теперь все мое время занимала музыка. С утра начинались самостоятельные занятия на инструменте и индивидуальные с преподавателем, после обеда (мы учились во вторую смену) - уроки общеобразовательного цикла и музыкальные групповые занятия. Самостоятельно приходилось заниматься очень много. Втянуться в такой насыщенный режим было сложно, но постепенно все начало получаться. Мой "рекорд" непрерывного занятия на рояле был 6 часов!

Жила я в интернате, ребята были со всех уголков Советского Союза. Отношения были дружественные. Мы много музицировали и весело проводили свободное время. Обучение, проживание и питание были для всех нас бесплатными, к тому же каждый месяц нам давали абонементы в Кировский (ныне Мариинский) театр оперы и балета и в Ленинградскую филармонию. У нас была уникальная возможность слушать лучшие образцы мировой музыкальной культуры и лучших музыкальных исполнителей. Все это способствовало углубленному и всестороннему музыкальному развитию. Занимались с нами преподаватели высочайшего уровня, мастера-профессионалы, это сделало наше образование основательным и качественным. Я благодарна судьбе за то, что мне выпал такой счастливый билет. У меня были незабываемое детство и юность, я получила отличное образование и, как следствие, любимую работу.

Вот уже 38 лет я преподаю в музыкальной школе, и с каждым годом работать становится все интереснее. Мне очень нравится открывать детям необыкновенный мир музыки, зажигать их радостью соприкосновения с этой красотой, наблюдать за их ростом, видеть, как они делают первые успехи, постепенно превращаясь в гармоничных личностей. Мне интересно общаться и со своими маленькими учениками, и с подростками. Радуюсь, когда общение продолжается и с уже повзрослевшими выпускниками.

- Как Вы находите учеников, которые могут писать музыку? Наверное, как однажды своим особым чутьем С.С.Суэтов заметил у Вас абсолютный музыкальный слух и композиторский дар, так и Вы сейчас этим особым чутьем находите будущих композиторов?

- Сейчас в моем классе есть две девочки, с которыми я занимаюсь композицией - Ева Минина и Саша Одинаева. Они с самого начала обучения проявили свои творческие способности, и я решила, что надо обязательно уделять этому время и внимание. Почти сразу мы стали отправлять музыкальные сочинения девочек на конкурсы, поняли, что увлечение это серьезное, относиться к нему надо ответственно. Саша и Ева наряду с несомненной природной одаренностью имеют такое важное качество, как трудолюбие, без которого невозможно добиться успеха.

На уроках композиции (а это по программе всего лишь час в неделю на двоих) я даю девочкам направление, в котором нужно развивать ту или иную тему или произведение. Мы обсуждаем общие вопросы, касающиеся нотной записи музыки, они играют свои музыкальные наброски, иногда мы вместе импровизируем. Но основная их работа, конечно же, происходит дома и требует больших затрат времени и сил. Мои юные композиторы уже проявляют свои лучшие качества, они - трудяги, желаю им упорства и настойчивости, не пасовать перед трудностями.

- Я уже поняла, что о своих учениках Вы можете говорить часами, вдохновенно, радостно, гордо... И мы наслышаны о их больших успехах. Что помогает в работе с ними?

- В работе с учениками мне помогает тесное взаимодействие с их родителями, ведь они в первую очередь заинтересованы в культурном развитии своих детей. Мотивировать детей на успех помогает и участие в различных конкурсах и фестивалях, их выбор огромен, уровень различен. Подготовка к конкурсу, ожидание результатов - это всегда интересно.

Участие в разных конкурсах, олимпиадах, мастер-классах многое дает. Как же это замечательно, когда профессиональные композиторы делятся секретами своего мастерства с начинающими авторами! Участие в каждом новом конкурсе ставит перед юными композиторами новые задачи, решая которые, двигаемся дальше.

- Пудожанам известно, что Вы и сами участвуете в конкурсах со своими произведениями, Ваши песни находят своего исполнителя, своих слушателей. Приятно слушать Ваши песни на стихи известных авторов, наполненные радостью, добром и верой в лучшее.

Большое событие - нотный сборник "100 песен о Карелии", в котором три Ваши песни на стихи Евгения Пекки - "Карельский край", "В чудесном краю" и "Пудожанка". В них - большая любовь к родной Карелии и нашему Пудожскому краю.

- В продолжение Вашей мысли хочу сказать важные и точные слова моей коллеги, друга, композитора Жанны Колмагоровой: "Песня - это послание, которое помогает разобраться в себе, поменять свое отношение к тому или иному вопросу, помочь признаться в любви, выразить поддержку человеку в трудную минуту, воспитать в себе героя или восхититься чьим-то смелым поступком. Музыка творит чудеса, песня нас учит, воспитывает, направляет, делает нас терпимее, мудрее, милосерднее".

- А как к Вам приходит мелодия? Как Вы чувствуете, что происходит ее рождение? Кто первый слушатель Ваших произведений?

- Творчество и сочинение музыки наполняют мою жизнь особым смыслом, делая её яркой и интересной. Новые музыкальные темы возникают по-разному - иногда в процессе музицирования, иногда неожиданно, мелодия может зазвучать во мне какой-то отдельной интонацией, а может сразу вся целиком. Бывало такое, что музыка приходила ко мне во сне, я просыпалась и сразу записывала её нотами, пока она не забылась. Самое главное для меня в процессе создания песни - не просто сочинить красивую мелодию (хотя это и является самым главным условием), а выразить музыкой все тонкости текста, сделать мелодию удобной для исполнения, придумать выразительное гармоническое сопровождение.

Всегда очень волнителен показ готовой песни первым слушателям. Обычно это исполнители новой песни - коллеги, ученики, которым я хочу предложить для исполнения новое произведение, а также муж Виктор, солист Дома культуры, исполнитель многих моих песен.

Вкладывая в каждую творческую работу частичку своей души, я надеюсь, что мир можно сделать добрее и светлее.

Автор: Н. Ефремова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1385

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика