25 июля в Североморске прошли торжества, посвященные празднику. На Приморской площади флотской столицы выстроились парадные расчеты войск Североморского гарнизона. Парад принял командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев. С трибуны у подножия памятника героям-североморцам командующий обратился к военнослужащим, жителям и гостям города. Губернатор Андрей Чибис в своем выступлении отметил, что День ВМФ по праву считается по-настоящему народным праздником. По традиции представители командования Северного флота и почетные гости возложили к подножию монумента цветы и венки, почтили минутой молчания память моряков, павших за Отечество.
Российскому военно-морскому флоту исполнилось 325 лет. Торжества продолжились военно-морским парадом в акватории Кольского залива, в котором приняли участие 11 надводных кораблей и подводных лодок Кольской флотилии, подводных сил и дивизии ракетных кораблей, а также погрануправления ФСБ по Западному Арктическому району.
Потом состоялось театрализованное представление, прошел военно-спортивный праздник.
Во всех мероприятиях приняли участие и гости из Нижнего Новгорода, с которыми мне предстояло отправиться на полуостров Рыбачий по местам боевой славы защитников Заполярья "Гранитного линкора".
К сведению ветеранов Северного флота. Легендарный "Ленинский комсомол" готовится к переходу в Кронштадт. Подготовка к транспортировке субмарины началась на судоремонтном заводе "Нерпа". Планируется, что первенец атомного подводного флота СССР К-3 станет центральной экспозицией музея Военно-морской славы в Кронштадте.
После праздника мы собрались в поход. Те, кто идет не первый раз, наполняется новыми впечатлениями и знаниями. И им есть что рассказать тем участникам экспедиции, кто идет этими боевыми дорогами впервые.
Выехали из Мурманска рано утром. Руководитель группы Владимир Витальевич Потапчук (г. Североморск). Арендовали кроссовер "Патриот" на базе УАЗика. В составе экспедиции Кливанский Михаил Михайлович (г. Пудож), Шаталин Леонид Васильевич (г. Североморск), Дадыкина Елена Сергеевна (г.Нижний Новгород), Дадыкин Илья Александрович (г. Борисоглебск), Алешина Анастасия Сергеевна (г. Нижний Новгород). Группа мобильная, имеющая опыт в таких походах.
Направляемся по Печенгской дороге в п.Старую Титовку. Первая остановка "Долина Славы". Знакомим гостей с историей создания этого уникального мемориала.1950 год. Недалеко от моста через реку Западная Лица был открыт памятник. На торжественном митинге выступил бывший комиссар, а затем парторг 327 артполка Полярной дивизии А.А.Глазачев.
В 1974 году состоялся первый массовый выезд ветеранов и молодежи в "Долину Славы", посвященный 30-летию разгрома фашистов в Заполярье.
В 1979 году Мемориал пополнился памятным знаком в форме трех штыков высотой 12 метров. К 40-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье была проведена реконструкция комплекса. Со стороны поля установлены пилоны с именами 1408 воинов, погибших в боях за Мурманск, была заасфальтирована территория. В правой части мемориала установлен знак в виде трех склоненных знамен. 20 октября 1984 года впервые в Долине Славы проведена реконструкция боя за высоту Круглая.
В 1987 году в Долине Славы состоялось первое захоронение останков советских воинов, обнаруженных поисковиками на местах боев. Заслуга в этом Льва Журина, Давида Толчинского, Михаила Бродера и других. Стараниями руководителя Кольского района Владимира Вохмина в 1999 году установлен на постамент танк ИС-2. По инициативе Д. Толчинского, К.Добровольского, Л. Журина у захоронения советских воинов открыт памятник "Скорбящая мать" (скульптор Арсентьев). По решению губернатора Мурманской области о создании единого мемориального комплекса "Долина Славы" (2002 г.) скульптором Арсентьевым был разработан рабочий план. В 2005 году установлена скульптурная композиция воину, уходящему на фронт.
На обратной стороне пилонов выбиты тексты предсмертных записок солдат (скульптор Арсентьев, текст Л.Журина, М.Орешеты). 8 мая 2010 года во время митинга, посвященного 65-летию Победы, в котором приняло участие более 6000 жителей области, был открыт реконструированный мемориал. Авторы и исполнители идеи: Д.Толчинский, Л.Журин, К.Добровольский. Архитекторы: А.Якимчук, А.Арсентьев. Списки воинских частей и подразделений составили Л.Журин и М.Орешета. Автор предложения расположить на пилонах схемы боев - М.Орешета. Автор и исполнитель идеи разместить в центре композиции орден Отечественной войны - Павел Абарин.
Едем дальше. Следующая остановка Биненкорб - "Улей" немецкое наименование. Высота, где расположен один из объектов обороны немецко-фашистских захватчиков. Это проект "ВИК" "Заполярный рубеж" по восстановлению системы немецкой обороны на высоте S4с. Музей под открытым небом Великой Отечественной войны. Здесь восстановлены блиндажи, сеть окопов, медсанчасть и другие объекты. Участникам экспедиции всё интересно.
Старая Титовка. Пересаживаемся в одну машину. После отдыха осматриваем мемориальный музей "Титовский рубеж". Бьем в колокол, отдавая дань памяти воинам, сражавшимся на данной территории (в том числе пудожанам), и в путь. По дороге на Рыбачий делаем остановку на водопаде. Наблюдаем это завораживающее зрелище водного потока. Проезжаем "Пьяный ручей", подъем на перевал, мимо немецкой конюшни, через 200 метров делаем поворот налево, на дорогу, построенную немцами, которая ведет в расположение штаба Дитля, командующего немецкими войсками.
Здесь находятся развалины штаба немецкой группы войск "Норд" генерала Вандер-Хоопа, командовавшего обороной хребта "Муста-Тунтури" и побережий Губ Малая Волоковая и Кутовая. Доезжаем до поворота на дорогу, ведущую на Никель, разворачиваемся и возвращаемся на основную дорогу, ведущую на перевал.
В верхней точке перевала отдыхаем и двигаемся дальше. Спускаемся к Губе Кутовой Мотовского залива. Проезжаем мимо памятников: справа от дороги высота "Яйцо". Поклонный крест установлен в 2006 году. Авторы: М.Орешета, А.Федухин. Слева от дороги склон высоты 109. Памятник защитникам полуостровов Средний и Рыбачий (1957 г.). На этой же стороне проезжаем памятник Л. И. Мустейкису, повторившего подвиг А.Матросова. Полуостров Средний, мыс Пригубный. Памятник на воинском захоронении. Почтили минутой молчания, возложили цветы в память краснофлотцев -участников боев в этом районе. Не могли проехать мимо ручья Корабельного, посетили памятный знак в честь литературной фронтовой землянки, где были написаны слова песни "Прощайте, скалистые горы". Корабельный ручей, впадает в бухту Озерко Мотовского залива. Осмотрели каскад порогов. Минуя перешеек, оказываемся на полуострове Рыбачьем, на восточном берегу Бухты Озерко. Памятный знак на месте бывшего расположения военно-полевого госпиталя № 2215. Установлен в 1998 году. Авторы: Д.Толчинский, М. Орешета, И. Пойлов. Здесь же недалеко в Бухте Озерко расположено воинское захоронение, на котором хоронили всех тех, кто скончался на госпитальных койках. Памятник фронтовой медсестре открыт в 1947 году. Рядом находится причал. Выше мемориал защитникам полуостровов Рыбачий и Средний в годы Великой Отечественной войны.
Далее наш путь лежит в Западную часть полуострова Рыбачий в п. Скорбеевку. Дорога фронтовая, трясет, прыгаем, как горох в сите, случаются и ровные участки. Все устали. Рыбачий полуостров. Крайняя северо-западная оконечность Мурманской области. В годы Великой Отечественной войны на полуостровах Средний и Рыбачий был создан Северный оборонительный район, бойцы которого в условиях блокады вели оборону 1200 дней и ночей.
Дело к вечеру, едем уже несколько часов, вдали показался поселок. Ветер с моря сильный, ищем место стоянки. Расположились между Скорбеевским Малым и Большим мысом. Недалеко протекает река Скорбеевка, которая впадает в Губу Скорбеевская Баренцева моря, длина 12 км.
Полуострова Средний и Рыбачий защищали Мурманский укрепленный район Северного флота (МУРСФ) 1935-1942 гг., затем он был преобразован в 23 укрепленный район 14 армии 1939-1942 гг. И с 1942 по 1944 гг. стал Северным оборонительным районом Северного флота (СОРСФ).
Вся оборона полуостровов перед войной была нацелена на отражение противника с моря, т.е. сугубо противодесантная. Протяженность побережья полуостровов составляет 240 км.
Историческими сведениями мы делились с участниками экспедиции. Тот, кто уже ходил этими дорогами, знает многое о том, как сражались здесь моряки и воины Заполярья, какой ценой они отвоевывали каждый участок земли. Находясь именно в этих местах, мы больше и больше осознаем значение подвига наших защитников во время войны. Поэтому и тянет сюда. Чтобы почтить память погибших, принять участие в субботниках по ремонту памятников, по уборке территорий.
Остановившись на берегу губы Скорбеевской, разбили лагерь. Володя Потапчук с Ильей Дадыкиным поехали за дровами в район Большого Скорбеевского мыса. Берег богат в этом месте, прибой выносит много леса. На Рыбачьем дров нет, тундра, голые скалы.
Красота полуострова завораживает, восторгаюсь этой картиной. С моря ветер гонит волны, которые, разбиваясь о прибрежные камни, создают буруны, мириады брызг. Готов смотреть на все это чудо бесконечно. За водой отправлялись на один из ручьев, вода кристально чистая. При подъезде к нашей стоянке Володя Потапчук сделал остановку у скал, находящихся недалеко от берега. Поднимаемся вверх - здесь установлен памятник. Табличка гласит: "Путник, остановись, поклонись, подумай! Здесь покоятся десять жителей земли. Их останки нами были обнаружены в 2012 году в этой расщелине. Кто они - неизвестно. Мы полагаем, что это члены экипажа британского судна "Галл", погибшего в районе Мыса Норд-Кап в 1974 году. Неравнодушные люди: М.Орешета, А.Обойщиков. 29.08.2015 года".
Молча почтили память экипажа судна "Галл". Налюбовавшись закатом и сделав ряд снимков, иду в расположение лагеря. Собравшись у костра, ужинаем, после чего наступило время отдыха. Володя берет гитару, и мы поем песни нашей молодости. Разговариваем, знакомимся ближе с нашими гостями. Они в восторге от похода. Намечаем маршрут завтрашнего дня. Уставшие, но довольные идем спать.
27 июля 2021 г. Встали рано. Сегодня у нас насыщенная программа, радиальный выход на автотранспорте. Пошел на ручей, набрал воды для завтрака. Народ долго раскачивался после вчерашнего дня. Володя с Леней заправляют машину, грузим вещи, берем с собой перекус.
Выезжаем на маршрут. Первая остановка на водопаде речки Скорбеевка. Осмотрев его, сделав ряд снимков, едем дальше, в направлении Малого Скорбеевского мыса, в сторону мыса Кекур. Останавливаемся недалеко от берега и идем к группе скал, называемых в народе "Чемоданами". По дороге собираем морошку, на болотистых местах ее в этом году очень много. В районе этих скал Леонид Васильевич отважился искупаться. Скалы красивые, с отвесными уступами, выходящими из моря. Между этими скальными образованиями проход. Отсюда недалеко мыс Кекурский, возвращаемся к машине и едем на мыс Немецкий - Вайда-губу.
Подъезжая к Вайда-губе, останавливаемся у кладбища. Здесь находится памятный знак на воинском захоронении (одиночные и братские могилы). Установлен в 1974 г. Имена увековечены в 2008-2009 гг. На мемориальной доске выбито: "Путник! Остановись, Поклонись".
16 мая 1918 г. в губе Вайда немецкая подводная лодка расстреляла пассажирский пароход "Федор Чижов", на котором находились 44 пассажира, 24 члена экипажа и 15 человек с ранее потопленного мотобота "Михаил". Погибли моряки Д. Антуфьев, А. Пахолков, Н. Снагин, А. С. Субботин и 4 пассажира. Отдав дань памяти погибшим, двигаемся дальше.
Вайда-губа (от финского менять, обмен, другой вариант от саамского айт - изгородь, ограда для оленей) - губа Баренцева моря. Расположена у северо-западной оконечности полуострова Рыбачий, вдается в материк на 13 км. Берега окаймлены осыхающей во время отливов отмелью шириной до 0,5 км. Место сезонного рыбного промысла до середины XIX века. В XVI веке - место торга "Кегор". Населенный пункт расположен по обеим сторонам Вайда-губы в 126 км от Печенги. Основан в 1864 г. переселенцами из Норвегии. Вайда-губа - становище Ведагоба - до 1575 г.известна под таким названием. В конце прошлого столетия центром мурманского (рыбного) промысла служили становища Рыбачьего, в особенности Цып-наволок, Вайда-губа. Здесь находилась часовня "Успения Божьей Матери". Время строительства неизвестно. Относилась к Печенгскому приходу. Указом Святейшего Синода от 25 августа 1890 г. была передана во владение Трифоно-Печенгского монастыря. Кроме этого здесь были почтово-телеграфная контора, метеорологическая станция, две паровые жиротопни и лавка, в которой можно было получить провизию, колониальные товары, рыболовные принадлежности и одежду для рыбаков.
В 1921-1940 гг. через Вайда-губу проходила государственная граница с Финляндией. С 1939 г. - место расположения 18-й заставы Мурманского погранокруга.
Историческая справка этих мест очень интересная. Трудно представить, что в этих суровых местах жили, воевали наши бойцы, здесь дислоцировались орудийные батареи, устанавливались зенитные батареи...
На 22 июня 1941 года здесь дислоцировалась погранзастава № 1 (Вайда-губа), охраняемый участок 16 км 100 Озерковского пограничного отряда Погранвойск НКВД Мурманского округа (начальник погранотряда - майор Каленников Иван Иустинович). Командиром 104 пушечного артполка РГК с 1938 года по апрель 1941 г. был подполковник Михаил Алексеевич Щербаков - участник гражданской войны. Он прошел по служебной лестнице от рядового до командира полка.
В апреле 1941 г. Щербаков получил очередное звание полковника и убыл с повышением на должность начальника арт. дивизии. В командование вступили майор Рыклис и комиссар Д. И. Еремин. Под их командованием 104 артполк сыграл большую роль в обороне полуостровов и не позволил горным егерям в июле 1941 г. прорваться на полуостров Средний.
Батареи 104 ПАП находились на неблагоустроенном побережье далеко друг от друга и от своих штабов. Поэтому они были автономными административно-хозяйственными единицами. Командир батареи являлся единоначальником в полном смысле этого слова. Все вопросы боевой подготовки, бытовой службы, питания, стирки белья и обслуживания он решал сам.Бытовые трудности усугубляли ощущение полной оторванности. Нужно было приложить усилия, чтобы бойцы не впали в уныние, а батареи исправно несли боевую службу.
...Въезжаем в Вайда-губу, едем вдоль залива, останавливаемся у рыболовного катера, находящегося на обсушке. Осматриваем его, как всегда несколько снимков на память. Место красивое, недалеко находится одно из оборонительных сооружений времен Великой Отечественной войны.
Таких по побережью очень много, наши армейцы ждали наступления (десанта) фашистов с моря, а он атаковал с суши. Но все были готовы к этому. Проезжаем мимо действующего маяка и разрушенного поста СНиС (службы наблюдения и связи) на мыс Немецкий, северо-западную оконечность полуострова Рыбачий.
В 1919 г. на мысе были маяк, физическая обсерватория. В годы Великой Отечественной войны - место размещения немецкой радиолокационной станции и батареи 76 мм орудий (уничтожены в ходе десантной операции Северного флота в октябре 1944 года).
Осмотрев все достопримечательности, останавливаемся на обед. Ландшафт вокруг нас необычный - черные камни, многоступенчатые, сходящие до самой воды.
Следующий объект нашего путешествия - мыс Кекурский, следуем по дороге, огибая Вайда-губу. Он является составной частью природного парка полуострова Рыбачьего, об этом гласит плакат, стоящий вдоль дороги. Причудливые островершинные черные утесы мыса напоминают "Кекуры" (гурии). Абсолютная высота 64 м.
Кекурская гора близ мыса Кекурский на северном берегу полуострова Рыбачий - высота 95 м.
Прибыли на место. Много туристских групп. Начали осмотр, все очень впечатляет своими размерами и необычной красотой. Поднялся наверх, страшно, очень крутые обрывы, они притягивают к себе своей глубиной выступов. Мыс Кекурский весьма приметный, высокий, черного цвета. Весь хребет состоит из больших уступов, от вершины до самой воды простирающихся. Он выделяется острыми черными утесами причудливой формы в виде кекуров или отдельно стоящих островершинных столбов неправильной иззубренной формы. На осмотр мы затратили более 2 часов.
Вышли на берег. Море гнало свои волны к мысу, заходя в лагуны, прибой был мощный, и это создавало еще большую прелесть этому уголку Рыбачьего.
Собираемся в обратный путь к месту нашей стоянки. По дороге делаем небольшие остановки в местах, где обилие морошки. Наелись вдоволь. Пересекаем ряд ручьев, крутых подъемов. Вдали показался поселок Скорбеевский, это означает, что нам осталось немного до места нашего лагеря. Остановка недалеко от реки Скорбеевки, справа от дороги Памятный знак на братской могиле летчиков-североморцев, погибших в бою. Установлен в 1989 году. Рядом пирамида, установленная М. Г. Орешетой. На мемориальных досках надпись: "Вечная память летчикам экипажа бомбардировщика А-20 "Бостон" 9 гвардейского МТАП, погибших в боях за Родину 20.07.1943 года". Минута молчания. Отдав дань памяти летчикам, двигаемся вперед.
Вот и наша стоянка. Готовим ужин, каждый занят своим делом, которое ему поручили. Вечер, обмен мнениями и впечатлениями прошедшего дня. Володя берет гитару, и звучат песни. Закат, любуемся им, но время подходит к отбою. Завтра не менее сложный день.
На следующий день подъем, сбор лагеря. Завтрак и в путь. Идет с утра моросящий дождь. Самочувствие прекрасное. Пофотографировав, собрал рюкзак. Выехали в 10.00. Проезжаем в п. Скорбеевку, движемся к мысу Коровьему. На берегу расположился в оранжевых палатках туристический лагерь "Люди Севера". Решили посетить данное место, тем более что отлив. Коровий мыс, Северный входной мыс в губу большая Волоковая к западу от горы Пограничная. Вариант названия Кёрваннонийеми.
Здесь же находится Кийский мыс (кий - след) на западном берегу полуострова. Между ними находятся Кийские острова - Большой и Малый.
В этом месте на берегу находятся наши оборонительные сооружения (ДОТы), которые мы осмотрели. Побеседовали с обслуживающим персоналом туркомплекса, пожелав им удачи и здоровья, отправились дальше. Доехали до ручья Корабельного на полуострове Среднем, отдохнули и в путь. Последний марш-бросок до Старой Титовки. Прибыв, зашли в кафе, выпили горячего чая, перекусили. Помогли девушкам из Нижнего Новгорода перегрузить вещи в их машину. Хочу от имени нашей мужской половины поздравить участниц экспедиции из Нижнего Новгорода с 800-летием их любимого города. Счастья и процветания этому красивому городу и главное мира над головой.
Девчата уезжают домой своим ходом. У нас направление на Мурманск. Приехав, сдали транспорт владельцам, поблагодарили и разъехались по домам.
Хочу выразить огромную благодарность за это увлекательное путешествие ее руководителю Потапчуку Владимиру Витальевичу, Шаталину Леониду Васильевичу и всей нашей дружной команде. А также жене Кливанской Эмме Петровне, Андрухив Татьяне Андреевне.
До новых встреч, дорогие друзья.