Участники конкурса занимаются выращиванием кристаллов. За пять лет в олимпиаде приняли участие учащиеся детских садов и школ из Астрахани, Белгорода, с. Березовка, Бишкека, Великих Лук, Верхней Пышмы, Геленджика, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Липецка, Колы, Махачкалы, Москвы, Можайска, Мытищи, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Оренбурга, Петрозаводска, Перми, Подольска, Пудожа, п. Раменское, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Сочи, п. Тазовский, Тобольска, Тутаева, Тулы, п. Увельский, Череповца, Шатуры, Электростали, Ярославля.
Основная цель олимпиады - привлечение молодежи к научным экспериментам, формирование позитивного образа ученых.
Задачи олимпиады: популяризация научной деятельности в области химии и геологии; развитие творческих способностей участников; проведение научного эксперимента, направленного на изучение взаимодействия живой и неживой природы; привлечение внимания к экологическим вопросам.
В олимпиаде могут участвовать все желающие, особенно организаторы рады видеть участников 5 - 14 лет. Для участия необходимо представить фотоработу (серия фотографий, отражающих последовательность эксперимента (динамику выращивания кристаллов (от исходного пустого кристаллизатора до конечного кристалла с указанием масштаба), отчет и видео автора, рассказывающего про свой эксперимент.
По результатам заочного тура жюри выбирает финалистов этапов. Определение победителей этапа происходит во время очного выступления финалистов с презентациями или показа их презентаций, если финалисты не могут присутствовать в Москве на очном туре. В декабре проходит определение победителей.
Чаще всего юные химики выращивают кристаллы медного купороса, хлорида натрия и алюмокалиевые квасцы. В ходе исследования они приходят к интересным выводам.
12 декабря 2021 года в федеральном научно-исследовательском центре "Кристаллография и фотоника" Российской Академии Наук прошел финал Всероссийского конкурса олимпиады "Кристальное дерево знаний 2021". В финале выступали победители весеннего и осеннего этапов конкурса, среди них БАБИН Алена, 15 лет, г. Пудож.
Каждый из 8 финалистов выступил с презентацией своего эксперимента и выросших кристаллов.
СЛОВО УЧИТЕЛЮ
Ольга Владимировна КРАСНАЯ, учитель химии,
биологии, географии МКОУ СОШ №3 г. Пудожа:
- Эмирсон сказал, что самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам. Я с этим согласна. Залог успешного обучения в школе - это развитие и использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только накоплением и усвоением знаний. Как правило, они умеют на практике применять знания и не останавливаются на достигнутом. Я уделяю много времени развитию творческих способностей своих учеников, этому способстует и их участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ.
Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, желает победить - и это неудивительно. Участие в конкурсах и олимпиадах помогает ученику расширить свой кругозор, углубить знания по предмету. В нашей копилке с ребятами есть немало побед и значимых успехов.
Сейчас хочу рассказать об участии в ноябре - декабре 2021 года во Всероссийском конкурсе-олимпиаде "Кристальное дерево знаний - 2021".
Бабин Алена, моя ученица 9 в класса МКОУ СОШ №3, стала финалистом осеннего этапа конкурса-олимпиады и была приглашена в Москву на финал конкурса для выступления со своей исследовательской работой, где стала победителем.
Финал проходил в декабре с использованием дистанционных технологий - видеоконференция Zoom.
Хочу сказать слова благодарности родителям Алены, Кондраниной Ольге Васильевне, они нашли возможность осуществить поездку в г. Москву; администрации МКОУ СОШ №3 - за возможность мне участвовать очно на финале осеннего этапа конкурса олимпиады; моим друзьям и коллегам, которые подержали наши стремления.
Творческие и исследовательские конкурсы, бесспорно, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: "Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно".
Я убеждена, что такие конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго-долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах, приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, общественное признание своих талантов.
Ученикам желаю: мыслите, творите, добивайтесь успехов! А учителям желаю успешных учеников и творческих родителей!
Перед встречей с Аленой Бабин я представляла разговор с ученицей, увлеченной химией, исследователем, любящей формулы и опыты, погруженной в мир веществ и их свойств. Я готова была услышать о любви к химии. Но… Передо мной предстала маленькая, хрупкая девочка, с творческой натурой. Это было видно с первых ее слов. Да и любимые предметы - русский язык и обществознание.
А тогда при чем здесь химия? Алена объясняет:
- Ольга Владимировна, учитель химии, предложила участвовать в конкурсе по выращиванию кристаллов. Мне показалось задание интересным и творческим. Вспомнила, как в детстве с братом уже выращивали кристаллы, игру такую нам подарили. Решила принять участие. Ведь наблюдать, как растут кристаллы, очень интересно.
Результат всегда неожиданный.Кристалл приблизительно можно представить, какой он получится, смотря, что используешь. Но по форме это всегда неожиданно. Всегда разный, необычный, не похожий на других. Они никогда не повторяются. Нет копии. Испытываешь удовлетворение. Полученный кристалл всегда превосходит ожидания. В этом прелесть опытов.
Алена взялась за работу. День за днем, этап за этапом. Предвидела, какими могут быть кристаллы, рисовала их.
Когда закончился первый опыт, результат был виден, а во втором опыте полученный кристалл нужно было рассматривать под микроскопом.
- Кристаллы получились красивые. Получилась очень интересная работа. Не ожидала, что стану победителем, что пригласят в Москву. Мои исследования высоко оценили, - рассказывает Алена. - И другие участники тоже с интересными опытами выступали. Победителем стал студент. У него была серьезная, очень научная работа. Вот в этом, мне кажется, есть недостаток конкурса: в одном ряду и школьники, и малыши, и студенты. Но я рада, что такие конкурсы для ребят организуют, жюри высокого уровня - и ученые, педагоги…
В Москве побыли, на ВДНХ, в океанариуме, жаль, что не успели на Красную площадь. Устали очень.
... Как выяснилось, интересы у Алены разносторонние. Мама и две бабушки медики - бабушки были медсестрами, мама фельдшер, сейчас фармацевт, папа водителем на "скорой" работал. Девочка думает, что поэтому у нее и есть какие-то задатки к химии. Но сама она не собирается медицине посвящать жизнь, в детстве много болела, были проблемы со здоровьем, больницы, лечение, и остался какой-то страх перед всем этим, не очень приятное воспоминание.
Алена хочет быть переводчиком, заниматься лингвистикой, иностранными языками. Сейчас дополнительно занимается самостоятельно - корейский и китайский языки изучает по самоучителю, Интернету. Чувствует, что получается. А самообразование - это самоцель и самоконтроль.
Не отказывается Алена и от творческих конкурсов по своим любимым предметам.
Родители к ее увлечениям относятся спокойно, нет давления на ее выбор. Девочка очень любит рисовать. Занималась в Школе искусств на художественно-графическом отделении. В этом году пришлось взять академический отпуск, так как подготовка к экзаменам в 9 классе занимает много времени. С благодарностью говорит о педагогах Школы искусств Т. А.Андерсон, О. В. Боднар, О. А. Коквиной...
Сейчас она для себя рисует. В лирических зарисовках, натюрмортах передает свое настроение.
Алена больше домоседка, ей по вкусу спокойная жизнь дома. Подвижные игры, танцы, спорт - это не совсем ее. Вот подруга Кира любит все это. Разные они, но дружат с 1 класса. Понимают друг друга. Вместе проводят свободное время. Несмотря на то, что уроки много времени занимают, Алена и с братом двухлетним занимается, мягкие игрушки делает, читает.
Кажется, что такой разброс увлечений не даст результата. Но пазл складывается, когда побеседуешь с Аленой. В ней творческое начало, и все остальное подчинено этому. К каждому занятию она подходит творчески и спокойно, без суеты начинает работать.
Мы о многом беседовали - о семье, о школе, родителях и учителях, о современном обучении... Мне понравился ее взрослый взгляд на все. В 15 лет такое понимание жизни. Алена не усложняет, а принимает все создавшиеся ситуации.Хотя нельзя сказать, что ей все равно, она обо всем имеет свое мнение, старается решать все по-доброму, с улыбкой. Приятно с ней общаться. И кристалл, который получился во время ее опытов, во многом похож на характер Алены.
- В моем кристалле нет никаких блестков, ярких бликов. Он матовый, нежный, - так описала его Алена.