Как-то раз в симфоническом оркестре поссорились инструменты. Это случилось внезапно, прямо на репетиции. У контрабаса вдруг лопнула струна, и скрипки начали недовольно перешёптываться:
- Ну вот, нам что, опять сначала переигрывать?
Дирижёр повернулся к ним и, вытерев платком высокий лоб, твёрдо ответил:
- Конечно! На концерте всё должно звучать идеально, разве кто-то здесь считает иначе?
Скрипки обиженно поджали струны и встали со своих мест.
- Не будем играть! Это контрабас виноват! Он запнулся, возится там со своей струной лопнувшей, а нам переигрывать? Эй, контрабас! Всё из-за тебя! Ты и играй с первой цифры, а мы не будем! Не будем!
Добрые духовые инструменты попытались вступиться за контрабаса, помирить его со скрипками, но те даже слышать об этом не хотели.
- Контрабас виноват! Выгоните его из оркестра! Без него обойдёмся! А иначе - не будем играть! Вот так!
Тут в дело решили вмешаться ударные:
- Что вы такое говорите, скрипки? Не дело это! Контрабас создаёт фундамент произведения! Его низкий тембр - основа всего струнного состава оркестра. Попросите у него прощения, да не зазнавайтесь. Контрабас, а ты прости их, глупых. Маленькие они ещё. Не понимают, что говорят.
- Не хотим, не будем просить прощения! - запищали пронзительно скрипки и застучали смычками по полу в знак протеста.
-Ну уж нет, - заворчал старенький контрабас. - Раз уж не хотят просить прощения, раз меня виноватым сделали из-за своей лени и нежелания трудиться - тогда и я играть не стану. Обойдётесь и без меня, с такими капризулями.
Заволновались духовые и ударные: как быть? Так и весь оркестр разбредётся, никто играть не захочет. Одни - на стороне скрипок, другие - на стороне контрабаса. Неужели придётся отменять концерт? А как же зрители? Они ведь уже купили билеты!
Делать нечего, решили спросить у дирижёра, ведь он - самый главный! Он знает характер каждого музыканта в оркестре и только он может помирить инструменты!
- Что нам делать, Маэстро? Концерт не состоится из-за этой ссоры.
Дирижёр неторопливо снял очки и протёр их стёкла белоснежным платочком, который достал из верхнего кармана пиджака, и сказал:
- Вот это история! Остаться без скрипок и контрабаса перед самым концертом, на генеральной репетиции! Так не пойдёт! Давайте думать вместе.
Он объявил перерыв на целых двадцать минут, но никто так ничего и не придумал. Тогда дирижёр сказал:
- Расходитесь-ка, друзья, по домам. Отдохните как следует, поужинайте… А завтра всё решим.
На следующий день, перед самым началом репетиции, дирижёр шёпотом подозвал к себе духовые и ударные:
- Ребята, я думал всю ночь. Так ничего и не придумал… Что делать-то? Буду сейчас объявлять об отмене концерта. Позвоню администратору…
Ударные с духовыми страшно испугались, они ведь не думали, что дело зайдёт так далеко. И тогда стройная, изящная флейта подняла руку и стеснительно предложила:
- А может, попросим альта и виолончель? Всё-таки они родственники и лучше понимают друг друга. У них и голоса похожи, и вообще…
- А ведь это отличная идея! - обрадовался дирижёр.
Флейта заулыбалась, засмущалась - не каждый день тебя хвалит сам дирижёр. В радостном настроении отправилась она к альту и виолончели. Виолончель и альт согласились помочь - они уже и сами подумывали о том, чтобы помирить скрипок и контрабаса и сказать, что они - не просто часть оркестра, а группа струнных смычковых инструментов. Вот какое гордое название! Ведь это честь - быть струнным смычковым инструментом! И разве можно ссориться из-за ерунды, когда все мы - одна семья. И у нашей семьи есть цель - вместе создавать прекрасную музыку. В музыке даже есть такое слово - tutti, что означает "вместе"! А вместе можно играть только благодаря дружбе, пониманию, трудолюбию и любви к своему делу.
Тридцать минут молчал оркестр. Тридцать минут тихо беседовали в уголке скрипки и контрабас. А потом решили никогда больше не ссориться, быть терпеливыми к недостаткам и ошибкам друг друга и всегда трудиться вместе, чтобы дарить прекрасную музыку людям.