17-18 февраля в Петрозаводске проходил 11-й Республиканский день сельских школ. Это ежегодное событие Ассоциации сельских школ, площадка для подведения итогов работы за год и обмена опытом. Петрозаводский педагогический колледж принимал гостей 10 муниципальных образований республики. Это место было выбрано не случайно: колледж отмечает юбилейную дату - 120 лет своего основания. Когда-то педучилище №1 помогало школам, распределяя студентов-выпускников в школы, в трудные времена оно направляло студентов старшего курса заменить заболевшего учителя, иногда даже на целую четверть. Выпускники имели прочные знания и высокую адаптацию к меняющимся условиям жизни и труда. Все учителя начальных классов нашей школы окончили именно это учебное заведение. По этой причине делегатами школы из д. Усть-Река на этом форуме стали выпускницы колледжа, учителя начального класса-комплекта 1-4 Светлана Васильевна Филиппова и Лариса Алексеевна Калинина, учитель истории, обществознания и английского языка Светлана Евгеньевна Лось.
Здание колледжа немного изменилось, и после регистрации участников форума экскурсовод - студентка Анна показала и рассказала учителям, что изменилось и как живет "кузница педкадров" сегодня. Приятно было узнать старое и увидеть новое в родных стенах. В небольшом музее прикоснулись к предметам старины, бережно сохранённым и собранным для изучения будущими учителями.
С приветственными словами обратились к делегатам форума председатель Совета Ассоциации сельских школ В.С. Стафейкова и член Совета Т.И. Танцева.
В открытии форума приняли участие вице-спикер ЗС РК О.Н. Шмаеник, депутат ЗС РК Г.А. Гореликова, заместитель министра образования и спорта РК Н.Д. Волкова, председатель Общественной палаты РК Л.М. Кулакова, и.о. директора педагогического колледжа М.М. Ткачук.
Нам особенно приятно было слышать выступление Н.Г. Бархатовой, учителя Кепской школы Калевальского района, выпускницы Водлинской СОШ, которая рассказала о 6-м Всероссийском съезде учителей сельских школ.
Доклады ученых-педагогов Селивановой О.Г., Ефловой З.Б., Забродиной И.Ю. были тоже о нас, о сельских учителях и сельских школах.
Наши педагоги стали участниками 6-й площадки обмена лучшими педагогическими практиками. Всего площадок было 7. Учителя начальных классов рассказали студентам выпускного курса об особенностях работы в малокомплектной школе и в совмещённом 1-4 классе-комплекте, о плюсах и минусах урочной работы, о преемственности между детским садом и начальной школой во всех режимных моментах, об организации внеурочной и общественной работы. Школа на селе играет несколько иную роль, чем в городе. Сельская школа - маленькое звено системы образования - это культурный центр, вокруг которого сосредотачивается общественная жизнь. Понимая, что село никогда не станет городом, никогда в селе не будет картинных галерей, зоопарков, Дворцов культуры, школа создаёт или организует комплекс недостающих ресурсов, активно привлекая родителей.
На нашей площадке выступили также учителя из школ посёлков Челмужи и Заозерье. Они рассказывали о работе волонтёрского отряда и работе советника по воспитательной работе. Это энтузиасты своего дела. Студентам было интересно, это чувствовалось по их вопросам. Как модератор площадки, хочу сказать, что учителям удалось показать свой лучший опыт, рассказать о нем кратко и понятно, показать все "изюминки", зажечь идеей.
После чай-паузы делегаты продолжили работу. Участники увидели видео-приглашение в Летнюю педагогическую школу, которая в этом году будет организована в красивейшем месте севера Карелии - Рабочеостровске Кемского района.
Учёными Карельского Научного Центра был представлен международный научно-образовательный проект, школам подарили книгу о нехарактерных для природы Карелии растениях и животных. Педагоги получили приглашение на экскурсию в КарНЦ.
Во второй половине дня в Доме профсоюзов прошёл круглый стол "Как живешь, директор сельской школы?", на котором обсуждались проблемы отношения к руководителю и проблемы организации педагогического процесса на селе. Для нашей школы больным вопросом остаётся комплектование классов-комплектов из 3-х и более классов в один комплект. Нас услышали представители министерства, состоялся продуктивный диалог.
Во второй день нас встретил Пряжинский этнокультурный центр и его руководитель Т.П. Сеппянен. Было интересно узнать о проектах центра, о сохранении культуры карельского народа, о возможностях музейной педагогики и взаимодействии школы и центра. Много интересных идей реализовал центр, приятная домашняя атмосфера и вкуснейшие карельские пироги располагали к беседе. Рукодельницы центра представили народные и современные костюмы в карельском стиле.
Затем на удобном автобусе делегаты конференции переехали в другой конец Пряжи и оказались в современном и уютном месте - "Арт-село" фонда "Мельница". С.Д. Ильюткина рассказала о фонде и проектах, которые направлены на организацию досуга населения разного возраста и разных интересов. Такие мероприятия расширяют кругозор и становятся мощным толчком к творческой работе.
Школа меняется. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают школу и учителя по-новому, творчески относиться к своей деятельности. Учителю нужно постоянно совершенствоваться. Этому способствует и курсовая подготовка учителей, и научное руководство, и обмен живым опытом, и организация прямого диалога с участниками системы образования. Сельская школа - это маленькое, но значимое звено системы образования. В Карелии почти 50% сельских школ. Большое спасибо Ассоциации сельских школ Карелии и всем её партнерам за организацию 11-го Республиканского дня сельских школ.