Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания, является инновационной технологией в сфере личностного развития, условием погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Музей помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание музея. И в нашем детском саду №1 корпус 2 "Журавушка" появилась такая возможность. Я хочу поделиться опытом работы по теме "Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды в ДОУ".
Выяснилось, что большая часть малышей ни разу не была в музее. В Пудоже есть краеведческий музей, но многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения: "Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить".
Поэтому мною была поставлена цель - создать музей в ДОУ и обогатить воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями.
Музей в нашем детском саду создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
Основные направления работы в музее - краеведение, нравственно-патриотическое воспитание, художественно-продуктивное творчество, народно-прикладное искусство.
В "Комнате русского быта" через реальные предметы старины, отображающие быт и культуру (одежда, посуда, кухонная утварь, орудия труда и т. д.) дети знакомятся с традиционным укладом русской жизни.
Совместно с родителями старшей группы оформлена выставка народно-прикладного искусства "Разноцветная Россия", оформлен уголок патриотического воспитания.
В течение года в музее активно проводилась работа с детьми и родителями в разных формах: экскурсии для детей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мини-беседы с детьми; творческие игры, мастер-класс по изготовлению экспонатов; образовательные путешествия; чтение художественной литературы; вечера сказок; исследовательская деятельность, мини-презентации, семинары-практикумы с воспитателями.
Музейные экспозиции были представлены лэпбуками, играми, презентациями, подборкой художественной литературы, выставками продуктов профессиональной деятельности, технического оборудования, фотовыставками, экспонатами, сделанными своими руками и вместе с родителями. Таким образом, экспозиции становятся своего рода музейной коммуникацией и способствуют обогащению знаний детей.
В учебном году были оформлены разные тематические выставки. В преддверии Нового года были оформлены выставки "Новогодняя игрушка", "Символ зимы - Снеговик". Дети принесли необычные и старинные новогодние игрушки и рассказывали о них, пополнили выставку замечательными творческими работами "Наш дружок - Снеговичок".
К празднику "День защитника Отечества" была оформлена выставка военной техники и художественной литературы по этой теме. Мы познакомили детей с военными профессиями, с военной техникой и оборудованием. У детей была возможность взять модель в руки, рассмотреть её, попробовать в движении, обыграть "здесь и сейчас". Всё это восхищает и радует ребёнка, одновременно формируя знания о военных профессиях, воспитывает чувство патриотизма и гордость за страну.
Продолжая работу по музейной педагогике, я оформила проект на тему: "Использование технологии музея при знакомстве детей с ранней профориентацией". В музее была оформлена выставка орудий труда и художественной литературы на тему "Профессии".
Перед собой поставила разные задачи: знакомить детей с историей профессий, пришедшими к нам из древности, с профессиями прошлых лет (извозчик, глашатай, цирюльник, коробейник, лекарь и др.), формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для людей; расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослого.
Через музей дети познакомились с профессией художника, гончара, кузнеца, швеи и другими. Музейное пространство открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея.
Ко Дню космонавтики в музее была оформлена тематическая выставка "Этот удивительный космос!", выставка творческих рисунков и поделок.
В фойе детского сада была оформлена выставка рисунков "Все профессии нужны - все профессии важны!".
Музейная технология позволяет решать задачи по ранней профориентации дошкольников, способствует успешному освоению ими представлений о сложном, огромном, меняющемся мире профессий.
Подведением итога работы музея в детском саду стали "Пудожские посиделки". На мероприятии закрепили знания детей о достопримечательностях нашего города, народных промыслах Пудожского края. Перед мероприятием мы ходили с детьми на экскурсии по городу, в Летний сад. На посиделках хозяйка рассказала, что люди в старину собирались вечерами на "посиделки", повеселиться, поиграть да поплясать. Дети пели, водили хороводы, играли в карельские игры, отгадывали загадки, соревновались в эстафетах, прослушали песню "Край наш пудожский" в исполнении Риммы Крапивиной. И праздник помог вызвать у детей чувство уважения и любви к родному городу и его жителям, создать у детей весёлое, радостное настроение.
В музее оформили выставку изделий пудожских мастеров и рукодельниц. Дети рассказали, чем занимались люди Пудожского края.
Дети средней и старшей групп принимали участие в акциях "Письмо солдату", "Поздравительная открытка солдату", "Окно Победы", передавали посылки в клуб "За Победу!", "Вяжем на фронт". Также участвовали с детьми в международных конкурсах: "Россия - страна возможностей", "Все мы разные - все мы равные!", "Лепим из снега", "Весёлый снеговик и его друзья", "Здравствуй, космос!", "Масленица!", "Светлая Пасха!", "С Днём Великой Победы" и других.
Во Всероссийском конкурсе "Краеведение" наш музей занял 1 место.
Важная особенность музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Огромное спасибо родителям за интерес, поддержку и активное участие в мероприятиях детского сада.
Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в детском саду не только можно, но и нужно. Музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же музей для ребёнка - это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании, с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них. Добавляются и предметы, сделанные руками детей. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
С созданием музея и организации особой среды в нашем детском саду у детей пополнились знания о культуре и традициях нашей малой родины, сформировалось чувство причастности к наследию прошлого. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к "настоящему" музею. У детей формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик.
Музейная педагогика и музейные технологии очень интересная тема, над которой можно работать бесконечно. Работа за год была проведена огромная. Результатом деятельности в данном направлении является сплочение коллектива воспитателей, родителей, детей, участие и победа во всероссийских и международных конкурсах.
На следующий учебный год работа в музее уже запланирована, поставлены новые цели и задачи.