Оформляя рабочее место своего ребенка, родители должны помнить о том, что с самых первых дней жизни глаза и позвоночник ребенка испытывают колоссальные нагрузки, которые в несколько раз усилятся с началом школьного периода.
Поэтому для здоровья детей очень важно выбрать правильную мебель и правильно ее расположить в комнате. Надо помнить, что рабочее место необходимо не только школьнику, но и самым маленьким. Итак, магазины сегодня предлагают огромный выбор мебели, но это зачастую не облегчает выбор родителей, а даже затрудняет. На самом же деле правильно оформить детское рабочее место не очень то и сложно, если помнить несколько достаточно простых правил.
Первое, что нужно решить, где будет находиться стол и стул для занятий. К этому вопросу необходимо отнестись очень серьезно, продумывая все до последних мелочей. Довольно часто родители располагают стол прямо напротив окна. Это не очень хорошо. Во-первых, если сторона солнечная, то лучи солнца, отражаясь от его поверхности, будут создавать дополнительную нагрузку на глаза ребенка. А во-вторых, постоянное желание выглянуть и посмотреть, что происходит за окном, будет отвлекать ученика от выполнения домашнего задания. Лучше всего письменный стол расположить боковой частью к окну так, чтобы свет падал слева, если ребенок правша, и справа, если ребенок левша.
Кроме того, ребенок не всегда сможет заниматься только при естественном дневном освещении, поэтому обязательно нужна настольная лампа. Однако, чтобы не было контраста света, важно и остальную часть комнаты освещать при работе ребенка.
Далее необходимо определиться с размером стола и стула. Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место мебелью, в соответствии с ростом ребенка; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Если вы берете стол и стул на вырост, то купите подставку для ног, ступни должны стоять на полу, а не болтаться в воздухе.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" подробно расписывают требования, которые необходимо предъявлять к рабочему месту ребят, чей рост достиг 100 см. и выше. Мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. В зависимости от роста ребенка высота над полом переднего края столешницы должна иметь следующие значения: при длине тела 115-130 см. – 75 см., 130 – 145 см. – 85 см. и 145-160 см. – 95 см.
С раннего возраста стоит приучать детей к таким элементарным правилам, как расстояние от глаз до книги или тетради, которое должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев; руки должны лежать свободно, не прижимаясь к столу; а ноги всей ступней должны опираться на пол.