Связная речь неотделима от мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, умение выразить воспринимаемое в правильной, логической речи.
В возрасте 4-5 лет (средний дошкольный возраст) большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря ребенка, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения предмета. Уже появляются первые выводы, умозаключения. Дети начинают самостоятельно составлять небольшие рассказы по картинке, но они эти рассказы копируют с рассказов взрослых, потому что ребенок не может отличить главное от деталей.
Известны два вида речи: диалогическая и монологическая. В среднем возрасте развитие диалогической речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии своих сверстников.
Также они овладевают двумя видами монологической речи: рассказом и пересказом, где при обучении пересказу решаются задачи не просто их рассказать, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия.
Объединение усилий педагогов детского сада и семьи в развитии речи дошкольников приведет к положительным результатам, т.к. речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы окажут неоценимую помощь на формирование связной речи их детей.
На что же необходимо обратить внимание родителей в первую очередь?
Конечно же, на развитие интонационной выразительности речи. Очень важно при чтении литературных произведений детям выразительно обыгрывать речь героев произведения.
Важно и художественное слово в воспитании дошкольников. Больше читайте, придумывайте совместно сказки, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи! Все это поможет вашему ребенку не только овладеть грамотной речью, но и расширит его познавательные способности. Большую роль играют речь и мелкая моторика рук ребенка. Развитие и улучшение речи детей стоит в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук.
Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, работа с ножницами, лепка - подарят радость от совместной работы вам и вашим детям. Следует внимание уделить и речи. Она не передается по наследству, речь перенимается от окружающих ребенка взрослых. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Очень важно и общение ребенка с родителями. Во время совместных прогулок, или по пути в детский сад привлекайте внимание малыша на значимые объекты и явления.
В заключение, хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Ж. Жубера: "Детям нужны не поучения, а примеры".
Поэтому, родители, помните, что лучшее учение - это пример, а грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком.