Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Грачёвского района Ставропольского края

356250, Ставропольский край, Грачевский район, с.Грачевка, ул.Ставропольская, 44
телефон: +7 (86540) 4-06-43, +7 (86540) 4-16-46
e-mail: vip.gazeta@bk.ru.

В одну чёрную-пречёрную пятницу…

Наш корреспондент Елена Арцимович подробно разобралась с особенностями национального шопинга в предновогодний период.

В России периодически стартует мегашопинг – население настигает так называемая чёрная пятница. Само понятие родилось в США в 1966 году: в последних числах ноября (после Дня благодарения) там обычно открывался сезон рождественских распродаж. Теперь чёрная пятница победоносно шагает по всему миру. Не исключение и наша страна...

За буйки не заплывать!

Хотя началось всё с одного дня в году, сейчас некоторые продавцы чёрную пятницу устраивают намного чаще. Вот в последний раз, к примеру, в России пятница чудесным образом растянулась на целых три дня. И это понятно, поскольку для продавца распродажа – вещь полезная (мы говорим: "скидки", подразумеваем: "прибыль"). А для покупателя? Тоже, если знать хотя бы основные правила и хитрости современного маркетинга. В любом случае по морю распродаж лучше плавать осторожно, за буйки не заплывать. Хотя бы для того, чтобы потом не было мучительно больно из-за бесцельно потраченных денег.

Или от радости, или от стресса

Почему некоторые любят покупать и слова "скидка" и "распродажа" действуют на них как приманка? Психолог Грачёвского комплексного центра социального обслуживания населения Елена Васильевна Полякова считает, что мы часто или много покупаем либо от большой радости, либо от стресса:

- Люди склонны к покупкам перед праздниками, и это понятно: нужны подарки, нужно накрыть стол. Но у некоторых существует ещё и традиция ежедневного похода в магазин. А если этот магазин универсальный, где можно купить всё, траты семьи вырастают многократно.

Не секрет, что в сетевых магазинах, которые уже давно захватили власть в мегаполисах и теперь добрались даже до сёл и деревень, работают не только маркетологи, но и психологи.

- В универмагах действуют определённые правила размещения товара на полках, - поясняет Елена Васильевна. - Всё должно быть логично, вытекать одно из другого: к примеру, если на этой полке икра, то рядом можно положить хлеб и масло, конфеты "поселить" по соседству с кофе или чаем. Покупателю удобно: не надо бегать по залу в поисках товара. Продавцу тоже: когда покупателю удобно, он оставит в кассе больше денег. Ещё приём, который наверняка уже заметили многие: недорогие товары часто размещаются на нижних полках, а лучшие места (полки, которые находятся вровень с глазами, а также чуть ниже и чуть выше) отводятся под товары подороже.

Свет, музыка, даже запахи и рисунок пола, который на подсознательном уровне заставляет останавливаться возле полок с определённым товаром, – Е. В. Полякова уверена, что всё это влияет на покупателя и вносит свою лепту. Кроме того, мегараспродажи всегда обставляются как мегапраздники.

- Как ни прискорбно, но нам сейчас не хватает положительных эмоций, - продолжает психолог. - А когда человек целый день находится в состоянии стресса, вечером ему невольно хочется расслабиться – зайти в светлый, уютный зал магазина, где ему рады, где можно купить что-то для души или желудка ("А что? Не могу себя побаловать?"). А тут ещё и скидки…

Магия жёлтого

Для некоторых жёлтый цвет уже стал символом коварства: не всегда, конечно, однако случается, что цена товара по скидке оказывается выше, чем была до неё. Так что же действует на покупателя – незнание или магия жёлтого ценника?

- Причин может быть много, - считает Е. В. Полякова. - Конечно, срабатывает и стадный инстинкт. Вспомните, когда вы видите у прилавка толпу, разве не возникает желание тоже подойти? Плюс незнание. Если человек не является завсегдатаем этого магазина, он действительно может просто не знать, сколько стоил товар до скидки.

- Но если я завсегдатай и меня не обмануть? Я чётко вижу: реальная скидка…

- Можете проколоться в другом. Скидки расслабляют, притупляют внимание – и человек, взяв товар со скидкой, склонен купить что-нибудь ещё. А где гарантия, что на это "что-нибудь ещё" цена не подросла?

Расхолаживает и возможность рассрочки. Хотим сделать праздник себе или близким, а в результате берём очередной кредит на то, без чего можно было бы обойтись.

- В моей практике пока шопоголиков не было, - говорит Елена Васильевна, - думаю, это не означает, что их в нашем округе нет. Просто не все понимают, что стали шопоголиками и что это тоже зависимость, как, к примеру, курение.

По списку

Существует несколько способов уберечься от соблазна незапланированных покупок. О них и напомнила Е. В. Полякова:

- Лучше покупать продукты по заранее составленному списку и никогда не заходить в магазин голодным. Если какая-то вещь очень понравилась, но её не было в ваших планах, не спешите, дайте себе время подумать хотя бы день-два, посоветуйтесь с семьёй или друзьями. Старайтесь не совершать покупки, когда очень расстроены или устали: тогда вы слабее и легко поддадитесь соблазну. Не берите с собой много денег – только сумму, необходимую для запланированных покупок. Лучше расплачиваться не картой, а наличными: исследования показывают, что человек намного легче расстаётся с виртуальными деньгами, чем с реальными.

Есть и такое правило: если нужен хлеб – иди в хлебный. Да, универмаги – это удобно, однако у любого удобства есть цена. Кстати, то, что мы проходим сейчас, Запад и Америка прошли давно, теперь многие там очень хорошо умеют считать деньги и постепенно изживают культ потребления.

Роспотребнадзор – об интернет-покупках

В преддверии чёрной пятницы Роспотребнадзор напомнил гражданам некоторые правила продажи товаров через интернет. Вот некоторые из них.

1. От товара, купленного в интернет-магазине (в том числе в рамках акции "Чёрная пятница"), потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара – в течение 7 дней (если сохранены товарный вид и свойства товара).

2. Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг. Проверка качества и консультирование по выбору товара вообще не могут являться дополнительными услугами, поскольку входят в обязанности продавца. Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем, не может быть уменьшен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. Зачастую так называемые программы страхования или иной "защиты" покупателя дублируют обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона (обмен товара или его ремонт).

3. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.

4. Если товар, приобретённый в интернете, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет все те же права, что и при "традиционной" (офлайн) торговле. Статьи 18-24 закона "О защите прав потребителей" предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчёта стоимости, а также возврата продавцу.

5. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения о подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя.

6. Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), то вы, если товар не будет доставлен в срок, можете заявить требование о возврате денег посреднику (агрегатору). Возврат произойдёт в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.

7.При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.

8. Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор ваших персональных данных, а также сведений о платёжных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.

И напоследок добавим, что в период скидок активизируются не только покупатели, но и мошенники. В МВД подготовили простые информационные памятки, которые помогут доверчивым гражданам, не попасться на уловки злоумышленников. Советуем с ними ознакомиться. Листайте изображения ниже.

Все фотографии (7)

Автор: Елена Арцимович

По этой теме: чёрная пятницараспродажи доводысоветы

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 303

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика