Говорим о любви, милосердии и самоотдаче, зачастую думая, что эти чувства нам не только знакомы, но мы и есть чуть ли не вершина их воплощения!.. Сегодня за подобные мысли стало стыдно и мне... Доброте надо учиться. И, к счастью, примеры для этого есть.
Заринск – город, который может похвастать отсутствием очередей в детские сады. И все же есть один сад, устроить в который своего ребенка некоторые родители мечтают: речь о детском саде комбинированного вида №10 "Светлячок" (ул. 25 Партсъезда, 38/4).
В дошкольном учреждении девять групп: три норма-группы и шесть – специализированные (логопедические), именно туда и стремятся родители отправить своих деток, у которых есть нарушения в развитии речи. И желание их понять можно: уже долгие годы ребятишки, пришедшие в сад с порой тяжелейшими нарушениями речи, при выпуске говорили четко и понятно, а в начальной школе становились одними из самых успешных учеников в классе! Как добиваются там таких результатов и чего это стоит – в нашем сегодняшнем репортаже.
Специализированная группа – это совершенно не то, что мы привыкли понимать под определением "группа детского сада". Надо начать с того, что количество ребятишек в таких группах – не более 14. Работают с ними два воспитателя, младший воспитатель и учитель-логопед. Эти специалисты закреплены за каждой группой. И главный в этом "квартете" – логопед. Именно он направляет и дает задания воспитателю, деятельность которого, в первую очередь, направлена на устранения нарушений речи.
Помимо них с ребятами занимаются учитель- дефектолог и педагог-психолог. А еще инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию и музыкальный руководитель.
В каждой группе – большая игровая, спальня, приемная, кабинеты для групповых и индивидуальных занятий с логопедом. Но это всё – лишь "верхушка айсберга"…
Как утверждают психологи и дефектологи, если речь ребенка не соответствует возрастным нормам, то для того, чтобы догнать своих сверстников, ему потребуется много усилий и обязательна помощь команды педагогов. Конечно, психофизические особенности развития у таких детей индивидуальны, но и тот факт, что речь напрямую влияет на мышление, бесспорен.
К тому же, дети с нарушениями речи часто имеют неустойчивое психо -эмоциональное состояние, то есть, быстро и по пустякам обижаются, плачут, моментально раздражаются и тут же могут от души рассмеяться или замкнуться.
Также в специализированных группах занимаются и ребятишки, имеющие инвалидность. Всего таковых в "Светлячке" 12 человек, то есть практически, в каждой группе по два-три таких ребенка. Но это вкупе с другими детьми - колоссальная нагрузка на воспитателей!
Вот что мне рассказала во время откровенного разговора одна из воспитателей этого детского сада:
- Конечно, работа здесь не из легких, но каждый сам выбирает свой путь.Представьте, идем на прогулку, а у меня на каждой руке по пять ребятишек "висит"! Как виноград! А потому что нельзя их отпускать! Кто-то плохо самостоятельно передвигается, кто-то настолько шустрый, что непременно или на забор залезет, либо норовит убежать с поля зрения, а ведь за ним и другие повторяют..!
А в группе? Для нас порой большим успехом считается то, что ребенок научается самостоятельно кушать! Сидеть за столом ровно, держать столовый прибор, пользоваться ножом и вилкой…
А еще приходится быть им в прямом смысле мамой! Вплоть до того, чтобы ложиться с ними спать! Иначе никак!
За много лет работы передо мной прошло немало ребятишек. И многие очень особенные… Некоторые не говорят вообще, когда приходят к нам…Диагнозы различны. Но таких ребятишек немного.
Первичен ли диагноз ОНР (общее нарушение речи) или является сопутствующим – вот в чем вопрос. И ответ на него нам дается разный.
Если с точки зрения медицины и психологии, то – вторичный. Если с точки зрения государства – первичный. А мы, муниципалы, действуем, не противореча второму, ведь каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование. Так что, случайных людей здесь нет.
И это действительно так! Пройдясь по группам, на лицах воспитателей и логопедов я видела только улыбки, внимательные и заботливые взгляды на своих подопечных – такое сыграть невозможно! Ребятишек надо не просто чему-то научить, их, прежде всего, надо полюбить! Иначе весь труд будет напрасен! Да и ребятишки относятся к своим вторым мамам с теплыми чувствами: доверяют им свои секреты, льнут к плечу, если настроение не игривое, доверчиво протягивают ладошки, собираясь на прогулки.
… К большому удовольствию ребятишек в саду работает бассейн. Два раза в неделю детсадовцы плавают в нем на надувных уточках и занимаются физкультурой в воде. И можно смело сказать, что водные процедуры – одно из самых любимых времяпровождений в саду.
А еще этот детсад может похвастать большим зимним садом! Большие и маленькие комнатные растения не только украшают помещение, но и насыщают воздух кислородом. Кстати, о пользе чистого воздуха здесь заботятся неукоснительно: практически в любую погоду ребятишек обязательно выводят на прогулку. В это время они не только нагуливают аппетит, но и младшие воспитатели успевают проветрить групповые помещения, чтобы обеденный сон был спокойней.
Большое множество экспонатов собрал мини-музей предметов старинного быта. И родители, "зараженные" энтузиазмом родителей, тоже активно участвуют в пополнении его коллекции!
И, конечно, надо сказать о питании в "Светлячке". По большему счету, цикличное меню стандартно: супы, молочные продукты, рыба, мясо, салаты, компоты и т.д. Два раза в неделю ребятишки получают фрукты (яблоки или бананы), а также сезонные овощи, разнообразие которых представлено, кстати, не только в салатах.
Шеф-повар детсада Галина Геннадьевна Побивайло в ходе нашего разговора поделилась рецептом любимой абсолютно всеми детьми слоёнкой творожной. Думается, родители оценят это сладкое блюдо по достоинству!
Итак, для приготовления слоёнки творожной (запеканки) понадобятся: 2 яйца, 500 г творога, 50 г манной крупы,0,5 стакана молока, соль, сахар, 20г сливочного масла, ванилин на кончике ножа, 100 г печенья песочного, 100 г повидла (можно заменить джемом или густым вареньем), сметана -10 г.
Технология приготовления. Желтки яиц растирают с сахаром и соединяют с протертым творогом, манной крупой замоченной в молоке с солью. В полученную массу добавляют пышно взбитые белки и осторожно перемешивают. Противень смазывают маслом, выкладывают на него творожную массу, потом повидло, а после – печенье, а затем вторую половину творожной массы. Поверхность разравнивают и смазывают сметаной. Выпекать при температуре 220-280 градусов до появления нежной корочки. Охладить 5-10 минут и разрезать на порционные кусочки.
Вот так несложно доставить своему ребенку гастрономическое удовольствие! Попробуйте обязательно!
А мы идем дальше. И вновь шумные группы, залы, где с ребятами занимаются логоритмикой. Это оказались воспитанники из норма-группы. Логоритмическое занятие - часть сопровождения детей с нарушениями речи, обучащихся в нормо-группах. Кстати, дети из последних также занимаются развитием речи на логопункте, наличие которого характерно для всех дошкольных учреждений города.
Небольшая историческая ремарка: оказывается, этот сад – самый первый в Заринске. Он был построен в 1978 году. Изначально в нем были специализированные группы: в них занимались детки с проблемами со зрением. В дошкольном учреждении работали даже медики. Постепенно группы поменяли свой статус - тут стали заниматься с детьми, которым нужна помощь специалистов по преодолению тяжелых нарушений речи.
Средний возраст педколлектива в последнее время лишь увеличивается: все кадры, что называется, приработанные, да и молодых специалистов сейчас дефицит (зарплата небольшая, а нагрузка - обратно пропорциональна). Хотя в этом году в "Светлячке" появился и молодой воспитатель – Ирина Сергеевна Пятышева. Судя по ее словам, работа ей по душе, и коллеги всегда приходят на помощь.
- Единственная проблема в саду – задолженность по родительской плате, которая на сегодня составляет уже более 100 тысяч рублей! – говорит заведующий Ольга Николаевна Шмырина. – Ежемесячная плата составляет 1900 рублей. В день рацион ребенка обходится нам в 82-90 рублей. Теперь умножьте эту сумму на 21 календарный день. В итоге практически вся сумма уходит на питание! Но и этого не хотят платить вовремя! Каждодневные беседы с недобросовестными родителями почти не приносят результатов. Остается только одно - писать иски в суд для взыскания задолженности. Очень хочется помощи и понимания от родителей.… Если честно, очень обидно за отношения родителей к детскому саду, в общем, и к коллективу, в частности. Нередки упреки родителей по самым различным поводам. А вот спасибо, например, сказать, воспитателю за то, что его ребенок начал говорить, стал самостоятельным и т.д., добрых слов не находится… - качает головой О.Н. Шмырина.
И в этом вопросе я с ней полностью солидарна! Столько любви, доброго отношения, благожелательности я не видела очень давно! Все работающие в саду – безусловно, люди с огромным сердцем, положившие на алтарь профессии свое время, свои знания и свои лучшие человеческие качества.
Вот такой, внешне ничем не примечательный детский сад № 10. Проходя мимо, задумайтесь: а вы смогли бы работать также?