Об этом вполголоса рассказывает мне Наталья Меркульевна Анисина, директор ДК "Строитель", когда мы спускаемся по лестнице из помещения, где установлена световая пушка, а это уже самый конец зрительного зала.
Вообще, зрительный зал выглядит совершенно иначе, когда в нем нет людей: накрытые чехлами кресла, пустая сцена, погасшие софиты и рампы… Но они не отдыхают, а словно караулят, ждут только отмашки, чтобы враз в зале вспыхнул свет и заиграла музыка! И это настолько ощутимо, что невольно шаги становятся тише, голос приглушенней, а по телу невидимой волной бегут мурашки!.. 110 метров ткани – кулисы, а еще три падуги по двум сторонам сцены и нейтральный задник – всё ждет следующего праздника.
В ДК – две большие костюмерные комнаты. Более 2000 всевозможных костюмов для взрослых и детей, головные уборы почти к каждому, военной формы столько, что можно одеть взвод солдат, тот же взвод можно нарядить и в костюмы Деда Мороза и Снегурки, кирзовые сапоги, туфли, туфельки и лапти – все аккуратно развешено и расставлено. Около двух десятков ростовых кукол, рулоны кулисной ткани, огромные цифры, цветы и птицы для украшения сцены - все бережно хранится в клубном закулисье: на первом и втором этажах.
А сколько здесь реквизита?! Старинные подсвечники, стройные этажерки из дерева, сотня ружей, кинжалов и шпаг, троны для королей, старинные лавки, сундуки, тканые половики, самовары и проч.
– имущество не столько Дома культуры, сколько театрального коллектива "Азарт", который, к слову, а также и к гордости заринчан, носит звание заслуженного коллектива Алтайского края.
- У нас отличный, годами сработанный коллектив, - рассказывает Н.М. Анисина. – Из 25 человек 13 – творческие работники. И каждый из них может работать в любой ипостаси: режиссером, артистом, певцом, танцором и т.д. "И швец, и жнец, и на дуде игрец" - это как раз про клубных работников.
Большое количество грамот, дипломов и благодарностей, в том числе и региональных, украшает стену в кабинете директора. В ДК есть и работники, имеющие звание "Лучший клубный работник Алтайского края", это Е.С. Танков и Н.М. Анисина. Гордиться, безусловно, есть чем.
- Но мы, наверное, последние… - со вздохом говорит директор Анисина. – За последние пять лет к нам не пришел ни один молодой человек, чтобы устроиться на работу. Молодежь, даже окончившую училища или институты культуры, не привлекает небольшая заработная плата и почти ежедневный труд. И ведь не важно, что у тебя дома могут быть какие-нибудь нелады или есть проблемы со здоровьем! Работник культуры должен всегда быть с улыбкой на лице! Он должен нести праздник людям! А это непростая задача, скажу я вам. Не хочется быть последними, но культура стареет, а замены нет. Тем более это обидно потому, что последние несколько лет мы видим интерес горожан к нашим выступлениям, театральным новинкам, праздничным мероприятиям. В залах почти всегда аншлаг! Зритель стал очень благодарным: без цветов артисты все реже и реже уходят со сцены.
Приятным открытием для меня, зашедшей в ДК не как зритель, было узнать, что на базе этого учреждения культуры работает 28 кружков и любительских объединений, четверо из которых носят звание народных, а один и звание заслуженного (выше уже упоминалось о театральном коллективе "Азарт" под руководством Е.С. Танкова). 28 кружков – это 1050 человек в возрасте от 4 до 75 лет. И каждый день в клуб на репетиции приходят не менее двухсот из них.
- В месяце практически не бывает дней, когда двери нашего Дома культуры закрыты. На сцене и в классах всегда идут репетиции, подготовки к будущим выступлениям. И каждый день несет нечто новое, чего ты никак не мог предполагать! Это, наверное, и есть то, что держит нас всех, и меня в том числе, в этой профессии, - завершает наш диалог Наталья Меркульевна.
А я мысленно все возвращаюсь к цифре 200. Вы только представьте 200 человек, которые ежедневно приходят сюда со своими эмоциями, а на сцене преображаются и с экспрессией транслируют оттуда жизнь вымышленных персонажей! Неудивительно, что по ночам по сцене носятся привидения: от лицедейства до чертовщины немногим больше шага. Существуют свидетельства, что еще в 19 веке лицедеев принято было хоронить лишь за оградой погоста, потому как люди считали, что хорошо, достоверно играть чужую роль нельзя без помощи дьявола, который на это время должен переселиться в тело и душу артиста.
Танцевальные вечера, спектакли, циркачи, грустные клоуны и бесконечный хоровод лиц проносится вихрем мимо, пока я брожу за кулисами. Нельзя увидеть больше, чем тебе показали. Но можно додумать и представить…