Говорят, что случайности – не случайны. Открыв для себя однажды восточный танец, Зульфия посвятила ему всю жизнь. Однажды, уже в достаточно сознательном возрасте – 18 лет – пришла просто из интереса вместе с мамой на занятия, которые та посещала, да так и осталась в этой сфере.
Кстати, по образованию Зульфия – юрист. Даже успела проработать по специальности – в службе судебных приставов. Но это была работа на сопротивление, на излом. Творческая личность не принимала строгих условностей и специфических реалий данного вида деятельности. Душа рвалась в танцевальный зал, и через полгода, в буквальном смысле, терзаний, девушка, "сделав ручкой" нелюбимой работе, целиком и полностью отдалась своей стихии – танцам.
- Раньше не было ни видеоуроков, ни мастер-классов, - рассказывает Зульфия, - представляете, учили все по книгам. Мамин руководитель Галина Николаевна, балерина, закончившая Барнаульский институт культуры, была настолько увлечена, что сумела "заразить" любовью к восточным танцам всех в своей группе, в том числе, и меня. А потом хобби переросло в профессию.
Группу распустил после того, как с преподавателем случилось несчастье, и она по состоянию здоровья больше не могла вести занятия. Но к тому времени я уже твердо решила, что это моё, и двинулась дальше.
Хотелось развития, нового уровня. В 2004 году набрала свою первую группу, где уже сама выступила в роли преподавателя. Желающих записаться в студию, где обучают экзотическим танцам, оказалось очень много, это был настоящий бум в Заринске. Хотя слово "студия", или "школа танцев Зули", как говорят сейчас, для того времени звучит, наверное, слишком громко, скорее, просто тренировочный зал, где мы собирались и я там что-то показывала девочкам.
Пришлось столкнуться и с трудностями. Арендовать помещение в Заринске оказалось не так уж и просто. Сколько их за более чем десяток лет, что стоит у руля "Анмара" Зульфия довелось сменить, уже точно и не сосчитать. Умудрялись заниматься и в тесных подвальных помещениях, и без обязательных зеркал на стенах, и растяжку приходилось делать на бугристом бетонном полу. Но не это оказалось самым страшным. Сейчас, что касается помещения, все в порядке. Три раза в неделю девочки (а их – большинство) собираются на базе частного детского сада "Винни-Пух", где условия очень даже комфортные. А вот с откровенно негативным настроем некоторых родителей по отношению к восточному танцу, приходится бороться до сих пор.
- Слышала, как то, чем мы занимаемся, называют "пошлятиной", - огорчается Зульфия. – В нашем городе сформировалось представление, что восточный танец – чуть ли не эротика, и отдать туда свою дочь – все равно, что отправить её танцевать в кабак для увеселения публики. Это не так! В первую очередь, это искусство, которое пришло к нам из древности, и наполнено глубоким философским смыслом. Ведь не даром этот танец называют "танцем живота" - именно в этой части человеческого тела, как считают индусы, расположена душа, а танец – это способ выразить свое отношение к миру, передать эмоции, рассказать о своих чувствах окружающим – открыть душу.
Конечно, без соответствующих знаний по истории, культуроведению сложно понять смысл и суть того, чему я учу. Поэтому, в первую очередь, я стараюсь объяснить именно теорию, каковы корни, истоки того или иного танца. Можно бездумно совершать движения под красивую восточную музыку, и совершенно не понимать, о чем идет речь в песне. Но это будет суррогат, которого, в принципе, я не приемлю. Поэтому все тексты я сначала перевожу на русский язык, благо, Интернет сейчас позволяет это сделать, чтобы девочки понимали смысл песни, под которую делается постановка. А если затрудняюсь, то прошу помощи у подруги и коллеги Анастасии Стародубовой, в свое время занимавшей пост вице-президента Алтайской краевой федерации восточных танцев, которая живет в Дубаи и является носителем языка.Кроме того, помимо моральных норм, существует строгий регламент. Ни одну десятилетнюю девочку, например, не допустят к участию в серьезном конкурсе, если вырез на юбке будет превышать десять сантиметров, а вместо топа на ней будет лиф.
Что касается конкурсной деятельности, то воспитанницы Зульфии, как и она сама, - неоднократные участницы и призеры соревнований различных уровней, в том числе, и мировых чемпионатов, где в жюри - представители стран-родоначальниц этого искусства: арабы, сирийцы, индусы. И неизменно девочки всегда показывают высокий уровень мастерства. Как пример: после того, как пять лет подряд Зульфия брала гран-при на конкурсе "Королева Востока", организаторы деликатно попросили её больше не участвовать в нем, так как остальные участники, узнав, с кем им предстоит соревноваться, моментально забирали заявки, понимая, что шансов на победу у них нет. А это – удар по финансовой составляющей мероприятия. Что, к сожалению, является важной частью нынешней действительности.
Монетизация, по мнению Зульфии, причина того, что атмосфера на конкурсах стала совсем другой, не такой дружелюбной, как в её бытность, когда конкурсантки приходили на помощь потенциальным соперницам в трудный момент.
- Сейчас даже булавку тебе никто не даст, если ты её вдруг забыл, - сетует педагог. - Очень много зависти. Что касается костюмов, например. Если держать высокую планку, то это не только техника танца, которая прорабатывается до мелочей, но и внешний вид. Идеальный, красивый костюм – это не только для зрителя. В первую очередь, это для самой танцовщицы, которая чувствует себя гораздо комфортнее и увереннее, зная, что выглядит великолепно! Кто-то думает, что раз мы можем позволить себе такие наряды, то значит – денег куры не клюют, отсюда и косые взгляды. Но мало кто знает, что на воплощение задуманного образа уходит, порой не меньше года: в этом месяце купила стразы, в следующем разжилась нужной тканью на распродаже и т. д.
Сейчас на попечении Зульфии Тихомировой двадцать юных воспитанниц. Самой младшей – 5 лет, а ограничивающего предела по возрасту не существует. Ведь, как считает педагог, чем богаче жизненный опыт, тем проще в танце воплотить тот или иной образ. Вместе с девочками приходят на занятия их мамы, для которых организована отдельная группа. Самой старшей из участниц – 56 лет. Кто-то пробует ради любопытства, для кого-то важно испытать свои силы, ну, а некоторые задаются целью овладеть техникой восточного танца, чтобы удивить родных и близких.
К слову, направления школы не ограничиваются только востоком. В программе студии различные фольклорные направления, от испанского фламенко до осетинской лезгинки. Смешение различных стилей и техник дает возможность проявить себя в новом амплуа, что девочкам удается в совершенстве.
"Универсальные танцовщицы" - так называет Зульфия своих подопечных, потому что для того, кто постиг внутренний мир восточного танца, не составит труда овладеть какой-либо другой техникой, безболезненно перестроиться, и как губка впитать новые знания и умения. Методика успешного обучения проста: больше доверия, меньше строгости. Индивидуальность – то зернышко, которое нужно взращивать и лелеять, дабы получить богатые плоды – таков принцип педагога Зули, как ласково называют её окружающие. А еще девушка считает, что её ученицы – самые лучшие девчонки во всем мире! И с этим трудно не согласиться!