Практически каждому из нас приходилось обращаться в банки за кредитом. Понятно, что идем мы в банк не от хорошей жизни. А банк, выдавая кредит под далеко не маленький процент, еще и навязывает страховку, которая тоже - достаточно "кругленькая" сумма…
Банковский заемщик имеет право отказаться от страховки в течение пяти рабочих дней и если за это время не наступил страховой случай, он может получить свои деньги обратно. Об этом знают практически все, кто обращается в банк за ссудой. Но есть такие банки, сотрудники которых при оформлении кредита утверждают, что в их банке не работает данный закон.
И вот здесь нужно понимать, что если банк отказывает заемщику в выдаче кредита без страховки, действия банка могут быть признаны несоответствующими федеральному закону от 7 февраля 1992 г. №2300-I "О защите прав потребителей". Статья 16 закона гласит, что убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), должны быть возмещены продавцом или исполнителем в полном объеме.
Совсем недавно ОНФ в Алтайском крае помог клиенту банка вернуть деньги за страховку по кредиту.
Пока в ситуацию не вмешались общественники, барнаульское отделение кредитной организации отказывалось выполнять указание Банка России и следовать нормам законов, по которым заемщик имеет право отказаться от страховки и получить свои деньги обратно.
К активистам ОНФ из Ассоциации по защите прав заемщиков обратилась жительница Барнаула. Она взяла в банке кредит на сумму 159 тыс. руб., из них 36 тыс. руб. ушло на оплату подключения к программе страхования. Возможность оформления кредита без страховки банком не рассматривалась. Изучив дома документы более внимательно, женщина поняла, что затраты на страховку ей не по карману.
На такой случай с 1 июня 2016 г. действует указание Банка России от 20 ноября 2015 г. №3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования". В документе прописана обязанность страховщика предусмотреть в договоре добровольного страхования условие о том, что договор считается прекратившим действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора. Банковский заемщик имеет право отказаться от страховки в течение пяти рабочих дней. Если за это время не наступил страховой случай, он может получить свои деньги обратно. Правомочность такого алгоритма подтвердило и управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Однако сотрудники барнаульского отделения банка, где была оформлена страховка, считали иначе. По телефону "горячей линии" на неоднократно заданный вопрос, можно ли вернуть страховку и как это сделать, операторы call-центра отвечали, что банк не рекомендует экономить на услуге. Звучали и такие варианты ответов: "клиенты, отказавшись от страховки, попадают в сложные ситуации и не могут самостоятельно производить оплату" или "все написано в кредитном договоре, если у вас остались вопросы после ознакомления с программой финансовой защиты – обратитесь в отделение банка".
Так и поступили активисты ОНФ вместе с обратившейся к ним жительницей Барнаула. Заявление клиентки об отказе от страховки в банке долго отказывались принимать, но в итоге приняли.
"Через два дня заемщице сообщили, что отказ от страховки удовлетворен и деньги ей вернут. Примечательно, что в мае мы уже сталкивались с аналогичной проблемой в этом же отделении банка. Вопрос был решен в пользу заемщика, иначе и быть не могло. Очередной случай препятствия возврату страховки учит тому, что необходимо знать свои права и не бояться отстаивать их", – сказал активист регионального отделения ОНФ в Алтайском крае, исполнительный редактор Алтайского информационного портала защиты прав заемщиков Игорь Нестеров.
.