Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Сегодня шахматы в системе образования рассматриваются не просто как один из видов досуга, а гораздо значимее.
С начала текущего учебного года в нашей школе работает шахматный кружок для учащихся 1-4-х классов. Процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” - это одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
В декабре завершившегося года в начальных классах был проведен первый официальный (утвержденный приказом директора школы) шахматный турнир. Торжественное открытие турнира состоялось в актовом зале школы. Заместитель директора школы по воспитательной работе М.А.Пахомова, рассказала об истории возникновения шахмат, привела примеры загадок и пословиц о шахматах, поздравила юных шахматистов с началом первого турнира.
Затем всех участников турнира торжественно, под аплодисменты зрителей приглашают на сцену для общего снимка (кто знает, может быть на этой школьной фотографии мы увидим потом будущего чемпиона по шахматам!).
В первый день турнира за звание лучшего шахматиста сразились учащиеся 4-х классов. Как жаль, что нельзя передать словами накал этих шахматных баталий! Упорная борьба шла буквально за каждую пешку! А как переживали юные болельщики! Но, побеждает, как говорится, сильнейший. И вот, результаты: третье место среди юных шахматистов четвертых классов занял Колесников Данил, второе - Ермушева Даша, а победителем стал Сбитнев Максим.
Надо сказать, что игра третьеклассников отличалась не меньшим упорством, а эмоции детей буквально зашкаливали. Иногда, нарушая правила, даже пытались вмешаться в игру болельщики, но их общими усилиями аккуратно успокаивали. Надо отметить, что у призеров - учащихся третьих классов очень хорошая подготовка по шахматам, это уже было видно на занятиях в кружке. Кстати, учителя начальных классов тоже болели за своих учеников. Когда же определились призеры и победители, классные руководители подтвердили, что все они показывают отличные знания и хорошо решают задачи по математике. Итак, среди юных шахматистов - учащихся третьих классов результаты следующие: третье место поделили Седойкин Дима, Долгов Кирилл и Шуреев Максим. По результатам финальной игры второе место присуждено Жамангуловой Камиле, а победу в упорной борьбе одержал Макушин Рома.
Юные шахматисты-второклассники отличались целеустремленностью и упорством в борьбе. Таких сложных комбинаций, как у их старших товарищей во время игры не наблюдалось (все еще впереди), но воли к победе было хоть отбавляй! По результатам игры третье место среди учащихся вторых классов поделили Адушев Федя, Прытков Рома и Французов Сережа. Второе место завоевал Ермушев Костя, а победителем стал Чернов Толя.
И вот наступил день шахматных сражений среди самых маленьких участников турнира - учащихся первого класса! Надо отметить, что первый класс - это самый "шахматный класс" по количеству участников - 16, то есть, почти весь класс!
Если сказать, что шахматный турнир в первых классах проходил очень эмоционально, это значит - ничего не сказать. Юные шахматисты-первоклассники так шумно и упорно сражались на шахматных полях, что иногда подходили учащиеся и педагоги из соседних классных комнат узнать, что за необычное событие здесь происходит. По результатам же шахматных матчей среди первоклассников третье место в сражении у Асманкина Толи и Горбунова Максима. Второе место заняли Бочкарева Ксения и Мурзаева Настя, а победителями стали Коченов Костя и Сеняйкина Олеся.
И вот наступил момент подведения итогов. Торжественная атмосфера царила в актовом зале школы. Юных шахматистов тепло приветствует директор школы А.И. Горбунова. Анна Ивановна отметила положительное влияние занятий шахматами на усвоение учебного материала, повышение качества знаний, под дружные аплодисменты она вручила грамоты победителям турнира, пожелала им дальнейших успехов в учебе.
Результаты состоявшегося первого школьного шахматного турнира, в котором участвовали сорок семь учащихся начальных классов показали, что у детей проявляется устойчивый интерес к занятиям шахматами, а также умение выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.