Перегрузки нередко становятся причинами расстройств здоровья ребенка и могут привести к ухудшению работоспособности, нарушению сна, потере аппетита и т.д.
Существует немало методик, призванных помочь ребенку преодолеть эти проблемы. Одна из них - занятия в так называемой сенсорной комнате. Эту методику вот уже второй год с успехом применяют в Семилейской средней школе.
– Сенсорная комната создавалась, прежде всего, для детей с ограниченными возможностями здоровья, - рассказывает педагог-психолог Семилейской школы Н.А. Макарян, - чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, научить работать над собой. На наших занятиях ребята могут расслабиться, приготовиться к дальнейшему восприятию учебного процесса. Несмотря на то, что рекомендуют групповые занятия (к примеру, с учащимися младшего школьного возраста), для достижения максимального эффекта занятия у нас проводятся с двумя-тремя детьми. С удовольствием приходят сюда и учащиеся среднего звена, и старших классов. Выпускникам, например, тоже рекомендуется приходить в эту комнату перед сдачей государственных экзаменов. Ведь иногда для того, чтобы пойти вперед и принять какое-то решение, достаточно просто успокоиться.
Стоит отметить, что в сенсорной комнате действительно интересно. Здесь есть все необходимое для использования современных методик свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии. Например, сухой бассейн (с большим количеством маленьких мячиков) снижает уровень психического и эмоционального напряжения, уменьшает активность ребенка. Ароматерапия формирует умение распознавать различные запахи, успокаивает возбужденное состояние и умиротворяет. Уголок с пузырьковыми колоннами восстанавливает утомленное зрение, снижает уровень тревожности, избавляет от страхов. Оптико-волоконный дождь расслабляет зрительные нервы и чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением.
– Оборудование нашей сенсорной комнаты позволяет работать с различными возрастными группами детей, - продолжает свой рассказ Наталья Александровна. - В зависимости от возраста ребенка изменяется сложность заданий. Обычно все начинается с разминки, физкультминутки: разминаем руки, ноги, восстанавливаем чувствительность пальцев, работоспособность рук и потом переходим к растяжке. Как, например, в упражнении "Кошка", при выполнении которого нужно потянуться, расслабиться. Оно помогает расслабиться уставшим мышцам спины, шеи, помогает восстановить кровообращение. Затем идут упражнения посложнее...
В помощь психологу - всевозможные мягкие покрытия, пуфики, подушечки, сухой бассейн с безопасными шарами, водные колонны, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и аудиобиблиотека с успокаивающей музыкой. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких пуфиках, может принять любую удобную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с умиротворяющей музыкой создают атмосферу безопасности и покоя. В активационный блок входит все оборудование со световыми и звуковыми эффектами, предметы и панели с различной структурой поверхности для рук и ног. Яркие световые эффекты привлекают, улучшают и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу, эмоционально побуждают ребенка к новым открытиям, действиям. Средняя продолжительность занятий 20-30 минут.
Занятия в сенсорной комнате полезны, они дают положительный результат и в воспитании учащихся, и в учебной деятельности.