И ты погружаешься в иное временное пространство, видишь людей, которые жили когда-то, узнаешь о их жизни и проблемах, волновавших их. А еще волей-неволей начинаешь сравнивать, искать параллели с современностью...
Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые наши читатели, пролистать газету Кочкуровского района "Якстере колхоз" от 15 мая 1930 года.
В 20-30 гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. В 1923 году появилось общество "Долой неграмотность". Были созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 году грамотность населения поднялась до 40%. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80% населения умели читать и писать. Достигнуто это было благодаря бесплатному обучению, появлению новых учебных планов, программ и методов обучения. Так, например, учителя должны были обучать учеников передовым способам и методикам полевых работ и огородничеству на специально выделенных для этого участках. Подобные уроки были и в образовательных учреждениях нашего района. Как велись эти уроки, насколько были охвачены "всеобучем" села нашего района и как работали сами школы, газета писала в рубрике "К учительской конференции". В статье под названием "О школьных землях и огородах" читаем: "В деле опашки школьных земель и высаживании огородов стоят две задачи. Прежде всего – демонстрировать учащимся то, как на новой технике надо пахать и сеять землю. Эту работу необходимо делать со школьниками. Вторая задача: после выполнения этой работы объяснять им для чего это надо. Говоря другими словами: практику связать с теорией. А как работают в наших школах?
В Кочкуровском районе всё по-другому – на вышеприведенные задачи школа не смотрит. Земли образовательных учреждений обрабатывают и засевают крестьяне, учащиеся эту работу не видят. Да и засеваются они по-старинке. Огороды же высаживаются самими учителями или сторожами, школьники в этой работе, опять же, не участвуют. Поэтому в настоящее время школьные земли и огороды никакой педагогической пользы не приносят. Над этим необходимо как следует поразмыслить…"
Вторая статья "Мало ходят в школу, что делать?" повествует: "В начальные школы Кочкуровского района ходит мало детей. Наиболее плачевна картина в эрзянских селах. Возьмем Кочкурово и школы в обоих Пырмах. В младших классах учатся только 15-20 процентов (видимо, имеется ввиду общая численность детей данного возраста по всему поселению). Имеются и такие случаи, когда в начальном звене вообще нет детей.
Учителя Старопырменской школы читали доклады на общих собраниях, ходили по домам, раздавали детскую одежду в бедных семьях, ежедневно проводили агитацию о посещении детьми школ… В начальную школу начали ходить шестьдесят процентов ребят, но потом перестали…"
На этой же полосе, рядом, расположена иная, с не менее кричащим названием "Комсомольская ячейка, обрати внимание на отряд Ю.П." "Сабаевский отряд Ю.П.(юных пионеров – ред.) работает неплохо. Но имеются некоторые недостатки. Так, например, было собрано много подписчиков на районную газету "Якстере колхоз". Распространяет ее среди населения вожатый. Но некоторым местная пресса не доходит. Куда он девает районную газету, никто не знает. Сельчане говорят, что перестанут подписываться на "Якстере колхоз". Комсомольская ячейка, обрати внимание на эту проблему!"
Помимо этого, районная газета на четвертой полосе затронула еще одну, не менее болезненную проблему, идущую с дореволюционных времен и касающуюся сложившихся сельских устоев. Статья так и называется "Обратить внимание на проблему": "Не только в селе Семилей, но и по всему району стада пасут середняки. Никаких трудовых договоров с ними не заключают. Пастухи ходят есть из дома в дом. Подобное положение дела ничего кроме беды не предвещает. Во всех селах есть больные семьи. Пастухи эту болезнь будут разносить по всему поселению. Райбатрачкомитету на эту ситуацию необходимо обратить внимание и заставить сельские Советы следить за этой ситуацией".
Причина отсутствия контроля со стороны районного отдела раскрывалась в рядом расположенной статье под названием "В сторону батраков": "Батрачкомитет Кочкуровского района плохо ведет свою работу среди наемных работников. Много среди них тех, кто трудится без трудовых договоров. Да и сами батраки говорят, что председатель батрачкомитета с ними разговаривает с пренебрежением. Председатель, друг, обрати свой взор и непосредственные обязанности".
Итак, прошло 88 лет. В жизни нашего района многое изменилось. А всё же интересно заглянуть иногда в прошлое с помощью "летописей" и своего рода артефактов – простых газет, содержащих информацию о былых временах, людях, событиях. Ведь бумага – пока один из самых надежных и долговечных носителей информации. И то, что будет написано в этой "летописи" зависит во многом от всех нас.