Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кочкуровского района Республики Мордовия

431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул. Советская, 5.
телефон: +7 (83439) 2-13-29, +7 (83439) 2-19-19
e-mail: zarja@moris.ru

Взгляд в прошлое

От избы-читальни к современной TRAVEL-библиотеке

Библиотеки, как места, где произведения печати и письменности не только хранятся, но и предоставляются для общественного пользования, в населенных пунктах, ныне входящих в состав Кочкуровского района, появились в начале ХХ века. Создавались они при приходских храмах для христианского просвещения населения. Так, 23 февраля 1908 г. правящий архиерей Пензенской епархии епископ Митрофан (Симашкевич) предписал: "Необходимо, по предварительном рассуждении на пастырских собраниях принять единодушно меры к устройству хороших библиотек при церквах для священно-церковнослужителей и прихожан. Прошу и молю пастырей церкви поспешить с организацией этого дела". В результате рекомендации были созданы центральные благочиннические библиотеки. В "Пензенских епархиальных ведомостях" писали: "съезд духовенства 2 округа Саранского уезда избрал на должность заведующего благочиннической библиотекой настоятеля церкви села Дворянский Умыс священника С. Доброхотова, а на выписку книг и журналов в библиотеку поставил взыскивать с священника 1 руб. 50 коп., с диакона по 1 руб. и по 50 коп. с псаломщика. Самую библиотеку из села Кочкурова, где она находилась до сего времени, перенести в село Дворянский Умыс". Тот же съезд постановил отчислять ежегодно с каждой церкви 5-10 руб. на улучшение церковных библиотек. Несмотря на то, что выписка книг, брошюр и журналов была предоставлена усмотрению настоятелей церквей, Пензенская духовная консистория рекомендовала священникам приобрести в приходские библиотеки "Православную богословскую энциклопедию" профессора Н.Н. Глубоковского, один из энциклопедических словарей, например, энциклопедический словарь Павленкова 1907 года издания или "Большую энциклопедию" Мейера, а также сельскохозяйственную энциклопедию.

Конечно, в России были не только приходские библиотеки. Например, в конце XIX в. для распространения в народе знаний и культуры появились первые избы-читальни, которые с приходом советской власти получили широкое распространение. В 1922 году в распространяемой по селам брошюре "Как организовать избу-читальню" писали: "От 7 лет войны и от голода сельское хозяйство у нас разорено. Его надо направить. Если нам удастся поднять сельское хозяйство, получить урожай и выполнить продналог, то фабрики и заводы по-старому будут хорошо работать, железные дороги пойдут исправно и всё хозяйство в государстве улучшится. Но сельским хозяйством с успехом крестьяне будут заниматься только тогда, когда будут сознательно грамотны, научатся разбираться в политических и сельскохозяйственных делах, в том чтобы вести свое хозяйство как следует. Поэтому они должны просветиться. А для просвещения народа всего лучше служит изба-читальня".

В первые годы советской власти на эти сельские учреждения культурно-просветительской работы были возложены обязанности распространения среди сельчан революционных идей. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1929 г. "Об избах-читальнях" приводится следующее: "Изба-читальня должна стать в гораздо большей мере, чем в настоящее время, организующим центром культурной и политической активности бедняцких и середняцких масс (в том числе масс крестьянок). Исключительно важное значение приобретает её работа в социалистическом секторе сельского хозяйства... В районах со смешанным национальным населением наркомпросам союзных республик обеспечить работу изб-читален на родном языке (печать, радио, кино и т. д.)".

Повсеместно избы-читальни стали открываться в период массового искоренения неграмотности. Так, например, впервые вопрос об открытии такого учреждения в Новой Пырме мы встречаем в протоколе общего собрания граждан села, которое состоялось 20 марта 1929 г., в контексте обсуждения повышения на 50% налога самообложения: "Докладчик объяснил, на какие нужды необходимо повысить дообложение: на культурные нужды и хозяйственные нужды села, на постройку помещения будущей избы-читальни…"

"Протокол №7

Собрания граждан села Новая Пырма Кочкуровского района,

состоявшегося 12/IV – 1929 года, на которое должны явиться

избиратели муж. – 426, жен. – 417,

фактически явилось 82 мужчины.

Слушали: о вывозке дома из села Сабаево, приобретённого для устройства избы-читальни при селе Новая Пырма. [Секретарь сельсовета] указал на необходимость и приобретение такового и предлагает вывезти обществу.

Постановили: Дом приобретён из Сабаева из средств налогообложения; для вывозки его назначить [текст неразборчив] подвод и в понедельник, 15 апреля, выехать, для того чтобы вывезти дом в с. Новая Пырма".

В большинстве своем избы-читальни в населенных пунктах Кочкуровского района являлись бывшими крестьянскими домами. Их отличало наличие яркой, но просто написанной вывески и красных флагов, вывешиваемых в дни революционных праздников. В планировке они имели два помещения, каждое из которых освещалось керосиновыми лампами. Интерьер был небогатый: несколько самодельных столов, скамеек и шкафов. На стенах висели агитационные плакаты, портреты вождей мирового пролетариата, таблицы и диаграммы, которые были близки по своему содержанию к запросам деревни.

Книг и прочей печатной продукции водилось очень мало. В 1920-х гг. поступали в основном брошюры революционного, политического содержания, выписываемые за счет колхозов или сельских Советов, местная периодика, но на руки они, обычно, не выдавались. С имевшимися в наличии книгами, газетами и журналами сельчане знакомились в основном через их громкую читку в самой избе-читальне. В будние дни это происходило в вечернее время, в воскресенья и праздничные дни - с утра. Помимо этого, здесь проводили беседы, выступали докладчики на самые разные темы: "Как исчисляется продналог", "Как заготовить суррогат на зиму", "Как бороться с холерой", "Что говорили капиталисты на Гаагской конференции", "Почему капиталисты верят в Бога" и т.п.

Но не все было гладко в обеспечении работы изб-читален. Довольно часто после того, как избы-читальни открывались, руководство сельских Советов и колхозов переставало участвовать в их жизни, что, конечно же, скверно сказалось на их работе. Некоторые избачи пытались исправить ситуацию: обивали пороги, просили, уговаривали... Районная газета в №63 от 12 декабря 1934 г. писала: "Новопырменский сельсовет и колхоз не проявляют усердия к избе-читальне. До сих пор не привезли дров, даже лампы для освещения нет. Соберется в избу-читальню молодежь, посидят-посидят, да и разойдутся, а всё оттого, что нет освещения и холодно. Избач Бычков не раз ходил в сельсовет и в правление колхоза, где дают одни обещания. Пырменскому сельсовету нужно перестать лгать, а начать создавать условия для усиления культурной работы избача".

Равнодушие, безучастие, безразличие к нуждам и запросам избы-читальни не могло не отразиться и на отношении некоторых избачей к своим непосредственным обязанностям. Об этом писала районная газета в №27 от 30 августа 1931 г.: "Изба-читальня каждый день закрыта, никакой массовой работы здесь не ведется. А всё потому, что часто сменяются избачи. Только за один месяц их сменилось три человека…"

В сентябре 1940 года кочкуровская газета "Якстере знамя" на своих страницах писала, что в с. Дворянский Умыс учреждение не работало из-за того, что здание избы-читальни было отдано под детские ясли. В Тёпловке, Качелае, Сабаеве вся деятельность избачей заключалась в открытии и закрытии зданий. "Почему так получается? – задаёт вопрос автор статьи. – Потому, что первичные партийные, комсомольские организации, исполкомы сельских Советов до сих пор недооценивают роль изб-читален в деле воспитания масс в духе коммунизма, в деле преодоления пережитков капитализма в сознании людей".

С началом Великой Отечественной войны Наркомпрос РСФСР и ЦК профсоюзов работников политико-просветительных, учебных и научных учреждений опубликовали обращение с призывом перестроить работу школ, вузов, библиотек и других учреждений культуры в интересах обороны страны. "Наш гражданский долг – организовать в тылу работу так, чтобы каждый трудящийся понял, что победа решается не только на фронте, но и в тылу", – формулировалось основное содержание культработы в военное время. В приказах руководство страны требовало от избачей:

"1. Проводить идейно-воспитательную работу среди населения.

2. Обеспечить всестороннюю повседневную информацию о ходе военных действий, о подвигах Красной Армии на фронтах, о трудовом героизме в тылу.

3. Распространять военно-оборонную литературу.

4. Помогать трудящимся в овладении военным делом, новыми специальностями.

5. Оказывать практическую помощь в успешном решении народнохозяйственных задач, в привлечении новых кадров в промышленность.

6. Расширять всестороннюю помощь фронту, укреплять связь фронта и тыла".

Помимо этого, избачи должны были проводить среди сельчан агитацию на выполнение задачи огромной важности – бесперебойно снабжать фронт и тыл продовольствием, промышленным сырьем. В условиях военного времени решать этот вопрос было очень сложно: большую часть мужской работы в колхозах осуществляли женщины и школьники.

Не замирала агитационная работа и после окончания Великой Отечественной войны. Избачи искали новые формы и методы работы, которые в трудных условиях послевоенной разрухи оказывали бы наиболее эффективное воздействие на сельчан в деле восстановления государства.

Шестидесятые годы прошлого столетия стали новой вехой в истории библиотек нашей страны. Из-за возросшей грамотности населения избы-читальни постепенно стали исчезать, а их функции распределяться между сельскими клубами и библиотеками, как учреждениями, где были созданы условия для широкого пользования книжными фондами и приобщения населения к чтению. Работа библиотекаря стала заключаться в досугово-просветительской деятельности: участие в агитбригадах, посевных и уборочных кампаниях и т.д. На колхозном току, полевых станах проводились часы информации, обзоры новой литературы.

Еще одной характерной чертой послевоенного времени стало реформирование библиотечного дела по принципу, задуманному еще В.И. Лениным и Н.К. Крупской - формирование в стране планомерно-организованной системы библиотек. В связи с постановлением правительства в 1975 году в нашем районе прошла централизация: Кочкуровская библиотека стала называться центральной, а детская библиотека и 13 сельских вошли в ее сеть.

В начале 2009 года произошло еще одно реформирование - библиотеки стали учреждениями культуры. Сегодня ни один праздник в районе не обходится без ее работников: организация выставок декоративно-прикладного искусства, открытых просмотров литературы, встреч с интересными людьми и т.д.

В век информационных технологий электронные носители приобрели исключительную популярность, и это повлекло за собой снижение интереса к бумажным книгам. Библиотекари вынуждены искать новые формы работы или, наоборот, вспомнить старые, проверенные временем. Главное в их работе – заинтересовать читателя, не оставить равнодушным, пробудить интерес и вызвать желание снова и снова возвращаться к книгам, общению, самообразованию. Одной из форм работы в библиотеках стала организация клубов – самодеятельных творческих сообществ читателей, имеющих близкие познавательные, эстетические интересы, основным средством удовлетворения которых служит книга.

Новые требования к работе будут реализованы в современном формате библиотеки - модельной TRAVEL-библиотеке "Сурские мотивы", которая совсем скоро откроет свои двери для посетителей в с. Сабаево. Она станет новой главой в истории развития библиотечного дела в нашем районе.

Автор: Редакция газеты "Заря"

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 554

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика