Писатель В.Г. Распутин говорил: "Малая родина даёт нам гораздо боль¬ше, чем мы в состоянии осознать". В нашей газете мы уже не раз обраща¬лись к истории сел Кочкуровского рай¬она. Сегодня мы расскажем о том, "от¬куда есть, пошло" село Новые Турдаки.
Дореволюционная история села Новые Турдаки изучена мало. Существующие работы местных краеведов сплошь ис¬пещрены гипотезами, которые не имеют под собой никакой доказательной базы. Так, например, было выдвинуто предпо¬ложение, что в связи с тем, что "Старые Турдаки быстро разрастались, и земли не¬которых его жителей находились далеко от дома, эти семьи вынуждены были пе¬реселиться на новое место жительства на семь километров юго-западнее. С тех пор, примерно, с 1760 года, и ведет свое начало с. Новые Турдаки". Однако если мы обра¬тимся к Генеральному плану г. Саранска и его уезда 1789 года, то никакого населен¬ного пункта с названием Новые Турдаки мы не найдем. Не обнаружим его и на кар¬те Пензенского наместничества из Атласа России 1796 года издания. Развернув карту Саранского уезда Симбирской губернии (Саранский уезд в составе Симбирской губернии был с 1797 по 1801 год), мы так¬же разочаруемся. Впервые Новые Турдаки мы обнаруживаем на карте А.И. Мендэ, который руководил топографическими и картографическими работами в централь¬ных губерниях России с 1847 по 1866 год. Из чего следует, что село было основано в середине XIX века.
Исследователи прошлого, устанавли¬вая дату основания населенного пункта, в своих работах традиционно ссылают¬ся на краеведа Романа Илларионовича Старкина, который в своё время обнару¬жил в архиве местной церкви делёжный акт, датируемый 1812 годом. В нём указы¬вались границы лугов, лесов и пастбищ, отведенных новым поселенцам. К сожа¬лению, этот документ из прошлого до наших дней не сохранился, и мы можем верить лишь прежним записям. Главное, на что следует обратить внимание, это на якобы обнаруженный делёжный акт 1812 года. Почему "якобы"? Потому что он противоречит хранящимся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия четырем купчим крепостям – нотариальным договорам купли и прода¬жи недвижимого имущества. Самые ран¬ние из этих документов от 8 февраля 1862 г. В них говорится, что старотурдаковские крестьяне Иван Игнатьевич Миронов и Петр Иванович Авдющкин купили у сержантской вдовы Ирины Федоровны Языковой по 10 десятин или 10,9 га "как удобную, так и не удобную незасеянную землю с сенными покосами …вдоль реч¬ки Вьяса, доставшуюся по наследству по¬сле покойного мужа из дворян сержанта Ивана Яковлевича Языкова, а ему предо¬ставленную рачением Саранского уездно¬го суда, состоявшегося 3 июля 1854 г.". При этом каждый заплатил по 250 рублей серебром. Видимо после смерти мужа у Ирины Федоровны, оставшейся с тремя малолетними детьми, не стало хватать де¬нег для должного существования, вслед¬ствие чего она постепенно распродавала земли. Так, рядом с усадьбами переселен¬цев из Старых Турдак по "купчей крепо¬сти со вверительной в Саранском уезд-ном суде декабря 22 дня 1865 г. от вдовы из дворян сержантки Ирины Фёдоровой и детей ея не служащих дворян Ивана и Фёдора Языковых ценою за триста ру¬блей серебром" купил земли хлебопашец из города Саранска Матвей Васильевич Зыбкин. Эрзян соседство с инородцами, конечно, не устраивало. Поэтому они стали постепенно выкупать те наделы. Так, через четыре года и семь месяцев после приобретения участков те же Иван Игнатьевич Миронов и Петр Иванович Авдющкин, уже не старотурдаковцы, а крестьяне села Новые Турдаки, купили у Матвея Васильевича Зыбкина землю по 11 десятин или 12 га, "находящуюся меж¬ду владений Г.Г. Затмилова и Бурейко". Купленные 16 сентября 1866 г. наделы ка¬ждому обошлись в 300 рублей серебром.
Еще одна гипотеза – будто в былые времена село имело хуторскую, беспо¬рядочную застройку с расположением земельных участков не позади домов, а впереди. В качестве аргумента при¬водится один из концов Новых Турдак, который у сельчан именуется "Гора". Один из исследователей прошлого пи¬шет: "Здесь дома выровнены в более или менее прямую линию и приобрели вид рядовой прерывистой улицы, но приме¬чательно, что из 30 домов, составляю¬щих данный конец села, 20 принадлежат Герасимовым, у которых, по преданию, был общий предок, именуемый эрзянами Гара (Герасим). По-видимому, основате¬лем этого конца является Герасим, и от его имени было образовано название "Гара". Впоследствии это название претерпело некоторое изменение, и конец села стал называться "Гора", так как находится он на возвышенности близ оврага". Однако если мы развернём карту А.И. Мендэ се¬редины XIX в., то увидим Новые Турдаки не с беспорядочной застройкой, а в виде кольца, т.е. ряды изб образовывали подо¬бие круга, создавая в середине поселения центральную площадь. Если наложить на современный план Новых Турдак старый, то можно проследить примерные границы старого поселения и определить, в каком направлении оно разрасталось. Итак, на севере с запада на восток ряд изб начи¬нался ориентировочно там, где сегодня по улице Ленина стоит дом №28, далее идет к дому №37 по той же улице и до конца зе¬мельного участка этого домохозяйства. На западе с севера на юг избы тянулись там, где ныне улица Ленина с четной нумера¬цией. Начиналась она в районе дома №30 и заканчивалась около дома №106. На юге с запада на восток ряд жилищ начинался там, где сейчас по улице Ленина стоит дом №108 и шел туда, где ныне распола¬гается улица Карла Маркса. Последняя изба стояла на месте дома №28. Еще один ряд изб располагался там, где ныне ули¬ца Красная Горка - в середине XIX в. ли¬ния домов шла от дома №9 до дома №8. На востоке несколько изб располагались в районе нынешних домов, что под №№ 41-47 по улице Карла Маркса. Длинный ряд изб тянулся по левому берегу реки Вьяс: начиная от трассы Саранск-Пенза, затем вдоль грунтовой дороги к карье¬ру до оврага. Другой ряд изб начинался в 150 м к югу от современного сельского кладбища, шел там, где ныне развалины фермы и заканчивался у ручья. Сами избы были построены не абы как: фасады всех жилищ были направлены на центральную площадь села.
Возникает закономерный вопрос, по¬чему первыми жителями была выбрана круговая форма застройки Новых Турдак? Скорее всего, не последнюю роль в вы¬боре циклической формы планировки сыграло религиозное чувство сельчан. Когда люди начали обосновываться на новом месте, они запланировали возве-сти в середине поселения церковь, кото¬рая стала бы центром Новых Турдак. Так оно и случилось. Деревянный, холодный храм в честь Рождества Христова был построен и освящен в 1866 году. Указом Святейшего Синода от 22 июня того же года под №1490 приход причислен к V классу с соответствующим жалованием всему причту в размере 168 рублей в год. Текущие расходы по церкви производи¬лись за счет пожертвований прихожан. Например, к октябрю 1866 года для всего причта были построены дома, в 1896 году "объявляется благодарность Пензенского епархиального начальства прихожанам Новых Турдак за пожертвование 340 ру¬блей на украшение приходского храма".
В Новотурдаковском приходе причт со¬стоял из священника, диакона и псалом¬щика. Земли усадебной значилось 1 деся¬тина или 1,09 га, пахотной и сенокосной – 32 десятины или 34,88 га. В 1907 году жалование получали 539 рублей, братско¬го дохода было до 600 рублей; церковного капитала 1161 рубль, дома для священни¬ка и псаломщика были общественные.
При храме действовала церковно-при¬ходская школа. В 1904 году она была ре¬организована в земское училище.
Немаловажным вопросом в истории с. Новые Турдаки является численность первопоселенцев. Ответить на него по¬может перепись населения Пензенской губернии. Так, согласно "Списку насе¬ленных мест по сведениям 1864 года", в селе значилось 126 дворов, в которых проживало 908 человек: 450 мужчин и 458 женщин. Через тринадцать лет в Новых Турдаках было уже 175 домов, в которых жили 1176 человек.
Таким образом, предположительной датой основания с. Новые Турдаки яв¬ляется 1862 г., когда старотурдаковские крестьяне оформили покупку "как удоб¬ной, таки не удобной незасеянной земли с сенными покосами …вдоль речки Вьяса" у вдовы Ирины Федоровны Языковой. Переселившиеся на новое место 908 кре¬стьян застроили новое поселение в виде кольца, создав в середине села централь¬ную площадь, на которой был возведен храм в честь Рождества Христова.
За 160 лет в истории села произошло не¬мало событий: вместо кольцевой плани¬ровки, оно приобрело уличную, пережило революцию, коллективизацию, две миро¬вые войны… Меняясь и подстраиваясь под требования времени, Новые Турдаки остаются верными своему наследию, тра¬дициям и культуре.
И. ПОТАПКИН.