В течение всей жизни она находилась в ореоле своего именитого деда и отца. Если до Октябрьской революции их слава внушала окружающим уважительное к ней отношение, почтительность, выражение добрых, признательных слов, то после знаменательных для всей страны событий всё поменялось в точности до наоборот: она терпела людскую подлость, злые недоброжелательные слова, произносившиеся втихую, исподтишка. Но, не смотря на это, она не пала духом, высоко несла звание педагога и сеяла в детях разумное, доброе, вечное, за что и осталась в истории педагогики Кочкуровского района. Речь идет о Людмиле Ивановне Покровской.
Родилась Людмила Ивановна в 1887 году в селе Воеводское. Ее дед по материнской линии Василий Ефимович Тихомиров служил настоятелем местного храма с 1850 по 1887 год. По плодотворности своей деятельности он резко выделялся из всех бывших в селе Воеводском священников: о. Василий ревностно поучал сельчан православной вере, доброй христианской жизни и мягкими мерами, редко прибегая к строгим обличениям, искоренял полуязыческие суеверные обычаи. Немало сделал он и в деле народного образования: в 1864 году в церковной сторожке им было открыто церковно-приходское училище (позднее оно была преобразовано в начальную земскую школу, для которой построили отдельное здание), в котором 5 лет безвозмездно сам обучал крестьянских детей Закону Божию и грамоте, а с 1874 по 1884 год занимал должность законоучителя в местном преобразованном из открытого им церковно-приходского начальном земском училище.
Простым и кротким обхождением и заботами о благе прихожан о. Василий завоевал уважение жителей села Воеводское – как помещиков, так и крестьян, оставил добрую память о себе как смиренном и ревностном пастыре. Местные помещики и состоятельные сельчане в знак своей признательности и уважения к о. Василию по выходе его в заштат преподнесли ему в 1889 году весьма ценную икону Покрова Божией Матери в посеребренном окладе. На пенсии он прожил недолго, скончался в 1893 году.
После ухода настоятеля на заслуженный отдых его заменил зять, священник Иоанн Покровский – отец Людмилы Ивановны. С первых же дней своего служения он начал работать законоучителем в Воеводском начальном земском училище, помимо этого, цензором священнических проповедей, также был принят членом благочиннического совета Саранского уезда. Аккуратно исполняя свои пастырские обязанности, он был ревностным и красноречивым проповедником. В своих простых и назидательных проповедях, равно как и в частных беседах, о. Иоанн часто отечески обличал господствующие пороки своих прихожан, не стесняясь в этом случае иногда сказать горькую правду и сильным миpa сего. Жители села Воеводское очень любили и уважали своего священника за его прямой и открытый характер, простое и ласковое обращение и участливое отношение к их духовным и материальным нуждам. Многие вспоминали его добрым словом за деятельные и бескорыстные труды его по кормлению народа в голодный 1891 год в бесплатной столовой, в которой он был распорядителем, и зa лично им исходатайствованную перед гражданским начальством в неурожайные годы продовольственную ссуду крестьянским семьям.
Всего 7 лет пришлось послужить этому даровитому и ревностному священнику. Простудившись во время частых своих поездок Великим постом и Пасхой в половодье в заведуемый им приход села Дурасовка, священник Иоанн Васильевич Покровский заболел тифом и умер в 1894 году. В семилетнем возрасте юная Люда осталась без отца.
После смерти главы семейства опорой для вдовы стал родной брат о. Иоанна – Федор Васильевич Покровский, назначенный настоятелем церкви села Веводское. Вполне возможно, что во время очередной беседы о судьбе подрастающей Люды зашел разговор о ее обучении. Отец Федор предложил открыть в Воеводске школу для девочек, где вдова могла бы учить грамоте не только свою дочь, но и других сельских девочек. Хлопоты увенчались успехом. Церковная женская школа грамоты в селе была открыта в 1895 году и находилась в церковной сторожке. Заведующим и законоучителем в школе стал о. Федор, а учительницей – вдова о. Иоанна П.В. Покровская. Учащихся в школе было немного: в 1896 году – 9, в 1897 и 1898 годах – по 12 человек. Несмотря на старания учителей и хорошую постановку учебно-воспитательного дела, школа не прижилась в Воеводском. Причиной были отхожие промыслы. Зимой, когда всё мужское население с 10-летнего возраста уходило на заработки, уход за малолетними детьми и дряхлыми стариками, а также всё домашнее хозяйство и нелегкие заботы о покупке необходимых в быту предметов ложились на оставшихся дома женщин. Поэтому они не отпускали в школу своих дочерей, которые помогали в уходе за маленькими детьми и даже скотиной. По этой причине в 1898 году школа для девочек была закрыта.
Детство и юность, проведенные в окружении бедных жителей Воеводска, оставили глубокий след в душе Людмилы Ивановны. Должно быть, именно тогда у неё зародилась мечта улучшить жизнь крестьян, сделать их счастливыми. Каким образом это осуществить, она узнала позже, во время учебы на отделении педагогики высших женских курсов дореволюционной России. Здесь она познакомилась и примкнула к запрещенной властями партии социал-революционеров или, как их еще называли, эсеров. Учебное заведение ей так и не пришлось закончить. Возможно, она была исключена, так как партия в своей программе требовала свержение самодержавия, создания демократической республики. Помимо этого, эсеры предлагали наделение правами и свободами граждан всех категорий и участие их в управлении местными органами и страной в целом. При этом они гораздо ранее, нежели социал-демократы, выдвинули идею о федеративном разделении империи на национальные регионы. Крестьянский вопрос был ключевым в политике социал-революционеров, как и социализация земледелия. Они предполагали (и были в этом оригинальны), что социализм и должен начаться в селе. Это подразумевало отмену частной земельной собственности на землю. Но при этом государству она не отходила, а становилась общим крестьянским имуществом, т.е. ее нельзя было продавать или покупать, но распоряжаться землей могли только коллективные органы народного самоуправления. Такое положение сделало бы крестьян равными между собой и дало бы им возможность возделывать землю для своего пропитания (как крестьянам-единоличникам, так и кооперативу крестьян).
В 1905 году Людмила Покровская вернулась с неоконченным высшим образованием на родину, в село Воеводское и стала работать на поприще педагогики в местной школе.
"С 1915 по 1920 год я учился, учеба была не каждый день и не каждую неделю из-за трудностей, создаваемых Первой мировой войной, - пишет в своих воспоминаниях уроженец села Воеводское Владимир Иванович Мельников. – Но эти трудности преодолевались настойчивостью и умением учительницы Людмилы Ивановны Покровской. Она работала с наибольшим желанием и упорством, которые были необходимы в то время для того, чтобы мы учились. И я закончил, хотя и не совсем с твёрдыми знаниями программы, школу-пятилетку".
Октябрьская революция, которую встретила Л.И. Покровская в селе Воеводское, разделила ее жизнь на две половины. После отделения церкви от государства и начала гонений на религию новой властью Людмиле Ивановне напомнили о ее отце и дедушке. Жители села Воеводское в своей памяти сохранили воспоминания о том, как в послереволюционные годы Людмила Ивановна очень страдала за то, что была дочкой и внучкой священников: подвергалась разным нападкам сначала со стороны простых сельчан, затем коммунистов. Неоднократно дом, в котором жила Л.И. Покровская, поджигался. Но она боролась за себя. Билась цивилизованными методами: не отгородилась от остальных, а стала для них своей, сдружилась. Организовала в Воеводске драматический кружок, где вместе с остальными педагогами, комсомольцами и сельскими активистами ставила спектакли на актуальные и революционные темы. Ведущую роль в постановках играла сама Людмила Ивановна.
Несмотря на то, что она так и не вступила в коммунистическую партию, районные и республиканские власти ее приняли. В Воеводской школе, которая была преобразована в неполную среднюю, ее назначили директором.
1938 год для Л.И. Покровской стал поворотным. Осмелюсь предположить, что накануне начала нового учебного года у Людмилы Ивановны случился конфликт либо с председателем местного сельского Совета, либо с педагогическим составом образовательного учреждения. Так или иначе, 25 августа ее снимают с должности и назначают на ее место учителя Кочкуровской средней школы Василия Гурьяновича Грачёва. Остаться работать в школе она не смогла. С 1 сентября по 1 ноября 1938 года ушла в отпуск, предоставленный за 1937 год, и в школу не вернулась. Следующие шесть лет русский язык и литературу она будет преподавать в Семилейской школе.
Сильный педагог и талантливый организатор и здесь успешно продолжила свою работу. 10 июня 1940 г. "в виду отъезда директора Семилейской средней школы Смирновой на гос. экзамены в Мордовский гос. пед. Институт, временно исполняющим обязанности директора передать Покровской", - читаем в Книге приказов Кочкуровского РАЙОНО. А вот еще запись от 26 ноября 1941 г.: "Временно и.о. директора Семилейской школы т. Гребнева М.С. от занимаемой должности освободить в связи с уходом в РККА, с 11 декабря 1941 г. Временно и.о. директора Семилейской школы возложить на завуча т. Покровскую Л.И.". Заместителем директора по учебной части Людмила Ивановна была до 24 февраля 1942 г. Помимо этого, 31 марта 1941 г. в целях улучшения методической работы в районе и оказания помощи молодым учителям была возобновлена работа кустовых методических объединений и предметных комиссий. Руководителем Семилейского, с которым были объединены Старотурдаковские школы, была назначена Людмила Покровская.
Помимо основной работы, в течение примерно года, до 26 декабря 1944 г., Людмила Покровская работала избачом в селе Семилей.
13 октября 1944 г., Людмила Ивановна была переведена назад, в родную Воеводскую школу на прежнюю должность директора.
Не стало Людмилы Ивановны Покровской в августе 1976 года.
И. ПОТАПКИН.