Самойловская земля щедра на таланты. Но, как говорится, обладать талантом – одно дело,
а суметь его развить, воспользоваться им, применить в жизни – это уже другая сторона медали.
И это подвластно людям с крепкой волей и целеустремленным.
… Иван Верховых в детстве мечтал стать учителем, потом художником. Мама же хотела видеть
сына стоматологом, чтобы продолжил ее дело. Но как-то само собой получилось, что появилось увлечение, которое повлияло и на выбор профессии, и на судьбу.
Во времена нашего детства очень популярным видом художественного творчества было чтение стихов, причем патриотической тематики. Учителя начальных классов, а потом преподаватели литературы учили с нами стихотворения Твардовского, Маяковского, Вознесенского - о Родине, о войне, во славу труда. А потом мы по очереди читали стихи у классной доски, и лучшим доверяли выступления на сцене. Из девочек часто в лучших чтецах оказывалась я, а среди мальчиков - Иван. Может, поэтому и попали вместе в народный театр районного Дома культуры, где наравне со взрослыми играли спектакли – "Трибунал", "Планета надежд"… Участие в конкурсах на областном уровне, поездки с концертами. Как это было интересно, как это затягивало!
Из нас немногих, кто как на работу ходил в Дом культуры все школьные годы, сцена по-серьезному затянула, пожалуй, только Ивана. Он настолько отчаянно хотел стать студентом Саратовского театрального училища имени Слонова, что у него это получилось! Когда приезжал на каникулы домой, с таким упоением рассказывал про свою учебу "на артиста"! И все повторял: "Тебе бы там учиться!". Но я выбрала университет.
Чем запомнились Ивану студенческие годы? Тем, что всегда находился в состоянии поиска, делал для себя новые открытия в будущей профессии, учился слушать и слышать, перевоплощаться! И это вам не формулы решать, здесь необходимо постоянное вдохновение и присутствие радости и удовлетворения.
А вообще, в молодости Иван запомнился не только легким, веселым нравом, но и серьезностью. Мог о чем-то вмиг задуматься и в мыслях уйти далеко от присутствующих рядом.
О чем думалось? О работе, перспективах, о том, что еще можно сделать на пути к самосовершенствованию. И несмотря на то, что после окончания училища успешно служил Мельпомене на подмостках Саратовского Театра юного зрителя, хотелось чего-то большего. И это большее пришло с созданием собственного театра АХТ – Академии художественного творчества.
- В Саратовское театральное училище я поступил в 1974 году. И вот уже сорок лет служу театру, - начал свой рассказ Иван Иванович. – Надо сказать, что в те годы существовала очень сильная саратовская театральная школа, работали сильные мастера. В частности, ТЮЗом руководил талантливейший режиссер Юрий Кисилев, который приглашал меня на роли, даже когда я еще был студентом, и до 1985 года я работал артистом этого прославленного театра.
Но мечта стать режиссером, воплощать в жизнь собственные проекты не оставляла. И Иван параллельно с театром пробовал себя как режиссер в самодеятельной студии. Это был первый режиссерский опыт. Это было первое воплощение творческих амбиций, без которых не может состояться творческая личность.
- Конечно, спектакли ТЮЗа не могли удовлетворить моих смелых мечтаний и дерзких запросов: меня тянуло к серьезной литературе, к постановке серьезных и даже философских спектаклей – к драматургии. И в 1985 году я перешел работать в театр драмы, где режиссировать начал Александр Иванович Дзекун, и одновременно поступил в Щукинское училище на режиссерский факультет.
С 1985 по 1990 год было хорошее время - шла перестройка, царила свобода творчества. Это было время смелых планов и надежд…
Словом, в Щукинском училище я пережил хорошие годы, учился профессии и одновременно вел студию, многие мои выпускники выбрали в дальнейшем профессию артиста. Приятно.
Иван подробно рассказывает о своем творческом пути, о современной работе, а я ловлю себя на мысли, что годы профессиональной творческой работы отточили в нем ясность суждений об искусстве, укрепили в мыслях о святости, непогрешимости и высоком предназначении искусства и о важности служения ему.
Вот он, до боли знакомый с детства Ваня Верховых. Но – нет. Это умудренный жизнью человек. Это – метр. Это – театральный педагог и критик. Это лирик и прагматик в одном лице. Это человек, четко знающий, что ему надо от жизни сегодня, а к чему стоит еще стремиться …
Но чем дольше продолжалась наша беседа, тем более я ловила себя на мысли, что эти конкретность и целеустремленность были в этом человеке всегда. Иначе он не достиг бы того, чего достиг.
И все-таки все начиналось с АХТ.
Итак, бывшие участники драматической студии, которых Иван в свое время поставил на ноги и дал путевку в жизнь, после окончания театрального института решили вернуться к своему первому режиссеру. И со временем в труппе Ивана Верховых остались одни профессионалы – рос уровень спектаклей, серьезно менялся репертуар. И это был уже Театр.
Как раз в это время стали появляться новые театры с новыми репертуарами, и это, безусловно, поспособствовало и воплощению мечты – созданию своего театра, где можно ставить спектакли по собственному усмотрению. В то время Иван увлекся творчеством Хармса, и работа пошла!
Год создания Академии театральных художеств – 1988. Название придумывали с юмором: "Я с большим уважением относился к творчеству режиссера Анатолия Васильева, у которого в Москве был театр - "Школа драматических искусств". Для меня работы этого режиссера были высшим пилотажем. И отдавая дань этому театру, мы с юмором решили назваться Академией. Но со временем, через несколько лет, нас серьезно считали "академиками".
Начало 90-х – время сложное. Людям было не до театра – коммерция, коммерция. Театр был хозрасчетным, спонсоров найти было трудно, но находились люди, которые иногда артистам помогали выжить – помогали театру. Как говорится, жили на соляной кислоте, но, тем не менее, находили признание, и не только в своем городе, но и в Москве, за границей, положительные оценки получали на различного рода фестивалях. Например, в свое время в Германии постановку пьесы Хармса "Почему я лучше всех?" назвали лучшей постановкой сезона. А в Саратове Ивану Верховых присвоили звание "Человек года".
Юному театру не хватало только одного – своего помещения. Потом дали зал в военной части, и это был буквально театр абсурда, потому что туда не могли приходить массово зрители, желающие посмотреть постановки уже прославившегося театра.
-Нашего зрителя на спектакле не было, - продолжает рассказ мой собеседник. – И однажды мне позвонили из Москвы, из администрации Президента – оказалось, что наш театр награжден премией Комитета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Это был 2003 год. Приятно, что мы были первыми, кто получал эту премию, а вручал ее мне артист Евгений Миронов, который, поздравляя, заметил, что когда-то убегал с уроков, чтобы посмотреть спектакли Ивана Ивановича.
Именно тогда я и получил первое приглашение работать в Москве в театре Петра Наумовича Фоменко, который в то время готовил к показу спектакль "Три сестры". Тогда я и познакомился с великим режиссером, и в беседе выяснилось, что у нас схожи вкусы, мы полярны по многим позициям, касающимся театральной деятельности, литературы, искусства, драматургии. Он мне предложил не роль, а более серьезную работу – совместную постановку спектакля. Так и остался я в этом театре. Спектакль был выпущен в 2004 году, труппа объездила с этой постановкой нашу страну, Европу…
Нынешний художественный руководитель театра Евгений Борисович Каменькович предложил Ивану Верховых главную роль в спектакле "Самое важное" по роману Михаила Шишкина "Венерин волос", который и сегодня пользуется необычайным зрительским спросом. Подумать только: перекупщики предлагают билеты по 17 тысяч рублей! И берут.
- Когда внезапно погиб артист нашего театра Юра Степанов, его роль в "Трех сестрах" - доктора Чебутыкина – перешла ко мне. Это сложная роль. Кстати, здесь интересная история закольцевалась. Спектакль "Три сестры" был моим дипломным спектаклем, когда я заканчивал Саратовское театральное училище им. Слонова. И мне очень хотелось сыграть роль доктора Чебутыкина. Но мне ее тогда не дали, а дали роль Тузенбаха, мотивируя тем, что кроме меня ее никто не сыграет. Помню, горячился, все это было для меня мучительно, я спорил с педагогами… Но когда мы закончили театральное училище, нас собрали и сказали, что спектакль пользуется большим успехом, поэтому его включили в репертуар Саратовского ТЮЗа. Вместе со всеми я согласился играть в спектакле, но если мне дадут Чебутыкина, - улыбается Иван Иванович. – И вот после многих лет мечтаний я все же получил эту роль.
- Не секрет, что иногда имя Ивана Верховых появляется в титрах кинофильмов.
- Это так. Правда, один товарищ, "затащивший" меня на Мосфильм, сетовал, что в каталоге артистов нет моих данных, нет моей анкеты. Но тем не менее иногда зовут.
Участвовал в очень интересном проекте – "Раскол" режиссера Николая Досталя, который транслировался по каналу "Культура". Там я играл роль митрополита Московского.
Недавно снимался в Исландии в фильме "Вычислитель", который должен выйти в этом году, в роли банкира Джоба Райсмона. Этот фантастический триллер снимался с применением компьютерной графики, других современных технологий, и, думаю, будет интересен зрителю.
Съемочный день – 12-13 часов. Приходилось заходить в воду семиградусной теплоты. Исландия оставила яркие впечатления: ветер, который сдувает машины, леденящий дождь. И, несмотря ни на что, нужно показать на камеру свои эмоции!
Уже другая история – участие в съемках киноленты "Екатерина", выход которой на экраны планируется в сентябре. Императрицу играет Марина Александрова. Я – в роли итальянского доктора Карамази. Небольшая, но интересная роль. Состав актеров – сильный. Посмотрите этот фильм! Снимаюсь еще в детективном сериале "Академия". В сентябре начнутся съемки фильма "Мурка", где мне тоже предложена роль.
- Чем еще занимается Иван Верховых? Театр, кино и …?
- Воспитание сына! Я четко понимал, что формирование личности идет первые пять лет, и я их не мог пропустить! Кажется, результаты есть – он у нас ученый: свободно считает до миллиона – туда и обратно – на русском и на немецком языках. Английским занимаемся. И очень увлекается астрономией. Взрослые удивляются: сын знает, какая планета какого размеры, какая температура на ее поверхности. И это в пять лет! Дочка моя-студентка оперного отделения ГИТИСа.
Еще о приятном: очень увлекательно прошла встреча, посвященная 25-летию театра АХТ. Собраться было непросто – половина труппы в Саратове, половина в Москве. Но мы нашли время, чтобы что-то вспомнить, чтобы сделать что-то новое. В Саратове мы сыграли три спектакля, и это были аншлаги!
- Иван Иванович, ты всем в жизни доволен?
- Всем!
- А есть к чему стремиться?
- Конечно. Обычное состояние – ты не спишь ночами, потому что не доволен собой. О чем думается? Работать надо – ставить спектакли, играть… Время сейчас сложное, переменчивое. И трудно в этих условиях вычислить вечные проблемы, которые будут стоять независимо от политических перемен. И постоянно что-то ищешь…
- Когда-то ты нашел Даниила Хармса. А теперь?
- Есть много чего, за что хотелось бы взяться. Мне по-прежнему импонирует литература интеллектуальная, сложная. Но изменился зритель. Люди перестали читать! Поэтому та литература, которую я хотел бы показать, массовым зрителем не воспринимается. Ум надо тренировать, чтобы дотянуться до большого искусства.
- Жизнь сложилась так, как сложилась. А если бы… Ты видишь себя в какой-то другой профессии?
- Нет, не вижу. Но хотел бы заметить, что моя профессия объединяет многие – педагога, художника… Помню, в детские годы мечтал стать учителем, потом художником, артистом, режиссером… Профессия режиссера все это объединяет.
Кстати, я почти десять лет работал в школе и поставил много спектаклей. Это в классе-центре Сергея Казарновского, где детям дают общее образование, а также музыкальное и театральное. У меня много учеников, которые продолжили актерскую деятельность. Мне посчастливилось преподавать мастер-класс испанским артистам в городе Бильбао. А потом мне предложили поставить для них спектакль. Я остановился на произведении Фредерика Гарсия Лорке "Когда пройдет пять лет". По отзывам западных критиков, никто ещё так не трактовал эту пьесу.
- Молодежь наша талантливая?
- Безусловно, талантливая и свободная. И работать с ней интересно.
- Иван Иванович, ты нередко приезжаешь на родину. Родные просторы подпитывают творческую душу?
- Да. Наша природа, наша река – это сказка! Здесь отдыхаешь, набираешься сил. По мне, так лучше на берег Терсы, чем в Испанию.
- Одна из статей, которую я писала о тебе, называлась "Мир, в котором хотелось бы жить". А теперь каков твой мир?
- Мир не прост. И не надо стремиться к тому, что тебе не свойственно. Считаю, нашему поколению досталось хорошее время, встречи с интересными людьми – благородными, отзывчивыми. Помню, с концертами объезжал наш район еще будучи студентом: как были внимательны сельчане к тому, что я читал! А это были непростые произведения.
С возрастом становишься консерватором и ретроградом. И ни в коем случае не хочется никаких революций. Надо просто ценить то, что имеешь!