Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки, танца, без праздника, который дарит нам искусство. Без него тускнеют краски жизни. Кто же раскрашивает для нас жизнь в яркие цвета, дарит нам свое творчество? Об этом мы говорим сегодня с преподавателем музыкальной литературы, слушания музыки и фортепиано Самойловской детской школы искусств Светланой Ивановной Приваловой.
- Светлана Ивановна, что повлияло на выбор Вашей профессии?
-Выбор профессии во многом был предопределен еще в раннем детстве. Во - первых, сыграли роль дедушкины песни. Дед знал их великое множество и замечательно пел, поэтому и имел уличное прозвище " Соловей". Сам он родом из хоперских казаков, так что и песни были в основном казачьи. А затем в возрасте четырех лет я увидела по телевидению выступление Гелены Великановой. Ее песня "Ой, ты, рожь" и кофточка точь-в-точь, как у мамы, сразили меня, и я решила стать артисткой. В школьные и студенческие годы много выступала с сольными номерами и пела в хоре.
Моя мама Нина Сергеевна Малькина тоже была тесно связана с миром искусства, культуры. От отца (моего деда) она унаследовала приятный голос и любовь к песне и передала эти качества своим детям и внукам. Она пела в первом составе легендарных "Чаривниц". Позже в разные годы участницами ансамбля были я, ее дочь, и две внучки - Катя Привалова и Лиза Малькина, принявшие от мамы, как эстафету, любовь к украинским песням и украинскому народному инструменту – бандуре.
Мама была участницей народного театра, играла на сцене нашего РДК вместе с В.К.Кудрявцевым, Т.И.Кудрявцевой, П.Ф.Чирковой и другими "артистами из народа".
И, конечно же, в выборе моей дальнейшей жизни немаловажную роль сыграли Е.А.Манакова и Л.А.Курочкина, мои первые любимые и лучшие преподаватели музыкальной школы. Артисткой я не стала, но, благодаря им, избрала для себя музыкальную профессию и навсегда связала себя с музыкой. В течение тридцати пяти лет я работаю преподавателем музыкальной литературы в Детской школе искусств.
- Предмет "Музыкальная литература" предполагает глубокие знания не только музыки, но и истории, литературы. И, судя по Вашим урокам, эти познания Вы сочетаете умело.
- Действительно, мой предмет обязывает хорошо знать не только суть творчества каждого композитора, свободно ориентироваться в различных стилях и направлениях музыкального искусства и понимать особенности строения музыкальных произведений, но и быть знающим историком и литератором. Литературу тоже люблю с детства. У нас в доме все читали. Пользовались книгами из огромной библиотеки, со знанием и душой собранной моей мамочкой, которая долгие годы работала заведующей районной библиотекой. Она конечно, любила книги, особенно поэзию, чудно читала стихи.
А любовь к истории появилась благодаря учителю Т.А. Климовой. Ее уроки истории в школе помню до сих пор. Она умела не только дать знания, но и разбудить интерес к науке. В профессии у меня есть три начала: музыка, литература, история.
- Многие годы Вы являлись бессменной ведущей лектория для взрослой аудитории "Музыкальная гостиная", организованного при ДШИ. Расскажите, пожалуйста, о работе в этом направлении.
- Наверное, наступила потребность поделиться багажом знаний, и возникла идея создания "Музыкальной гостиной". Темы придумывала сама, сама искала музыкальный, исторический, литературный материалы. Рассказывала о творчестве композиторов, истории возникновения отдельных жанров, создании известных и не очень произведений, о разных музыкальных стилях. Активное участие в проведении занятий в рамках лектория принимали коллеги-преподаватели ДШИ. Гостиная - мое любимое детище. Сейчас читаю лекции в "Филармонии школьника" в Самой ловской средней школе № 1.
- Вашим ученикам пригодились знания в области культуры?
-Мои ученики в течение многих лет являются участниками музыкально-теоретической олимпиады, которая проводится в рамках открытого областного конкурса "Музыкальная весна" в городе Балашове. Они у меня молодцы, без наград с конкурсов не возвращаются, не подводят своего преподавателя.
Два года работаю со школьной командой по музыкально-театральному брейн-рингу. Это мое новое очень интересное увлечение. Мы с ребятами вместе "перерываем" горы различного материала по заданным темам, стараемся предугадать возможные вопросы. И, кажется, у нас это получается. Обычно соревнования проходят осенью в городе Саратове, в оперном театре. В них участвуют по двадцать с лишним команд из городов и районов области. В 2012 году по итогам конкурса мы были первыми, в 2013 - заняли третье место. По-моему, неплохо.
- А что значимого для Вас произошло в Год культуры?
- За многолетний добросовестный труд в области культуры и большую работу по эстетическому воспитанию молодежи я награждена Благодарностью Губернатора Саратовской области.
- Светлана Ивановна, что есть для Вас понятие "Культура" в целом ?
- В любом толковом словаре написано, что это "сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительской деятельностью". По - моему, - это способность отдавать, делиться своими мыслями, чувствами, идеями, своим видением мира. Это стремление и умение с помощью прекрасной мелодии, чудесных поэтических строк или живописных образов разбудить лучшее, что есть в человеке, сделать его чище, добрее, разумнее, наконец.
Культура - это душа народа. Лишите человека души - и он станет приматом. Лишите народ его культуры - и он перестанет существовать как нация. Поэтому о культуре нужно заботиться не только в Год культуры, а во все времена.