Евгения Геннадьевна рассказала, как пришла в свою профессию, с какими речевыми проблемами у детей чаще всего сталкивается, отчего они возникают. Могут ли родители самостоятельно заметить "фефекты фикции" у своего ребёнка, и когда стоит насторожиться.
Евгения Геннадьевна родилась и выросла в посёлке РТС. После 9 класса Оброченской школы, не задумываясь, поступила учиться в педагогическое училище, потому что очень хотела стать учителем. "С детства любила играть "в школу". Рассаживала кукол, учила их, ставила оценки, воспитывала, представляя себя учителем. С подружками тоже чаще всего так играли. Причём, видела себя учителем именно начальных классов и никем больше", – признаётся Евгения Геннадьевна. – Но так получилось, что после окончания учёбы пришлось два года преподавать математику в Кенде, потому что другой подходящей вакансии на тот момент не нашлось. Как говориться, человек предполагает, а жизнь располагает. Было неожиданно, но я не отказалась и не испугалась, ведь этот предмет понимала и любила. К тому же, работая в Кенде, познакомилась со своим мужем, встретила свою судьбу".
Одним дипломом, хоть и красным, Е.Г. Яушева не ограничилась, поступив после окончания педучилища на факультет коррекционной педагогики в пединститут на заочное отделение. Таким образом, она не только не предала свою детскую мечту работать с маленькими детьми, а, напротив, расширила свои горизонты. И действительно, вскоре ей предложили занять место логопеда в детском саду в посёлке РТС. "Согласилась с радостью. Потому что во время учёбы было очень интересно разбираться в причинах речевых нарушений у детей. Преподаватели смогли увлечь и заинтересовать учёбой, и очень хотелось полученные знания применить на практике", – рассказывает она.
Евгения Геннадьевна Яушева помогает бороться с речевыми нарушениями у детей уже 27 лет. Согласитесь, срок немалый, а значит, может сравнить, в прежние времена или нынче чаще встречались проблемы с речью у дошкольников и младших школьников. "По моим наблюдениям, сегодня детей с нарушениями речи больше, – констатирует она. – Раньше с трудом набиралось необходимое количество детей для занятий с логопедом, а сегодня в них нуждается едва ли не каждый второй. При том, что общее число деток, посещающих детский сад, стало меньше".
Согласитесь, это несколько странно. Получается, с гаджетами управляться легче, чем управлять собственным языком? "Наверное, основная причина кроется как раз в том, что в современном мире стало очень много умной техники. Люди иначе стали общаться друг с другом. Раньше родители с детьми много разговаривали. Было принято читать книги, рассказывать сказки, просто беседовать, задавая вопросы и получая ответы. Чтобы успокоить ребёнка, показывали картинки, на ходу придумывали игру, привлекали его внимание ситуацией за окном. А теперь есть смартфоны – что называется, на все случаи жизни. Включить мультик или игру, если надо успокоить ребёнка, развлечь его – беспроигрышный вариант, – сетует Евгения Геннадьевна. – Конечно, дети таким образом развиваются, но говорить и общаться не учатся".
Вообще для каждого детского возраста существуют свои нормы речевого развития. И часто неправильное звукопроизношение и ошибочное употребление слов со временем проходит. Но если к пяти годам, и тем более в старшем возрасте, ребёнок пользуется только короткими словами, меняет местами слоги в словах, заменяет, пропускает, искажает звуки, имеет маленький словарный запас, не может связно рассказать о событиях, то для родителя это точно повод насторожиться и обратиться за помощью к логопеду. Потому что задержка в развитии речи обязательно отразится на учёбе в школе.
"Как правило, мне приходится работать с дислалией, то есть заниматься постановкой звуков, работает над звуковой стороной речи – учит правильному произношению звуков, развивает фонематический слух и восприятие развивать навыки четкого произношения, – рассказывает Е.Г. Яушева. – Приходилось пару раз сталкиваться с заиканием. К сожалению, встречается дизартрия, когда во рту полная каша. Недавно впервые в своей практике встретилась с таким нарушением речи, как алалия. Это когда у ребёнка в пять лет полное отсутствие речи. Он хочет что-то сказать, но не может, потому что владеет лишь отдельными звуками и может говорить отдельные слоги".
Порой, чтобы язычок заработал и начал слушаться своего маленького хозяина, недостаточно только занятий с логопедом, а требуется ещё специальное лечение у невролога. Но в любом случае очень большая роль отводится родителям. Чтобы шапка перестала быть сапкой, а лыба стала, наконец, рыбой, чаще всего надо потрудиться. Чтобы укрепить мышцы речевого аппарата, приходится проговаривать большое количество слов. "Работа монотонная, скучная. Дети часто отказываются её выполнять. Но без регулярных артикуляционных упражнений, выполнения заданий на отработку нужного звука в словах просто никак не обойтись. Так что от терпения и настойчивости взрослых много зависит ", – говорит логопед. И добавляет, что современные родители в принципе справляются с тем домашним заданием, которое она задаёт воспитанникам. Кстати, никогда точно нельзя сказать, как долго придётся биться над постановкой того или иного звука. Все дети разные, а потому одно и то же, казалось бы, нарушение, у разных детей исправляется за разное время. Всё зависит от индивидуальных психологических и физических особенностей, заинтересованности родителей и ребёнка, интенсивности занятий. Кстати, поставить звук порой можно за одно занятие, а вот чтобы закрепить его, может потребоваться не одна неделя
Кстати, Евгения Геннадьевна убедительно просит взрослых не настаивать, не заставлять выговаривать звук [р], ведь в таком случае появляется горловой звук, а это ещё хуже, чем его отсутствие. Переучиваться будет гораздо сложнее.
Зато очень советует делать с малышами дыхательные упражнения и разминать язычок. На это точно не нужно ни много времени, ни особых условий. А ещё всегда очень интересно и на пёрышко или в дудочку дуть, и цокать язычком, как лошадка, показывать и прятать его, двигать вправо и влево. Мелочь? Зато, оказывается, полезно и совсем не баловство!