На них приглашают руководителей домоуправляющих и ресурсоснабжающих компаний, а также председателей ТСЖ и советов многоквартирных домов (МКД), представляющих интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Вот и 12 июля в актовом зале администрации округа состоялась очередная встреча с заместителем руководителя управления Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Нижегородской области Г.Ю. Топниковой, заместителем начальника контрольно-аналитического отдела управления ГЖИ НО М.Б. Тютиковой и руководителем Уренского отдела ГЖИ В.Ю. Смирновым.
Открывая совещание, глава МСУ г.о.г. Шахунья Р.В. Кошелев сказал, что общение будет полезно обеим сторонам: тем, кто сидит в зале, и тем, кто в президиуме.
В униформе и бахилах. Вначале слово предоставили М.Б. Тютиковой, которая сообщила об изменениях в Жилищном кодексе (ЖК) и некоторых постановлениях, касающихся сферы ЖКХ. Их насчиталось немало, поэтому рассмотрели только особо значимые.
В настоящее время ГЖИ совместно с прокуратурой особое внимание уделяет "двойным квитанциям" по оплате ЖКУ. К счастью, в нашем округе таких фактов нет. Другая обсуждаемая тема — заключение прямых договоров потребителей услуг с ресурсоснабжающими организациями. По словам Марии Борисовны, эта процедура в нашем округе реализуется, поэтому на ней останавливаться не стали. Внесены изменения в правила содержания общего имущества дома: в каждой ДУК в срок до 1 марта 2019 года должна быть создана аварийно-диспетчерская служба. Здесь будут принимать и регистрировать заявки жителей, вносить все в специальный журнал с указанием срока устранения неполадок. У слесарей, ликвидирующих аварии в квартирах жителей, на униформе должны быть бейджики с указанием их ФИО, а на ногах — бахилы.
Из платы за содержание жилого помещения с 1 января 2019 года исключат стоимость вывоза и утилизации ТКО (твердых коммунальных отходов). Эта услуга станет коммунальной и будет прописана в квитанции отдельной строкой. Тариф на нее установит Региональный оператор.
В настоящее время информация, необходимая собственникам помещений, регулярно вносится в систему ГИС ЖКХ. В ближайшее время ДУКи, кроме этого, должны будут размещать ее в своих офисах на досках объявлений, а ТСЖ — на специальных стендах. Конституционный суд 10 июля принял постановление о том, что в случае установки ИПУ (индивидуального прибора учета) на отопление плата за эту услугу должна производиться по его показаниям, а не по установленному нормативу.
Согласно изменениям, внесенным в ЖК, при осуществлении капремонта приоритетной признана замена газового и лифтового оборудования. Отменены лицензии на проведение проверок системы вентиляции и дымоходов в МКД — сейчас это может делать ДУК. В.Ю. Смирнов сообщил, что в ГЖИ поступает немало заявлений от граждан, возмущенных штрафами энергетиков. Речь идет о случаях замены приборов учета электроэнергии собственником без его дальнейшего официального пломбирования специалистами, а также предъявления старого прибора учета в службу энергонадзора. Это является нарушением установленной процедуры и квалифицируется как несанкционированное подключение. Вытекающие из этого последствия сильно бьют по кошельку собственника, которому начисляют оплату за три месяца по нормативу потребления электроэнергии с коэффициентом десять! В итоге — не меньше 30 тысяч рублей! И все это правомерно. Так что будьте внимательны!
На вопросы нет ответов. Дальше встреча проходила в режиме пресс-конференции. Надо признать, что все вопросы были актуальны, и большинство из них поступили от начальника отдела промышленности, транспорта, связи, ЖКХ и энергетики администрации округа А.С. Смирнова.
В квитанциях по оплате указано требование об установке ОДПУ (общедомовых приборов учета) на тепловую энергию в МКД в срок до 1 января 2019 года. В противном случае ресурсоснабжающая организация напоминает, что собственники обязаны обеспечить доступ их специалистов к месту установки ОДПУ и оплатить расходы на его приобретение и эксплуатацию. Андрей Сергеевич интересуется, не противоречит ли это ЖК, где указано, что любое вмешательство в изменение конструктива общего имущества МКД возможно только с согласия собственников данного МКД и является капитальным ремонтом? К тому же, законодатели уже определили порядок взаимодействия с собственниками, не установившими ОДПУ, — повышающий коэффициент к нормативу потребления.
После этого началась дискуссия между собравшимися: насколько оправдано такое требование, и как должно быть согласно закону? Каждый выступающий приводил свои веские аргументы. Мнения разошлись. Но другого и быть не могло потому, что положения рассматриваемых законов и постановлений можно было трактовать по-разному. Вот уж, действительно, вспомнишь пословицу: "закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло".
Вот только на практике, к сожалению, "дышло" в свою сторону чаще всего поворачивают ресурсоснабжающие организации, а население — потребители их услуг — остаются в проигрыше. Представители ГЖИ признались, что такие коллизии законодательства зачастую становятся препятствием в принятии решений: порой конкретное положение можно истолковать двояко, а иногда и трояко. Поди тут, разберись: кого наказать, а кого — защитить!
Порой законодатели закрепляют обязанность, но не устанавливают ответственность за ее невыполнение. Или вот пример — что означает формулировка "оказание услуг надлежащего качества"? Где прописаны параметры, и как вывести поставщика услуг на "чистую воду"? Где должна проходить граница ответственности между ресурсниками и Дуками?
Представители ГЖИ посоветовали чаще использовать судебную практику — чем больше случаев, касающихся одной и той же проблемы, тем быстрее будут внесены изменения в соответствующую статью закона. Еще один вариант – обращаться с письменными запросами в региональное министерство ЖКХ.
В любом случае необходимо заключить отдельный договор с ресурсоснабжающей компанией на предоставление каждой услуги, указав в нем все возникающие нюансы и процедуры решения проблем. Оказывается, поставщикам намного дешевле заплатить штраф ГЖИ, чем делать перерасчет за некачественные услуги сотням жителей. Вот вам и коллизии законодательства. Возможно, если бы их не было, то и ЖКХ не лихорадило бы от многочисленных жалоб жителей, теряющих свои нервы и деньги.