После публикации в "ЗТ" статьи "В поисках ответов" (№52 от 21 июля 2018 года) о проблемах, которые рассматривались на рабочем совещании, состоявшемся в Шахунье 12 июля по инициативе Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (ГЖИ НО), читатели просили дать дополнительные разъяснения по некоторым вопросам.
Корреспондент "ЗТ" Татьяна Шохирева обратилась за комментариями к начальнику отдела промышленности, транспорта, связи, ЖКХ и энергетики администрации округа А.С. Смирнову.
– Андрей Сергеевич, часть потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах (МКД) получили квитанции, в которых указано, что в соответствии с ФЗ №261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", собственники жилых помещений должны обеспечить оснащение своих МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ) тепловой энергии, в том числе, горячего водоснабжения (ГВС), и ввести их в эксплуатацию до 1 января 2019 года. Причем, все это должно производиться за их счет.
Также в квитанции указано, что если собственники не обеспечат установку вышеуказанных ОДПУ и их ввод в эксплуатацию в обозначенный срок, то, согласно ст. 13 ФЗ № 261от 23 ноября 2009 года, они обязаны обеспечить доступ представителям ресурсоснабжающей организации для установки ОДПУ и оплатить ей все расходы. Насколько это правомерно?
– Во-первых, данная информация изложена в формате требования и противоречит основам Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Там значится, что любое вмешательство в изменение конструктива общего имущества МКД (а это является капитальным ремонтом) возможно только с согласия большинства собственников жилых помещений (не менее 2/3 от их общего числа).
Во-вторых, действующим законодательством уже определен порядок взаимодействия с собственниками жилых помещений, не установившими ОДПУ в своих МКД при наличии на то технической возможности: в таком случае при оплате применяется повышающий коэффициент к нормативу на потребляемую коммунальную услугу, за исключением отопления.
– В 2016-2017 годах полученные таким образом денежные средства направлялись на отдельный счет в ресурсоснабжающую организацию, которая не имела возможности расходовать их по своему усмотрению. Они шли лишь на реализацию мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, причем, только с согласия собственников и силами управляющей компании. Эта норма закона на сегодня утратила силу (сейчас это идёт в прибыль ресурсоснабжающей организации). Но денежные средства, накопленные в период действия закона, остались. Как с ними быть?
– Собственники жилых помещений по своему усмотрению могут направить их на улучшение энергоэффективности своего МКД. Вид работ выбирается на общедомовом собрании.
– Сейчас широко обсуждается целесообразность формирования средств собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта МКД на специальном счете. Многие считают это панацеей от накопившихся проблем. Как вы к этому относитесь и каковы особенности перехода на спецсчет?
– Согласно статье 175 ЖК РФ, специальный счет открывается в кредитной организации. Денежные средства, внесенные на него, используются на оплату услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, а также на разработку проектной документации. Более подробно об этом говорится в статье 174 ЖК РФ.
Существует ряд преимуществ спецсчета. Прежде всего, все права — у собственников, которые собирают средства только для капремонта своего МКД, сами управляют деньгами и ремонтом. Капитальный ремонт в данном случае можно провести в любое время, не ждать срока, указанного в региональной программе. Это можно сделать, если уже накоплена нужная сумма, или собственники МКД взяли кредит. Гарантировано целевое расходование средств: владелец счета не может дать распоряжение ни об одной операции без решения общего собрания собственников. Кроме того, банк обязан контролировать целевое расходование (статья 177 ЖК РФ), перечень разрешенных операций жестко регламентирован.
Можно направлять на счет дополнительные средства, например, годовые проценты банка, пени с неплательщиков. Ещё одно немаловажное преимущество — денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.
Но, с другой стороны, вся ответственность также ляжет на плечи собственников МКД. Если по региональной программе срок капитального ремонта подойдет, перенести его на "попозже" из-за нехватки денег невозможно. Собранные средства в таком случае автоматически перейдут в "общий котел". Кроме того, если выбран спецсчет, то собственникам придется самим выступать в роли технического заказчика, определять сроки капремонта, заниматься подготовкой сметы на его проведение, осуществлять технический надзор и проверять качество работ.
Учитывая эти обстоятельства, особый акцент хочу сделать на специальном счете, владельцем которого может являться управляющая компания: это один из способов индивидуальной системы накопления средств на капитальный ремонт.
Если собственники МКД не довольны способом формирования фонда капремонта или установленными сроками его проведения, то они могут изменить его в любое время на основании решения общего собрания, на котором не менее чем двумя третями голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капремонта со счета НКО "Нижегородский фонд капремонта МКД" (региональный оператор) на специальный счет. Это решение в пятидневный срок необходимо направить Региональному оператору. Но оно, согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ, вступит в законную силу только спустя один год со дня его принятия.