В этот день люди, уставшие от неизвестности и нависшей над ними угрозы закрытия предприятия, ждали встречи с руководителем компании — генеральным директором АО "ВРК‑3" И.А. Волокитиным.
В День терпимости. Стояла напряженная тишина. Казалось, что все смирились и успокоились. Но на самом деле в воздухе витали негодование и возмущение. Не хватало лишь искры, чтобы произошел эмоциональный взрыв. Пока ждали высокое начальство, вагонники, как их называют в народе, переговаривались, сокрушенно вздыхали, обсуждая день сегодняшний, с тоской вспоминали лучшие времена, когда в цехах трудилось около 600 человек и даже просматривались перспективы выхода на зарубежный рынок. По крайней мере, так планировали прежние руководители.
— Если уж собрались закрывать депо, то почему бы на его месте не организовать другое производство? — рассуждали одни.
— Люди согласны даже вахтовым методом работать, лишь бы платили и условия для проживания обеспечили достойные, — парировали другие.
— А вы знаете, что сегодня — День терпимости? — иронизировали третьи. — Видно, и нам придется терпеть.
И вот наконец, в зале появились И.А. Волокитин, министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области В.А. Власов, глава местного самоуправления г.о.г. Шахунья Р.В. Кошелев, задержавшиеся из-за того, что еще до встречи с коллективом решили обсудить пути выхода из создавшейся ситуации. Вместе с ними прибыли руководители и представители различных структурных подразделений ГЖД и профсоюзной организации дороги.
Причина — в качестве работы? Инициативу в свои руки сразу же взял гендиректор ВРК‑3, который сообщил, что решение о проведении собрания принято после того, как поступило письмо от главы МСУ округа. Как сказал Игорь Анатольевич, основная задача — решить вопрос по вагонному депо. Он напомнил, что в прошлый раз руководство области и РЖД приняли решение о стабилизации ситуации на предприятии. Проведены переговоры с потенциальными заказчиками. Но, по словам, И.А. Волокитина, шахунское ВЧДр третий год является убыточным, выработка составляет всего 40%. По качеству работы депо оказалось на 216 месте среди 250 предприятий.
— Хочется рассказать о реальном положении дел, чтобы вы не руководствовались слухами, — продолжал свое выступление Волокитин. — В России сегодня самый молодой и надежный подвижной состав, у него увеличиваются нормы пробега, повышенная грузоподъемность, более длительный срок эксплуатации, поэтому необходимость в ремонте возникает гораздо реже. Ставка делается на скорость и качество выполнения работ. В ВЧДр вагоны находятся от одной недели до месяца. При этом каждые сутки простоя выливаются собственникам в 2200 рублей. Некоторые компании жалуются и на качество: через месяц нужно снова в ремонт. И это притом, что депо удаленное: требуются дополнительные расходы на перегонку. ВЧДр приносит 16,5 млн. убытков. Мы вынуждены предоставлять дотации, перегоняя деньги из других предприятий, работникам которых сложно объяснить, почему именно так происходит перераспределение средств.
Однако Игорь Анатольевич заверил, что основная задача сегодня — это сохранение социальных гарантий. Главные вопросы — как выйти на безубыточный уровень производства, заплатить налоги, внести деньги за ЖКУ, выдать заработную плату? По словам гендиректора, замок на ворота депо не будет повешен одномоментно:
— Мы разработаем программу, согласуем ее с министерством транспорта и автомобильных дорог региона, главой МСУ округа. Предложим варианты трудоустройства на смежных предприятиях, вакансии, имеющиеся в Центре занятости населения г. Шахуньи. Никто не планирует уволить всех сотрудников, тем самым лишив их средств к существованию. Коллектив сравнительно молодой, большая часть — высококвалифицированные специалисты. Но нужно усвоить, что вагоны должны выходить из цеха уже через сутки, ремонт необходимо делать качественно. Именно на таких условиях хотят работать заказчики.
Было что возразить. Выслушав претензии в свой адрес, члены коллектива тоже не удержались от комментариев. Слесарь производственного участка по ремонту тележек Ю.В. Ершов рассказал, что был в других пяти депо, и заверил, что качество работы в Шахунье на порядок выше.
— Да если бы нам кто-то сказал, что вагоны нужно срочно ремонтировать, вышли бы все и сделали, — послышалось из зала.
Начальник ВЧДр А.В. Ткачев, оказавшийся в роли главного "обвиняемого", в свое оправдание привел конкретные цифры:
— При нормативе в четверо суток простой вагонов в деповском ремонте в среднем у нас составил 5,2 дня, в текущем — 2,3 при нормативе в два.
То есть претензиии оказались, мягко говоря, необоснованными. Вступились за него и работники, которые возмутились, что на предприятии нет ни главного механика, ни главного инженера, ни заместителя руководителя по ремонту. Начальнику приходится в одиночку решать все управленческие вопросы.
Токарь колесно-роликового производственного участка Е.В. Дрожановский пришел на на встречу не с пустыми руками: принес с собой решение предыдущего собрания, где говорилось о том, какие меры должны быть приняты для стабилизации ситуации. Но ни одно решение, по его словам, не выполнено. В том числе и по ремонту системы отопления в цехе, где люди вынуждены работать в двух кофтах и фуфайках. А ведь это тоже влияет на производительность труда, за которую так ратует руководство.
Одним словом, взаимных претензий в этот день высказано немало, так что в запале страстей, казалось, и вопрос о ликвидации депо немного притупился. Люди не понимали, чем закончится встреча, что ждет их завтра.
Пообещали не закрывать... В.А. Власов и Р.В. Кошелев потребовали от И.А. Волокитина дать четкий однозначный ответ на главный вопрос о том, будет ли закрыто предприятие. Министр констатировал, что было не совсем правильно принимать решение с приказа о консервации, и настоятельно рекомендовал принять меры по отмене этого документа.
— Его нужно переделать с учетом тех предложений по стабилизации ситуации, которые прозвучали на совещании, — обратился он к И.А. Волокитину. — Затем разработать карту предстоящих мероприятий. Люди должны заранее знать, когда будет приниматься то или иное решение, какой путь выбран. Не нужно их вводить в заблуждение.
— Наша позиция — необходимо сохранить депо, — заявил Роман Вячеславович.
Но... Одним словом, людям вроде бы подарили надежду на то, что будут предприняты попытки сохранить ВЧДр. Но, как только совещание закончилось, И.А. Волокитин дал специалистам администрации депо задание за неделю, то есть до 23 ноября, разработать план мероприятий по стабилизации работы депо. При этом людям параллельно начали выдавать уведомления об увольнении, которое состоится 12 февраля. Надежды на благополучный исход дела, как признаются в ВЧДр, ни у кого не осталось.