Накануне Дня учителя обозреватель "ЗТ" Сергей Зорин встретился с начальником управления образования администрации г.о. г. Шахунья А.Г. Багерян, чтобы узнать, в каком настроении встречают его в шахунских школах, чем живет педагогическое сообщество округа, какие изменения ждут систему образования в ближайшем будущем.
– Алена Гилимзяновна, чем отличается этот учебный год от предыдущих?
– В 2019-2020 учебном году продолжится реализация нацпроекта "Образование", в который входит десять федеральных проектов. Наш округ принимает в них непосредственное участие. В этом году в 35 районах области на базе сельских школ открыто 46 центров образовании цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Согласно приказу министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, в г.о. г. Шахунья такие центры будут созданы в 2020 году в средней школе №14 и Лужайской основной, в 2021-м – в школах №1 и №2. Центры нацелены на то, чтобы повысить качество подготовки школьников и развить у них современные технологические и гуманитарные навыки. Чтобы этого достичь, для предметов "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности" были разработаны новые образовательные программы. Введено дополнительное (внеурочное) образование, где дети могут заниматься медиатворчеством, проектной деятельностью или шахматами. При этом от традиционного преподавания никто не отказывается.
– В этом году в учреждения образования округа пришли всего четыре молодые специалиста. Есть ли в школах дефицит педагогических кадров?
– Остро стоит проблема с учителями иностранного языка в Красногорской основной школе, гимназии, средней школе №2. Вакансии учителей русского языка имеются в Сявской средней школе. Для решения этого вопроса нами подготовлено письмо в министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области с просьбой оказать содействие в подборе кадров. Планируется направить соответствующее предложение в высшие и средние специальные учебные заведения. А пока дополнительную нагрузку взяли на себя педагоги, работающие в данных учреждениях.
– В последнее время президент все чаще говорит о том, что учителей необходимо максимально освободить от излишней отчетности. Решается ли проблема?
– Отмечаются позитивные тенденции: есть конкретные факты снижения бюрократической нагрузки, хотя соответствующий процесс происходит в различных школах неравномерно. Руководители общеобразовательных организаций говорят о необходимости принятия действенных мер по сокращению отчетности не только учителей, но и школ в целом. Нужно строго лимитировать количество запросов и требований, исходящих от различных инстанций.
– Сейчас идет строительство Хмелевицкой школы. Хватит ли учеников, чтобы заполнить здание, рассчитанное на 300 мест?
– В Хмелевицкой средней школе в настоящее время обучается 187 детей. После ввода вновь построенного здания планируется присоединение Красногорской основной школы, где сегодня 48 учеников. Надеемся, что увеличится количество желающих обучаться в классе оборонно-спортивного профиля.
– Горожане в свою очередь интересуются, планируется ли строительство школы в Шахунье.
– Начало строительства новой школы на 1000 мест в городе планируется в 2024 году. Земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, передан в казну г.о. г. Шахунья. Он находится в 90 метрах на север от северной границы земельного участка №98 по ул. Комсомольской – в районе пожарной части.
– В этом году в г.о. г. Шахунья впервые услышали о персонифицированных сертификатах, которые выдаются детям, обучающимся в учреждениях дополнительного образования округа. Эта процедура уже завершена?
– Выдано 845 сертификатов в ЦВР "Перпектива" и ФОКе "Атлант". Процедура продолжается.
– Как обстоят дела с введением второго иностранного языка? Нет ли проблем с преподаванием?
– Второй иностранный язык с 1 сентября введен во всех образовательных учреждениях в объеме двух часов в пятых классах. В основном это немецкий язык, в гимназии и школе №14 еще и французский. Кадровый вопрос решен благодаря мобильности наших педагогов: многим пришлось вспомнить второй язык, который изучали в ВУЗе, некоторым – пройти переподготовку и получить еще одно высшее образование по методике преподавания второго иностранного языка.
– Родители и учащиеся спрашивают, будет ли в среднем звене школ пятидневка?
– Этот вопрос назрел давно. Однако следует учитывать тот факт, что благодаря шестидневной учебной неделе были безболезненно введены второй иностранный язык, родной язык и родная литература. Это было сделано в основном звене в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Внесены изменения в учебные планы за счет часов "школьного компонента". При пятидневной учебной неделе такой возможности нет.
– Многие жалуются на качество и стоимость питания в школах. Как вы оцениваете данную ситуацию?
– Организация питания в общеобразовательных организациях осуществляется индивидуальными предпринимателями по договору аутсорсинга, именно они несут ответственность за соблюдение санитарного законодательства. На образовательные организации возложен контроль за организацией питания и качеством блюд. О снижении стоимости и улучшении качества питания можно говорить только при возврате в штатное расписание работников столовых, тогда наценки на питание не будет, и заработную плату поварам и другим работникам пищеблоков будет оплачивать местный бюджет.
– Нарисуйте обобщенный портрет педагога, работающего в шахунской школе. Какой он, современный учитель?
– Известная мудрость гласит: "Нельзя научить тому, чего не умеешь сам". Размышляя о новых требованиях государственных стандартов к умениям и качествам личности учащихся, невольно задумываешься над тем, каким при этом должен быть их наставник. Современный учитель – это прежде всего гуманист, человек с твердой гражданской позицией, позитивным и гибким мышлением, социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, постоянно работающий над повышением кругозора, формирующий научный тип мышления у школьников, развивающий творческие способности детей, их личность, придающий особое значение формированию базовых умений.
– Что пожелаете педагогам?
– Здоровья и терпения, внутренней умиротворенности и гармонии, уважения окружающих и искренней благодарности за великий труд. Пусть вам сопутствует удача во всех делах, а ученики вместе с вами добиваются невероятных высот.