Об инфраструктуре.
В этот день в каждом вагоне была развернута тематическая экспозиция, отражающая историю становления и развития отечественных железных дорог, современные инновационные проекты и технологии. В первом вагоне, предназначенном для проведения конференций и лекций, на экране продемонстрировали видеоролик в формате 3D. Это стало вступительным словом к посетителям. Здесь же, на потолке, можно было полюбоваться интерактивной моделью звездного неба.
История железнодорожного транспорта России с 1834 года и по настоящее время представлена в вагоне "Инновационное развитие ОАО "РЖД". Здесь можно увидеть макет паровоза Черепановых, высокоскоростных пассажирских составов "Сапсан", "Allegro", электропоезда "Ласточка". Экспозиция масштабных макетов современной техники — в вагоне "Подвижной состав РЖД". Среди них — газотурбовоз, магистральный тепловоз "Витязь" с асинхронным тяговым приводом.
Отдельная тема — энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность на железных дорогах, а также автоматика, телемеханика, связь и управление перевозочным процессом. Сложно, но очень увлекательно.
"Путь к Победе".
В вагоне с таким названием — экспонаты, посвященные боевому и трудовому подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Здесь представлены подлинные и восстановленные музейные предметы. Читательница нашей газеты Г.С. Глушкова, поделившаяся впечатлениями об экскурсии в ПВЛК, с особенным чувством вспоминает именно этот раздел:
— Теплушка, в которой горит огонь, а за окном мелькают леса и поля. Дорога на фронт. Ждет ли этих двух солдат обратная дорога домой после окончания войны?
В завершение — имитация Вечного огня со словами — "В память о тружениках стального пути к Победе".
Юбилей БАМа.
В этом году исполняется 45 лет с начала самой дорогой стройки СССР — Байкало-Амурской магистрали протяженностью 4300 км — от Тайшета до Советской Гавани. На трассе пробито восемь тоннелей (в том числе самый крупный в России — Северомуйский, длиной 15 км), 2230 мостов (среди них — легендарный виадук Чертов мост), на карте появилось свыше 60 городов и поселков, 200 железнодорожных станций.
Первыми строителями магистрали в 30‑х годах стали несколько сотен тысяч заключенных: под контролем ОГПУ был создан БАМЛАГ. В годы войны сооружение железнодорожного пути прекратили, а в 1974‑м БАМ объявили ударной комсомольской стройкой. Сколько сложных преград при этом пришлось преодолеть: вечную мерзлоту, сейсмическую активность, 11 рек, семь горных хребтов.
В наше время ОАО "РЖД" разработана стратегическая программа развития БАМа до 2020 года, направленная на решение пяти важных стратегических задач, одна из которых — хозяйственное освоение обширной территории — около 1,5 млн кв. км, богатой запасами минерального сырья, топливно-энергетическими и лесными ресурсами. В мае 2018 года В. Путин самым дорогим нацпроектом с реализацией на пять ближайших лет назвал план модернизации магистральной инфраструктуры. На эти цели будет потрачено 6,35 трлн руб., в том числе на БАМ и Транссиб, пропускная способность которых должна вырасти в полтора раза.